Слайд 1СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОДНОГО ЯЗЫКА
Материал для подготовки учащихся 5-9 классов
к
предметным олимпиадам
по русскому языку
Симоненко Ирина Олеговна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №44 г. Мурманска
Слайд 2Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Святой Августин
История языка неразрывна с историей народа, говорящего
на нем
Слайд 3Сравните тексты. Найдите общие и отличительные черты на разных уровнях
языка.
Как вы думаете, данные тексты созданы на одном языке или
на разных?
Аргументируйте свою точку зрения.
ЗАДАНИЕ
Єгда чьтеши кънигы/ не тъщисѧ бързо иштисти до другыiа главиζны/ нъ поразоумѣи/ чьто глаголють кънигы и словеса та/ тришьды обратiасѧ о ѥдинои главизнѣ//
главиζны – «глава»
Когда читаешь книги, не старайся быстро прочитать до другой главы, но поразмысли, о чем говорят книги и слова в них, трижды возвращаясь к одной главе.
Слайд 4Развитие письменности у славян
Пиктография, или рисуночное письмо
Узелковое письмо
Руница
Фонография
(буквы фиксируют звуки, фонемы) – азбучное письмо
История ума представляет две
главные эпохи:
изобретение букв и типографии;
все другие были их следствием.
Н. М. Карамзин
Слайд 5Узелковое письмо
По мнению учёных, узелковые письма оставили память о себе
в русских народных сказках, в которых герою показывает дорогу волшебный
клубок.
Узелковое письмо использовалось славянами в дописьменный период чаще всего для счёта. С этой же целью наши предки использовали в быту бирки (рабоши, раваши) – палочки, ленты из бересты, на которые наносились чёрточки.
Слайд 6Руны – письменные знаки,
состоящие из прямых и пересекающихся линий
Корень
слова «руна» (герм. «run») имеет семантику «секрет», «тайна».
Руны высекали на
оружии, вышивали на одежде, поскольку этим знакам приписывали магическое значение.
Слайд 7Создание славянской азбуки
Византия, IX век
Город Солунь (Фессалоники) на границе с
Болгарией
Братья Константин и Михаил (при пострижении в монахи – Кирилл
и Мефодий)
Константин, благодаря живому уму, страсти к учению, получил блестящее образование. По преданию, он владел 22 языками. Мефодий обладал большим даром организатора.
В 862 году Константин и Мефодий были отправлены в Болгарию для просвещения людей. Но обучение славян оказалось невозможным без книг на родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий начал переводить на язык славян церковные книги, написанные латынью.
В 863 году братья огласили изобретение славянского алфавита. В том же году они прибыли в Моравию, крупнейшее государство славян, для просвещения людей.
В начале 11 века, после принятия христианства, первые книги на славянском языке появились в Киевской Руси.
ЗАДАНИЕ.
Рассмотрите памятник.
Кирилл изображён со свитком,
Мефодий – с книгой
КТО ………...? КОГДА …….? ПОЧЕМУ………?
Слайд 8 38 букв
Самобытное начертание букв
Возможно, глаголица являлась
тайнописью
ГЛАГОЛИЦА
Слайд 9 Основа – греческий унциал
44 буквы
Древняя кириллица легла
в основу графики 108
языков
(русского, белорусского, украинского, болгарского, македонского, сербского и др. )
КИРИЛЛИЦА
Слайд 10Теория Ярослава Кеслера (книга «Русская цивилизация. Вчера и завтра»)
ЗАДАНИЕ. Завещание
потомкам
Азъ - «я»
Буки (букы) – «буквы, письмена»
Веди (веде) – «познал», прошедшее время от
«ведити»- знать
Глагол – «слово»
Добро – «достояние, богатство»
Есть (есте) - 3 л. ед. ч. от глагола «быть»
Живѣте - мн. ч. от «жить»
Зело - «усердно, со рвением»
Земля – «планета Земля и ее обитатели»
И - союз «и»
Иже – «те, которые, они же»
Како – «как», «подобно»
Люди – «существа разумные, люди»
Нашъ – «наш»
Онъ – «оный» в значении «единственный, единый»
Покои – «основа (мироздания)»
Рцы (рци) - повелительное наклонение «говори, изрекай, читай вслух»
Слово – «слово, то, что передаёт знание»
Твердо – «уверенно, убежденно»
Укъ – «основа знания». Ср. наука, учить, навык.
Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет»
Составьте текст азбучного послания, опираясь на перевод и толкование названий букв древнего алфавита
Слайд 11Буквы кириллицы
Буквенные дублеты, буквы-дублеты –
это буквы,
обозначающие один и тот же звук.
Ѕ (зело) И Ʒ (земля)
= [з]
Ф (ферт) и Ѳ (фита) = [ф]
Н (и восьмеричное), І (и десятеричное), Ѵ (ижица) = [и]
О (он) и Ѡ (омега) = [о]
Ѯ (кси) – царевич АЛЕѮНН, но крестьянин АЛЕКСНН
Ѱ (пси) – ѰАЛЪМЪ (псалом), но увидел ПЬСА
Слайд 12Ѣ (ять) = [и][э] ДѢТИ – ДЕТИ – ДИТЯ
Ъ (еръ)
– сверхкраткий [О], произносился в сильной позиции
Ь (ерь) – сверхкраткий
[Э], произносился в сильной позиции
Ѧ (юс малый) – носовой звук, превратился в [А]
Ѫ (юс большой) – носовой звук, превратился в [У]
Ѥ Ѭ Ѩ – йотированные звуки, соответствуют Е, Ё, Я
~, ҃ (титло) – надстрочный знак, который использовался для сокращения слов и обозначения цифр: ГОСПОДЬ =
Ѿ = ОТ
Буквы кириллицы
Слайд 13Сперва аз да буки, а там и науки.
Начать с азов.
Не
суйтесь, буки, поперёк аза.
Стоять глаголем.
Сам оником, ручки фертом.
Ерь да еры
упали с горы, ерь да ять никому не поднять.
Сделать на ять.
У нея ротик фитою.
От аза до ижицы.
Пропишу я тебе ижицу.
Расставить покоем.
ЗАДАНИЕ. Объясните значение пословиц и поговорок, в которых встречаются забытые названия букв кириллицы
Слайд 14 История буквы Ё началась в 1783 году, когда на
одном из первых заседаний только что созданной Академии Российской словесности
с участием её директора – княгини Екатерины Дашковой, а также известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина прозвучало предложение заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой «Е» с двумя точками сверху.
Широкую известность новая буква получила благодаря историку Н.М. Карамзину. Именно он впервые решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну букву «ё». Так, с лёгкой руки Карамзина буква «ё» и закрепилась в русском алфавите.
ИСТОРИЯ БУКВЫ Ё
Памятник на родине Н.М. Карамзина –
в городе Ульяновске
Слайд 15Зарядка для глаз
РАСПОЛОЖИТЕ БУКВЫ ПО ПОРЯДКУ. СЛЕДИТЕ ГЛАЗАМИ ЗА УКАЗКОЙ
УЧИТЕЛЯ
Слайд 16Закон чешского лингвиста Антонина Гавлика
СЪ̠СЪ̟СЪ̠
ЧЬ̠ТЬ̟ЦЬ̠ = ЧТЕЦ
Сверхкраткие (редуцированные) гласные Ъ и Ь не произносится
в
позиции конца слова: ДОМЪ̠
в слоге перед полнозвучным гласным: КЪ̠NНГЫ
Сверхкраткие (редуцированные) гласные Ъ и Ь
произносится под ударением
Учимся читать древние тексты
Слайд 17ДВЬРЬ
ЗЪВЪ
ЗЪВАТИ
МЪХЪ
МЬХЪ
ТЪ
ТЬ
ХЪЛМЪ
NАСЛҌДЬНИКЪ
ВЬРБА
ДҌТЬСКЫИ
ГОСТИНЬЦЬ
ДЬНЬ
ДЪНО
ТЪРГЪ
СЪБОРЪ
ЗАДАНИЕ. Отметьте сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь.
Прочитайте слова
ПРИМЕР: ПРАВЬ̠ДЬ̠НИКЪ̠ - ПРАВЕДНИК, ДЪ̟ЛГЪ̠ - ДОЛГ
Слайд 18ДВЬ̟РЬ̠ -ДВЕРЬ
ЗЪ̟̟ВЪ̠ - ЗОВ
ЗЪ̠ВАТИ - ЗВАТИ
МЪ̟ХЪ̠ - МОХ
МЬ̟ХЪ̠ - МЕХ
ТЪ̟
- ТО
ТЬ̟ - ТЕ
ХЪ̟ЛМЪ̠ - ХОЛМ
NАСЛҌДЬ̠НИКЪ̠ - НАСЛЕДНИК
ВЬ̟РБА - ВЕРБА
ДҌТЬ̠СКЫИ
- ДЕТСКЫИ
ГОСТИНЬ̟ЦЬ̠ - ГОСТИНЕЦ
ДЬ̟НЬ̠ - ДЕНЬ
ДЪ̠НО - ДНО
ТЪ̟РГЪ̠ - ТОРГ
СЪ̠БОРЪ̠ - СБОР
ЗАДАНИЕ. Отметьте сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь. Прочитайте слова
ПРИМЕР: ПРАВЬ̠ДЬ̠НИКЪ̠ - ПРАВЕДНИК, ДЪ̟ЛГЪ̠ - ДОЛГ
Слайд 19МЬСТЬ
ВОЛЪ
МЪХЪ
РЪТЪ
ЛЪЖЬ
ЛЪБЪ
КОНЬ
ЛЬСТЬ
ЗАДАНИЕ. Подберите к словам однокоренные слова. Рассмотрите случаи с беглым
гласным. Восстановите облик слов в древнерусском языке
ПРИМЕР: СОН - СНА
– СЪНЪ, СОК – СОКИ - СОКЪ
МЕСТЬ
ВОЛ
МОХ
РОТ
ЛОЖЬ
ЛОБ
КОНЬ
ЛЕСТЬ
Слайд 20Прочитайте текст.
Переведите его.
Назовите произведение и предполагаемого автора
Слайд 21Прочитайте текст. Переведите его.
Слайд 22Числовое значение букв кириллицы
Тьма – 10 000
Легион – 10 тем
Леодр
– 10 легионов
Ворон – 10 леодров
Колода - 10 воронов
Слайд 23ЗАДАНИЕ. Расшифруйте запись и переведите в число
Слайд 24Изменение шрифта
Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом c
геометрическим начертанием букв.
С середины XIV в. у восточных славян буквы
кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается число сокращённых слов. Такой тип письма называется полууставом.
С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.
Слайд 25Древние рукописные книги
ОСОБОЕ ИСКУССТВО
ПИСЦЫ-КАЛЛИГРАФЫ
ПЕРГАМЕНТ (обработанная кожа молодых животных)
ВИЗАНТИЙСКИЕ КРАСКИ
ДОСКИ ДЛЯ
ПЕРЕПЛЁТА
ДОРОГОЙ ОКЛАД
ЗОЛОТО И СЕРЕБРО
ГУСИНОЕ ПЕРО
МИНИАТЮРЫ И ОРНАМЕНТЫ
МИНЕРАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ
КРАСНАЯ
РАСПИСНАЯ БУКВИЦА (ЛИТЕРА, ИНИЦИАЛ)
Используя опорные слова, составьте небольшой текст об оформлении древнерусских книгах в старину
Слайд 26«Апо́стол» («Московский Апостол») — первая датированная напечатанная книга в России.
Напечатана в 1563—1564 годах
Иваном Фёдоровым и
Петром Мстиславцем
Возникновение книгопечатания
Слайд 27РЕФОРМА ГРАФИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ПЕТРА ПЕРВОГО 1708-1710 гг.
Были устранены буквы
кириллического алфавита, которые не передавали звуков живой славянской речи: Ѱ,
Ѯ, Ѡ
Буква Э была узаконена и зафиксирована в азбуке
Была предпринята попытка исключить буквы-дублеты. Окончательно исчезла из азбуки буква «зело»
Были отменены числовые значения славянских букв и окончательно введены арабские цифры
Отменены были все надстрочные знаки
Были установлены строчные и прописные начертания букв, существующие поныне
Буквы приобрели более округлые и простые начертания.
Все изменения были направлены на то, чтобы облегчить обучение письму и
способствовать широкому распространению грамотности в русском обществе.
В 1710 г. гражданская азбука была окончательно утверждена
специальным указом Петра I, который написал:
«Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги…»
Слайд 28Реформа русской орфографии 1918 года
В соответствии с реформой:
из алфавита исключались
буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них
должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И;
исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант);
изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разступиться → расступиться);
в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание -аго после шипящих заменялось на -его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -аго заменялось на -ого, а -яго на -его (например, новаго → нового, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія — на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);
словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;
словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) — на её (неё).
Слайд 29ЗАДАНИЕ. Докажите, что приведённые ниже тексты были написаны до реформы
орфографии 1918 г.
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил
десницею кровавой
Чего желать России боле?
Минерва на ея престоле,
Щедрота царствует над ней!
Иностранка по происхожденiю, при вступленiи в бракъ с Ѳедоромъ Ивановичемъ Тютчевымъ, совершенно чуждая Россiи, Эрнестина Ѳедоровна нарочно изучила русскiи языкъ, чтобы прiобрҍсти этим путемъ возможность читать в подлинникахъ стихотворенiя своего мужа, поэтическiи талантъ котораго она любила и оцҍнивала по достоинству.
Слайд 30Лингвистический турнир
Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово
ЛЕС следует искать после слов ЛИПА, ЛУГ, ЛЫЖА, а в
«Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наоборот, слово ЛЕС расположено перед всеми этими словами?
Почему в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова омонимы МИР (отсутствие войны) и МИР (вселенная) следуют друг за другом, а в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово МИР во втором значении следует искать через 2 страницы после слова МИР в первом значении?
БЛИЦ
Слайд 31Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов
на букву Е нет слова ЕСТЬ?
Как называется наш алфавит? Какие
ещё славянские языки пользуются этой азбукой?
В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я - последняя буква алфавита»? Аргументируйте свой ответ.
Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово ЛУК следует искать после слова ЛУКАВИТЬ, а в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наоборот, слово ЛУК расположено перед ЛУКАВИТЬ?
Слайд 32В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие
строки:
Имя твое – птичка в руке,
Имя твое –
льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Какие именно пять букв имела в виду Марина Цветаева?
Слайд 33ИСТОРИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
Первая строка – тема синквейна, одно слово;
Вторая строка
– два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
Третья строка
– три глагола, рассказывающие о действиях темы;
Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора к теме;
Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; резюме.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
Слайд 34Источники:
Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для студентов пед.
институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение,
1990
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2007
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2007
Интернет-ресурсы:
http://1000vladimir.spb.ru
http://bigslide.ru/literatura/986-istoriya-vozniknoveniya-knigi.html
http://fanread.ru/book/5193798/?page=1
http://nenuda.ru/
http://olpictures.ru/pyotr-1-kartinki.html
http://pobedpix.com/drevnerusskiy-tekst
http://pomp3.ru/pomp3_artist/rona-runa
http://www.bookinistrk.ru/news/750/
http://www.logoslovo.ru
http://www.zaporozhskie.ru/publ/tablica_oboznachenija_chisel_bukvami_v_staroslavjanskom_jazyke/1-1-0-41