Слайд 2ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было
на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со
своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Слайд 3Было у царя два сына: I спряжение и
II спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
- Стар
я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Слайд 4Думали они три дня и три ночи и решили: II
спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются
на – ить, а
I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и выпустил указ о разделении царства.
Слайд 5Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но
не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась
в двух разных царствах. Это были глаголы:
Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
Слайд 6Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
Что случилось?
По твоему указу
оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители
– в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
Смилуйся, государь, сделай исключение.
Слайд 7Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам
остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются
на – ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
ЗАПОМНИТЕ ИХ, РЕБЯТА!
Слайд 8Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши
слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня
вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
Слайд 9Как же запомнить окончания
I и II спряжения?
Слайд 10К суффиксам –е и –и нужно подставить две горизонтальные палочки
снизу и сверху.
На что они станут похожи?
Слайд 11На римские цифры
I и II: Е и И.
В
I спряжении всегда суффикс Е,
а во втором
– И.
Слайд 13Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на
–ить,
Исключая только брить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать,
дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е спрягать нельзя!
Слайд 14Но как же определить, к какому спряжению отнести глагол:
к
I или ко II?
В этом нам поможет неопределённая форма глаголов.
Чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в неопределённую форму и посмотреть на суффикс глаголов в
неопределённой форме.