Слайд 1Становление и развитие образования в России
Слайд 2Грамота – второй язык.
Грамота (от греческого grammata – «чтение и
письмо») – это умение читать и писать.
Слайд 3В круг наших исследовательских интересов вошли следующие вопросы:
обучение грамоте на
Руси;
становление и развитие образования на Дону в конце XVII –
начале XIX веков;
- просвещение на Дону в XIX – начале XX веков;
- возникновение учебных заведений в ст. Грушевской в конце XIX – начале XX века;
- развитие школьной сети станицы Грушевской в XX веке
Слайд 4
Цель работы: проследить становление и развитие образования в России (от
древности до XXI века)
Задача данной работы: показать какие же процессы
сопровождают становление и развитие образования в нашей стране.
Гипотеза: развитие российского образования имеет свои особенности, которые характерны для определенных этапов его развития.
Слайд 5
Формы и методы работы:
посещение музея Истории Донского казачества;
изучение и анализ
научного и архивного материала;
выделение закономерности в развитии образования;
- составление списков
родителей и выпускников школы по уровню образования.
Слайд 6
Обновление образования является одной из самых актуальных проблем
современной действительности.
Предполагаемым результатом нашей работы станет формулировка выводов об
особенностях развития российского образования, о его значимости на современном этапе.
Слайд 7
Можете ли вы себе представить какой была древнерусская школа?
Слайд 8
В старину по обычаю детей начинали
учить грамоте на Святого пророка Наума-грамотника – 14 декабря (1
декабря – по старому стилю), а не 1 сентября, как в наше время.
Слайд 9
Больше тысячи лет прошло с тех пор, как открылась на
Руси первая школа по велению князя Владимира
Слайд 10
В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре
утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.
Слайд 11Малии в вас и велицыи все равны,
Учений же ради
вящих местом да будут знатны...
Не потесняй ближнего твоего
И
не называй прозвищем товарища своего...
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся...
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твое да будет вместно...
Слайд 12
Книги ваши добре храните
И опасно на место кладите.
...Книгу,
замкнув, печатью к высоте
полагай,
Указательного же древца в нею
отнюдь
не влагай...
Книги к старосте в соблюдение,
со молитвой, приносите,
Тако же заутро принимая,
с поклонением, относите...
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте...
Книг на седалищном месте
не оставляйте,
Но на уготованном столе
добре поставляйте...
Книг аще кто не бережет,
Таковый души своей не бережет...
Слайд 13Сперва аз да буки, а потом другие науки.
Ученик обязан был
выучить названия и изображения букв в том порядке, как они
шли в азбуке, и вразбивку.
Слайд 14
Восковые дощечки – «буквицы» - имели
на одной поверхности слой воска, а на другой их стороне
вырезали все буквы алфавита, что служило подсказкой. Писали на них любыми острыми палочками, назывались они – «писало»
Слайд 15В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова:
"Розга
ум вострит, возбуждает память".
Благослови, Боже, оные леса,
Иже розги родят
на долгие времена...
Если кто урока не учит,
Таковый из школы свободного отпуста
не получит…
Слайд 16Становление и развитие образования на Дону
в конце XVII – начале
XIX веков.
Грамотность среди жителей Земли войска Донского
во второй половине XVIII века была редким явлением.
Слайд 17
Просвещение на Дону в XIX - начале XX веков.
В 1804
г. в частных домах обучалось 259 детей, в том числе
только 49 девочек.
В 1805 году на Дону, по официальным сведениям, в гимназиях, уездных и приходских училищах было всего 462 ученика.
Слайд 18В 1805 году открыта войсковая гимназия, первое среднее учебное заведение
на Дону
В конце 50-х годов XIX в. один учащийся приходился
на 400 казаков.
Слайд 19Город Таганрог. Гимназия
В конце учебного года ученики сдавали экзамены. Назывались
они испытаниями.
Слайд 20Учебные заведения станицы Грушевской конца XIX – начала XX века
Когда возникли первые учебные заведения в станице?
Какими они были?
Кто
в них обучался?
Слайд 211747 год – первое упоминание о Грушевском хуторе.
1778 год –
хутор стал называться Грушевским станом.
1790 год – хутор переименован в
станицу Грушевскую
Слайд 22Первая церковь была заложена 18 июня 1780 года во имя
великомученицы Варвары
Современный облик храма
Слайд 23Церковно-приходская смешанная школа при Варваринской церкви была с 1889 по
1902 год
Обучалось 10 мальчиков и 11 девочек
Попечитель: казак Филипп Михайлов
Заведующий
и законоучитель: Мефодий Попов
Учитель: диакон Иоанн Девяткин
Слайд 2410 апреля 1906 года Областное Правление войска Донского утвердило план
и смету на постройку двухклассного училища станицы Грушевской
Слайд 25Ведомость о церкви Варваринской Грушевской станицы Багаевского благочиния Донской епархии
за 1909г.
В приходе церкви есть 2 министерских училища – мужское
(45 учащихся) и женское (45 учащихся).
Заведующий мужским училищем – Петр Самсонович Чернышов
Заведующая женским училищем – девица Анна Ивановна Киреева
Законоучитель в обоих училищах – священник Павел Котельников
Слайд 26Церковь Иоанно-Богословская Грушевской станицы Багаевского благочиния Донской епархии построена в
1900 году
При церкви имеется церковно-приходская школа. В 1909 году в
ней обучается 44 мальчика и 18 девочек.
Заведующий школой и законоучитель – священник Стратоник Стефанов.
Учительница – дочь священника, девица Варвара Погорелова
Слайд 27Школьная сеть Грушевской станицы Черкасского округа области Войска Донского. 1910
год
Грушевское 1-кл. приходское училище
Число учащихся в настоящее время
– 90
при введении всеобщего обучения – 186
2) Грушевское 1-кл. женское училище 3-го разряда
Число учащихся в настоящее время – 47
при введении всеобщего обучения – 70
3) Грушевская 1-кл. церковно-приходская школа
Число учащихся в настоящее время – 61
при введении всеобщего обучения – 100
4) Грушевское 1-кл. Проектируемая новая школа.
Предполагаемое число учащихся обоего пола - 133
Слайд 28Памятная книжка области Войска Донского на
1915 год
Одноклассные приходские училища. Станичные и хуторские.
Грушевское –
почетный блюститель Н.Н. Миненков, учителя: Н.П.Ковалев, И.А.Рыковский, Ютищев.
Каменобродское – почетный блюститель П.Ф.Наумов, законоучитель св. С. Поярков, учителя: Г.В.Пухляков, П.Попов.
Камышеватское – почетный блюститель В.И.Извощиков, учителя: А.Попов, М.Гладков.
Женские училища 3-го разряда.
Грушевское – попечитель (вакансия), законоучитель св. П.Котельников, учитель М.В.Ильина, надзиратель А.И.Киреева.
Городские и сельские начальные училища.
Грушевское 2-е – учителя: А.И.Лазаренков, Ф.С.Сычев.
Слайд 29Анализируя собранные сведения, можно сделать вывод: за период с 1900
по 1915 год в станице Грушевской увеличилось число учебных заведений
с одного до пяти.
Наблюдается рост детей, посещающих школу и обученных грамоте.
В станице на данное время проживало 655 детей 8-11 лет обоего пола, а обучалось только 198 человек, т.е. 30%
Слайд 30 До революции неграмотным оставалось три четверти взрослого населения
страны. Школа-семилетка приходилась на 70 тысяч человек, тогда как одна
церковь – примерно на 2 тысячи жителей. Основную массу неграмотных составляли жители села, преимущественно женщины.
Слайд 31 Пришел Октябрь 1917 года… Советская власть сделала образование, науку,
культуру достоянием всего народа.
В 1919 году В.И.Лениным был
подписан декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Декрет предусматривал обязанность каждого человека в возрасте до 50 лет, не умеющего читать или писать, «обучаться грамоте на родном языке».
Слайд 32Учебные заведения ст. Грушевской
МБОУ Грушевская СОШ
Слайд 33Грушевской основной школе – 93 года!
Основана в 1919 году. В
избе-читальне обучалось около 30 человек.
В настоящее время в школе обучается
187 человек
Слайд 34Начальная школа хутора Чапаев
Здание школы в 1930-40х г.
Здание школы 1949-69
г.
Здание школы 1959-70 г.
Слайд 35Учителя Грушевской семилетней школы
Пятницына
Софья Ивановна
Михайлова
Зинаида Григорьевна
Слайд 36Учителя Грушевской восьмилетней школы
Матвеева
Раиса Григорьевна
Купор Василий Маркович (директор)
Чебыкина Алла Александровна
(завуч)
Отливанчик Евдокия Ефимовна
Кукаш Раиса Васильевна
Барыкина Людмила Ивановна
Слайд 37Попереко
Нонна Иосифовна
Алексеенко
Надежда Павловна
Слайд 38Строительство здания восьмилетней школы
1967-1970г.
Подрядчиком строительства школы явилось Грушевское СМУ.
Комплексная строительная
бригада под руководством бригадира Харитонова Николая Илларионовича
Слайд 39Новое здание восьмилетней школы
1970г.
Слайд 40Человек беспокойного сердца
(первый
директор новой школы)
Гергель
Георгий Константинович
Слайд 41Коллектив учителей Грушевской школы, работавших 1980-90х годах
Смелова
Татьяна Дмитриевна
Политаева
Надежда Васильевна
Пятницын
Дмитрий Васильевич
Выпускники
школы
Слайд 42Позднякова
Надежда Семеновна
Супрунов
Алексей Степанович
(с 1974г директор школы)
Куликова
Надежда Петровна
Пятницына
Валентина Ивановна
Слайд 43Четверикова
Тамара Михайловна
Ефименко
Екатерина Семеновна
(завуч)
Чернышова
Нина Ивановна
Чайченкова
Анна Ивановна
Мироненко
Ирина Анатольевна
Ганошенко
Людмила Мироновна
Слайд 44Летом 1990 года в школе произошел пожар. Пять лет ученики
школы обучались во вторую смену в здании средней школы
Слайд 46По статистическим данным на 2013 год уровень образования родителей учащихся
школы составляет:
Слайд 47Изучая уровень образования родителей учащихся и выпускников школы за 8
лет, пришли к выводу: окончив нашу школу, молодежь продолжает повышать
свое образование:
- 85% получает среднее специальное образование;
- 15% - высшее.
Слайд 48Высшее образование имеют 80% учителей
(в том числе 1 человек
имеет ученую степень кандидата педагогических наук),
средне-специальное – 20%.
высшую квалификационную
категорию – 20% первую квалификационную категорию – 53% вторую квалификационную категорию – 27%