Слайд 1
Тема урока
Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий
настоящего времени.
Слайд 2Цель урока:
знакомство с образованием и написанием страдательных причастий настоящего
времени; формирование навыка написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить
правописание безударных личных окончаний глаголов.
Слайд 3Проверка домашнего задания
От основ каких глаголов и с помощью каких
суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
Слайд 4упр.98
Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший,
надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся. Погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший
Слайд 5Вопрос:
Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме? Исправьте ошибки.
Слайд 6повторение
1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?
(их спряжение)
2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
-К I спряжению?
Слайд 7Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов
на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и
обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть).
Слайд 8выписать глаголы, объяснить их окончания
Труд все побеждает. Книга в
счастье украшает, а в несчастье утешает. Золотые руки на серебро
не купишь. Потерянного времени не воротишь. Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
Слайд 9В написании суффиксов каких причастий необходимо знать спряжение глаголов, от
которых они образованы?
( Действительных причастий настоящего времени)
- Назовите суффиксы
действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
Слайд 10Самостоятельная работа.
1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов
II спряжения,
2 вариант: выписать причастия, образованные от глаголов I спряжения.
(Стелющийся
туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями.)
Слайд 11Проверка
От II спр.-
дышащий зноем вечер
пенящийся поток
строящийся дом
хвалящийся достижениями
От I спр. –
Стелющийся туман шепчущийся камыш
распускающийся цветок
борющийся со стихией корабль
Слайд 12Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов:
прекрасный
- приставку
описать – приставка
доля-корень
потчевать - суффикс
колющегося– суффикс
синеющий -
окончание
Слайд 13Преодолевающий
С полученным словом составьте словосочетания, предложение.
- Произвести синтаксический разбор предложения.
Слайд 14С полученным словом составьте словосочетания.
Слайд 15Произведите синтаксический разбор предложения.
Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется
в жизни.
Слайд 16Проверка
Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.
(Повествовательное, невосклицательное.,
простое, распраненное, двусоставное, осложнено прич.оборотом)
Слайд 17Изучение нового материала
Анализ материала на стр.39
Чтение материала на стр.40
Слайд 18Работа с комментированием
прикрывать(1спр.)- прикрываемый
Решать
Отправлять-
Возводить
Сооружать
Оберегать
Видеть
Слайд 19Вывод.
Работа с учебником:
Упражнение 101 - устно
Слайд 20Закрепление
Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Образец: Обрабатывать(1спр. – обрабатываемый,
слышать (2спр., искл.) –слышимый.
Составлять
Освещать
Возводить
Посылать
Видеть
Сооружать
Слайд 21Замените действительные причастия настоящего времени страдательными
Образец.
Российские солдаты, охраняющие
границу.-
Граница, охраняемая российскими солдатами.
1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие
здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров.
(Индивидуальная работа )
Слайд 22ОТВЕТ
1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город.
4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды,
омывающие остров.
Слайд 23Вывод.
При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо
помнить спряжение глаголов.
Слайд 24Итог урока
С какими причастиями мы познакомились сегодня?
В суффиксах страдательных причастий
настоящего времени пишется:
буква е , если …
буква и, если …
Слайд 25Домашнее задание.
Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику.
Выполнить упр.104