Слайд 1ОГЭ
(ОСНОВНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН
по русскому языку)
Слайд 2Содержание экзаменационной работы по русскому языку
Слайд 3 Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих в
себя 15 заданий.
На выполнение работы отводится 3 часа
55 минут (235 мин.)
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Причём распределение времени регламентируется достаточно жёстко.
На выполнение 1 части работы отводится 85 мин.
Слайд 6 Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она
состоит из 14 заданий (2 – 14).
Ответы к
этим заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
На выполнение этой части
работы отводится 70 мин.
Слайд 7 3 часть выполняется на основе того же текста,
который Вы читали, работая над заданиями 2 части.
Приступая
к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2, 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. По форме это задание представляет собой сочинение-рассуждение.
Примерное время – 80 мин., т.к. подчас тестовая часть выполняется быстро, а сочинение требует длительных раздумий.
Слайд 8ВНИМАНИЕ!!!
На экзамене разрешено пользоваться
орфографическим словарём.
Слайд 9Вариант экзаменационной работы
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1
на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем –
текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 10Текст для прослушивания
Без доброты – подлинной теплоты сердца
– невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими
корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
152 слова
Слайд 11Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
Слайд 12 – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя
в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. –
(3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. –
(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: –
(13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: –
(19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
Слайд 13(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала
каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку
и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву*)
Слайд 14* Борис Львович Васильев (1924–2013гг.) – русский писатель. Тема войны
и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в
жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.
Слайд 15Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
Слайд 162
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам
документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
Ответ: ___________________________.
Слайд 173
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Ответ: ___________________________.
Слайд 184
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется
её значением – «приближение».
Ответ: ___________________________.
Слайд 195
Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является
исключением из правила.
Ответ: ___________________________.
Слайд 206
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
Слайд 217
Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Слайд 228
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Ответ: ___________________________.
Слайд 239
Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите
номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Слайд 2410
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но
и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
Ответ: ___________________________.
Слайд 2511
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
Слайд 2612
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной
связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
Ответ: ___________________________.
Слайд 2713
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Слайд 2814
Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
___________________________.
Слайд 29Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на
отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Слайд 3015.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет
ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3115.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их
вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3215.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 33Литература
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под
ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
Сайт «По уши
в ОГЭ и ЕГЭ!»
Егораева Г.Т. ОГЭ. Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части 3. Сочинение на лингвистическую тему. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Издательство «Легион», 2015.
Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Слайд 34Успехов Вам и вдохновения
в работе!!!