Слайд 3Рассыпанные буквы
Расставить буквы и прочесть названия 10 животных
ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ,
ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.
Слайд 4 Расставьте ударение.
Алфавит, договор, звонит, красивее, каталог, щавель, свекла, столяр,
торты, туфлями.
Слайд 5.“Удвоенные согласные” (блиц).
Замените следующие словосочетания одним словом
Товарищ по работе.
(Коллега).
Популярная игра на льду. (Хоккей).
Спортивный бег. (Кросс).
Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
Рисунки
в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)
.
Слайд 6. Ребус. “Расписание уроков”.
Слайд 7. Лабиринт – загадка. Найдите начало и пройдите внимательно по линиям,
которые соединяют между собой буквы. Прочитайте загадку и угадайте её.
Слайд 9 Наоборот.
. Подобрать к словам антонимы. Первые буквы подобранных слов, если
их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам.
Широкий
– узкий, твёрдый – мягкий, старый – новый, скучный – интересный, бесполезный – ценный, неряшливый -аккуратный.
Слайд 10
Ответить на вопросы (блиц).
Какую строчку не может прочитать ни один
учёный? (Строчку, прошитую на машинке.)
Какой бор никогда не имеет листвы?
(Бор - химический элемент).
Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).
В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).
Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман).
Слайд 11
Загадки.
По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на
отдых, а она себе идёт. (Река).
Не взять меня и не
поднять, Не распилить пилой, Не вырубить и не прогнать, Не вымести метлой... Но только мне придёт пора - Сама уйду я со двора. (Тень).
Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыбы).
На поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар).
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).
Слайд 12Буриме.
По данной рифме написать стихотворение: Лучами - ручьями, Снега -
луга. Ответ – оригинал:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали
мутными ручьями
На потопленные луга.
Слайд 15Что это?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его
всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
Не цветы, а
вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)
Слайд 16
Загадки – шутки (блиц).
Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное,
есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами).
В
каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (Ясно как дважды два четыре).
Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели! (Их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с глаголом.)
Слайд 17
Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.
Клевать носом; идти в ногу;
вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться
в трёх соснах. Для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём- то простом.
Слайд 18Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и
со значением “быстро”.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во
все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
Слайд 19 Творческое задание.
Показать мимикой, жестами фразеологизм своей команде, чтобы команда
угадала.
Слайд 20
Весёлая грамматика.
. Весёлая грамматика.
Слайд 21Прочитать стихи и указать, сколько раз встречается числительное СТО.
У простого
сторожа -
Часто в нём стоножка
Дорожит стоножка
И столичной ваксой
Вместо двух не
просто
Сразу столько обуви
У простой стоножки
И у той стоножки опыт перенять!!!
Непросторный дом:
Бродит под столом.
Чистит 100 сапог.
Чистотою ног,
Вычистить все сто,
Не носил никто!
Стоит постоять
Слайд 22Морфологические шарады.
Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот
же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и
в слове расход.
Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание.
Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из словаисключительный.
Слайд 23
Ответьте на вопросы (блиц).
Какой из шести падежей никогда не
употребляется с предлогом? А какой без предлога? (Именительный, предложный).
Перечислите по
порядку пять дней недели, не называя их. Какая часть речи вам поможет? (Наречия: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).
Составьте из двух предлогов домашнее животное. (К-от).
Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкими знаками? (Точь- в-точь).
Слайд 24.
“Дружная семейка” - это 10 частей речи. Необходимо к каждой букве
в слове подобрать часть речи.
Л
И
Т
Е
Р
А
Т
У
Р А
Слайд 25Грамматическая головоломка.
Впиши в клеточки от края к центру двадцать глагольных
форм, образованных по следующему указанию. Затем по ломаной линии —
звёздочке ты сможешь прочитать название романа М. Шолохова, по которому был снят фильм.
Слайд 28
Ответьте на вопросы. Блиц.
Что такое текст?
Как называется разговор двух и
более лиц?
Чем отличается описание от рассуждения?
Что такое монолог?
Слайд 29
ТЕЛЕГРАММА.
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но
бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий
родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?
Слайд 30. Составьте из слов высказывание В.Г. Белинского о русском языке
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых,
естественных понятий... Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Слайд 31Из каждой буквы слова составить телеграмму. ПАРТА, ШКОЛА.
Слайд 32Творческое задание
Написать небольшой рассказ, в котором все слова начинаются с одной
буквы.