Слайд 1
Петрушова Татьяна Владимировна
учитель русского языка и
литературы
«Единственный
путь, ведущий к знанию, – это деятельность»
Б.Шоу
Слайд 2«Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого
развития учащихся»
Слайд 3Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Практике текстоориентированого подхода
в обучении русскому языку способствовали учебно-методические комплексы под редакцией Т.А.
Ладыженской, М.М.Разумовской и П.А.Леканта в средних классах, А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой в старших классах. Введение ЕГЭ по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы и новой формы итоговой аттестации в IХ классах потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.
Слайд 4Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Развитие связной
речи – одна из главных задач уроков русского языка. Проблема
развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.
Слайд 5Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста
Г.П.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого, интеллектуального, нравственного развития учащихся в единстве.
В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Слайд 6Цели и задачи:
Интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения,
повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом.
1 .
Умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.
2. Практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм.
3. Умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
4. Умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Слайд 7Ведущая педагогическая идея:
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста
как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,
обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Слайд 8Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Наиболее результативными являются
следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
-
комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста ;
- тематические (речевые) уроки;
- лексические разминки;
- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
Слайд 9
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения
учебных занятий, например:
- лингвистическая лаборатория (приложение №2);
- урок-исследование;
- урок -
творческая мастерская;
- урок-тест;
- урок-конкурс;
- урок-игра.
Слайд 10Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых
технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Слайд 11Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с
5 по 11 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный
подход в работе с текстом
- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков,
- необходим на уроках в средних и старших классах;
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,
- с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Степень новизны опыта
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Слайд 12Результативность профессиональной педагогической деятельности
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь
определенных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского
языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Слайд 14Транслируемость практических достижений педагога
Можно выделить главное противоречие между общим снижением
уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой
личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Содержание опыта работы по теме «Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства. На сайте представлены разработки уроков и комплекс упражнений по развитию речи учащихся.
Слайд 15Литература
1.Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред.
Т.Д. Ладыженской. - М., 1980.
2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский
язык: Учебник-практикум для старших классов. / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова – М: Вербум – М, 2002. – 416 с.
3. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования). // Русский язык в школе. – 2001.- № 4. – с.4.
4. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учи
теля. / Б.Т. Панов – М.: Просвещение, 1980. – 280 с.
5. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. – 2003. - № 4.
6. Пересветова, Е.В. Сопоставительный анализ художественного текста на уроках русского языка. // Русский язык в школе. – 2006. - № 4. – с.28-32.
7. Соколова, Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс. Книга для учителя: Из опыта работы./ Г.П.Соколова – М.: Просвещение, 1992. - 192 с.