Разделы презентаций


Типы речевых ошибок и их исправление

Содержание

Цели урока: Повторить классификацию речевых ошибок;Формировать умение находить речевые ошибки в речи ;Вырабатывать умение исправлять речевые ошибки;Научиться оценивать качество речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Урок-практикум Русский язык, 10 класс
Учитель :

Ильина О.М.

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ  Урок-практикум Русский язык, 10 класс Учитель : Ильина О.М.

Слайд 2Цели урока:
Повторить классификацию речевых ошибок;

Формировать умение находить речевые ошибки в

речи ;

Вырабатывать умение исправлять речевые ошибки;

Научиться оценивать качество речи.


Цели урока: Повторить классификацию речевых ошибок;Формировать умение находить речевые ошибки в речи ;Вырабатывать умение исправлять речевые ошибки;Научиться

Слайд 3Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)
Определите, какие из приведённых

слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию:

Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, туфлей – туфель, противень – протвень.
От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.:
Автор, адрес, директор, договор,
катер, торт, цех, лектор.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие

Слайд 4Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)
Просторечия: ляжу, ложу, наградю,

туфлей, – протвень.
Автор - авторы, адрес - адреса, директор -

директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)Просторечия: ляжу, ложу, наградю, туфлей, – протвень.Автор - авторы, адрес -

Слайд 5Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)
От данных слов образуйте

форму Р.п. мн.ч.:
Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины,

сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи.
Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.:
Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.:  Абрикосы, апельсины, барышни,

Слайд 6Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)
Абрикосы - абрикосов, апельсины

- апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины -

осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий.
Дерево – оба дерева, обоим деревьям , дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары -

Слайд 7Грамматические (синтаксические) нормы (А 4)
Исправьте недочёты в построении предложений с

деепричастным оборотом:
Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.


Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 4)Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом:  Прочитав пьесу, передо мной

Слайд 8Грамматические (синтаксические) нормы (А 4)
Когда я прочитал пьесу, передо

мной встали образы персонажей.
Мы вошли в кочегарку, и нас

обдало жаром.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Мы вошли в

Слайд 9Грамматические (синтаксические) нормы (А 5)
Найдите и исправьте грамматическую ошибку:

Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет

великолепия Эрмитажа.
Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже:
Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу).
Грамматические (синтаксические) нормы (А 5)Найдите и исправьте грамматическую ошибку:  Все, кто хоть раз побывал в Петербурге,

Слайд 10Грамматические (синтаксические) нормы (А 5)
Все, кто хоть раз побывал

в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа.
Приехать по окончании института,

возвратиться по прибытии в столицу.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа.Приехать

Слайд 11Грамматические (синтаксические) нормы (А 26)
Произведите замену придаточных определительных

предложений причастными оборотами, где это возможно:
По тёмному небу, которое было

усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
«Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 26)  Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно:По тёмному

Слайд 12Грамматические (синтаксические) нормы (А 28)
По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд,

вспыхивали едва уловимые зарницы.
«Идиот» - роман, в котором творческие принципы

Достоевского воплощаются в полной мере.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 28)По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.«Идиот» - роман, в

Слайд 13
Речь хорошая:


Логич-ность

точность

Вырази-тельность

чистота

уместность

богатство

Речь хорошая:Логич-ностьточностьВырази-тельностьчистотауместностьбогатство

Слайд 14нормы
Словообразовательные
Морфологические
Синтаксические

нормыСловообразовательныеМорфологическиеСинтаксические

Слайд 15

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК





Употребление слова в несвойственном ему значении
Нарушение лексической сочетаемости
Лишнее

слово (плеоназм)
Тавтология
Неуместное повторение слов

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОКУпотребление слова в несвойственном ему значенииНарушение лексической сочетаемостиЛишнее слово (плеоназм)ТавтологияНеуместное повторение слов

Слайд 16ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК





Двусмысленность при употреблении местоимений
Синтаксическая бедность

Нарушение порядка слов
Нарушение видо-временных

отношений глаголов

Стилистическая неуместность

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОКДвусмысленность при употреблении местоименийСинтаксическая бедностьНарушение порядка словНарушение видо-временных отношений глаголовСтилистическая неуместность

Слайд 17
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.Мысль развивается на продолжении всего текста.

2.Он пристально слушал мой

рассказ .

3.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

Употребление слова в несвойственном

ему значении.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1.Мысль развивается на продолжении всего текста.2.Он пристально слушал мой рассказ .3.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.Употребление

Слайд 18
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень

удачно.
2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного вальса.
3. В преддверии

собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки.
.



Стилистическая неуместность

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно.2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного

Слайд 19
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



Он рассказал автобиографию своей жизни .
2.Поэт испытывал сильную ностальгию

по родине.
3.Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные

сувениры.
4.Мы дорожим каждой минутой времени.


Употребление лишних слов

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОн рассказал автобиографию своей жизни .2.Поэт испытывал сильную ностальгию по родине.3.Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы

Слайд 20
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был

грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью.


2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.
Он посылает эти главы книги своим друзьям.


Синтаксическая бедность

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки

Слайд 21
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


Отредактируйте предложения:
1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.


2. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.


3. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.


Нарушение порядка слов


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОтредактируйте предложения: 1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Столяр сделал эту этажерку из дуба

Слайд 22

ОТДЫХАЙКА

ОТДЫХАЙКА

Слайд 23
РАБОТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

РАБОТАЕМ  САМОСТОЯТЕЛЬНО

Слайд 24
Домашнее задание
Индивидуальные карточки с вашими речевыми ошибками, выписанными из тетрадей

по развитию речи.
Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить

их.
Домашнее заданиеИндивидуальные карточки с вашими речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые

Слайд 25СПАСИБО ЗА УРОК!!!

СПАСИБО  ЗА  УРОК!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика