Разделы презентаций


Типы речи

Содержание

Для понимания смысла любого текста важно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Типы речи
Подготовка к ЕГЭ: часть1, А 29.

Типы речи  Подготовка к ЕГЭ: часть1, А 29.

Слайд 2


Для понимания смысла любого текста важно


определить тип речи, использованный в нем, так
как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли.


Традиционно наша речь делится на три типа
(т.е. может быть представлена в типовых речевых формах):


описание

повествование

рассуждение

Для понимания смысла

Слайд 3 Описание -
тип речи,

при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек.
Например.

Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.( Н. Гоголь)
Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир –

Слайд 4Описание -
По объекту описания можно выделить
описание места,
описание состояния,


описание предмета.

Описание -По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Слайд 5Повествование -
тип речи, при помощи которого описываются события в

их временной последовательности.
Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и

уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)
Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности.Например. Я пошёл по направлению

Слайд 6Повествование -
Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности.
С

точки зрения композиции в повествовании выделяют:
экспозицию – обстановку, которая предшествует

действию;
завязку – начало развития действия;
развитие действия;
развязку – окончание действия.

Повествование -Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности.С точки зрения композиции в повествовании выделяют:экспозицию –

Слайд 7Рассуждение -
тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются

какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.
В любом рассуждении есть

тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод.
Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)



Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.В

Слайд 8Рассуждение -

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
тезис – мысль,

которую надо доказать;
аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или

опровергают тезис;
вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.
Рассуждение -В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:тезис – мысль, которую надо доказать;аргументы – факты, примеры, высказывания,

Слайд 101) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город

Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми

днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия»)

Тест. Проверьте себя.

Определите тип речи:

1) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах

Слайд 11 Тест. Проверьте себя.
Определите тип речи:

2) «Между тем черт

крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить

его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь)



Тест. Проверьте себя.Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул

Слайд 123) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой

истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и

детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева)

Тест. Проверьте себя.

Определите тип речи:

3) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы

Слайд 13 Ответы

1) описание

Ответы1) описание

Слайд 14 Ответы

2) повествование

Ответы2) повествование

Слайд 15 Ответы

3) рассуждение

Ответы3) рассуждение

Слайд 16Выполните тест.
1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода

всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно

делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом.

2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы.

3. Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь.

4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих — забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах — пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений.

Прочитайте текст. Определите тип речи.

Выполните тест.1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах

Слайд 17Выполните тест.
5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным

мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука,

человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление.

6. На Арбате — весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 30—40-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый — с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда.

7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман.

Прочитайте текст. Определите тип речи.

Выполните тест.5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти,

Слайд 18Ответы
1) рассуждение;
2) описание;
3) описание;
4) повествование;
5) рассуждение;
6) описание;
7) повествование.

Ответы1) рассуждение;2) описание;3) описание;4) повествование;5) рассуждение;6) описание;7) повествование.

Слайд 19Использованная литература:
1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет

«Первое сентября», 2007;
2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008.
3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006;
4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001;
5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004;
6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Использованная литература:1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. –

Слайд 20Спасибо
за
внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика