Слайд 1Типы текстов. Повествование.
Цели: рассказать о типах текста;
развивать умение различать
их;
воспитывать интерес к
творчеству Ю.И.Коваля.
Слайд 2Книги Юрия коваля мы давно знаем и любим. Любим потому,
что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим
потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.
(С.Михалков.)
Слайд 3Основные типы речи:
Повествование
Что произошло?
Описание
Какой?
Рассуждение
Почему?
Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?; к описанию – какой?; к рассуждению – почему?
Слайд 4Юрий Иосифович Коваль
(1938 – 1995)
Юрий Иосифович Коваль в молодости
был сельским учителем и сочинял сначала тексты диктантов и других
упражнений, чтобы интереснее учить детей. Может быть, поэтому все его книги, пронизанные любовью к деревенскому люду, к природе, окрашенные добрым, светлым юмором, так просты и интересны.
Слайд 5 Чтение миниатюры «Кони»
Редко в наших местах встретишь
теперь коней.
А встретишь – всегда обрадуешься.
Один
раз вышел на поляну, и вдруг кони.
Остановился, смотрю.
Кони тоже почувствовали близкого человека, подняли головы, смотрят на меня. А когда я пошёл дальше – кони двинулись неторопливо за мной.
Я заволновался. Не знаю, чьи кони и куда им надо идти. Может, им в другую сторону, а они – за мной.
Так они шли за мной, а я гордился. Я был теперь не простой человек, а с конями.
Потом-то они отстали.
Слайд 6- К какому типу речи относится данный текст? Как это
доказать?
- Можно ли содержание этого текста передать на одном фотоснимке
или слайде?
Если можно, то это – описание, потому что основа его – перечень таких признаков предмета, которые воспринимаются одновременно.
Если нельзя, то это – повествование, потому что основа его – перечень действий, которые развиваются последовательно, происходят одно за другим, в разное время.
Содержание миниатюры «Кони» передать на одном снимке нельзя, значит, это – повествование.
-Перескажите текст.
Слайд 7Работа с фрагментом текста из рассказа Ю.Коваля
«Воробьиное озеро».
Прочитайте текст.
- Ты уже сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его
там, в лесах.
Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо по середине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы.
Слайд 8
-Какой тип речи является основным в данном
фрагменте?
- Можно ли описание озера передать на одном фотоснимке или
слайде?
- Ребята в авторском тексте описание в плане прошедшего времени. Перескажите описание озера в плане настоящего времени.
(Воробьиное озеро не слишком большое, но и не маленькое. Лежит оно среди лесов, а прямо посередине рассекают его воды три острова. Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы.)
-Запишите в тетради.
Слайд 9Работа с фрагментом текста из рассказа Ю.Коваля «Сковорода»
Прочитайте текст.
На реке Сестре есть залив, который называется Сковорода.
Плывёшь на лодке по узкой протоке – это вроде ручка Сковороды – и вдруг выплываешь в залив, небольшой, но такой круглый, будто кто-то нарочно округлил её берега.
Вода здесь чёрная, закопчённая.
Ослепительными кажутся кувшинки и кубышки, крупные, как чайные чашки.
Девушки в красных платьях ворошат на берегу сено. Над ними звенят стрекозы; веером выпрыгивают из-под ног кузнечики, взлетают бабочки, трепещут у самого лица, шепчут что-то на ухо.
-Ответьте письменно на вопрос: почему залив называется Сковорода?
Слайд 10Примерный ответ на вопрос:
Залив называется Сковорода, потому что
по форме и даже по цвету он напоминает сковороду. Сам
залив небольшой и такой круглый, будто кто-то нарочно округлил его берега. Вода в нём чёрная. Закопчённая. А протока, по которой на лодке можно выплыть в залив, - узкая, вроде ручки сковороды.
- Какой тип речи у вас получился?
Слайд 11Работа с текстом В. Осеевой «Плохо».
Прочитайте текст, определите тип
речи, своё мнение обоснуйте.
Собака яростно лаяла, припадая на
передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
- Что выражено в названии рассказа: тема его или основная мысль?
- Объясните знаки препинания при диалоге.
Слайд 12Прочитайте пункты плана к тексту. Восстановите их последовательность. Запишите план.
Женщина
отогнала собаку.
«Как вам не стыдно!»
Котёнок «жалобно мяукал».
Мальчики стояли
рядом и «ничего не делали».
«Собака яростно лаяла».
1.«Собака яростно лаяла».
2. Котёнок «жалобно мяукал».
3. Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».
4. Женщина отогнала собаку.
5. «Как вам не стыдно!»