Слайд 1Учимся писать сочинение (ЕГЭ)
ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
Долинина Т.
А.,
заведующий кафедрой филологического
образования ИРО
Слайд 2Общая схема
Проблема (К1)
Комментарий (К2)
Аргументация собственного мнения (К4)
Вывод
Позиция автора (К3)
Собственное отношение
к проблеме
Слайд 3
Первая часть сочинения
Проблема (К1)
Композиционная разводка (К2)
Объяснение примера из
текста
своими словами (К2)
пример из текста,
возможна небольшая
цитата (К2)
Объяснение примера
из
текста
своими словами (К2)
пример из текста,
возможна небольшая
цитата (К 2)
Позиция автора (К3)
Слайд 4
Вторая часть сочинения
Позиция автора (К3)
Собственное отношение к проблеме
Обоснование собственного отношения
к проблеме (К4)
Объяснение примера из
художественного произведе-
ния своими словами (К4)
пример из
художественного
произведения (К4)
Объяснение примера из
социального опыта
своими словами (К4)
пример из социального
опыта (К 4)
Заключение (обобщение двух частей
сочинения)
Слайд 5Анализ текста
При анализе текста, предлагаемого на экзамене, необходимо определить конфликт,
основное противоречие.
Очень важно понять отношение автора к описываемому.
Для успешности этой
работы можно использовать следующие приемы:
Слайд 6Приемы анализа текста
с одной стороны – с другой стороны;
было –
случилось – стало;
черты характера героя;
анализ смысловых частей.
Отношение автора,
авторская
оценка
Слайд 7 Приемы анализа Отношение
автора
Слайд 8Комментарий
В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания текста. Комментарий
должен сделать текст понятным. Необходимо объяснить, как автор раскрывает проблему.
Комментарий должен опираться на исходный текст, поэтому важно привести не менее 2-х примеров из прочитанного текста, значимых для понимания проблемы, эти примеры необходимо объяснять, так как важно именно комментировать, а не пересказывать текст.
Слайд 9Композиционная разводка
Очень удобно комментарий начинать с композиционной разводки.
Композиционная разводка –
это предложение, в котором мы объясняем в обобщенной форме, что
делает автор в тексте.
Автор называет несколько причин…
Автор рассуждает о …
Чтобы мы поняли актуальность (значимость) поднимаемой проблемы, автор рассказывает о …
Доказывая, что проблема существует, автор приводит несколько примеров того…
Слайд 14
Первая часть сочинения
Проблема (К1)
Композиционная разводка (К2)
Объяснение примера из
текста
своими словами (К2)
пример из текста,
возможна небольшая
цитата (К2)
Объяснение примера
из
текста
своими словами (К2)
пример из текста,
возможна небольшая
цитата (К 2)
Позиция автора (К3)
Слайд 15Как может быть выражена позиция автора?
Категоричное утверждение
Совет, рекомендация
Иногда автор не
выражает прямо своего мнения, он предлагает читателю самому сделать вывод:
«каждый выбирает сам». Однако всем содержанием текста он показывает, какой выбор сделал бы он. В этом и заключается позиция автора
Может быть и так, что он утверждает что-то, но всем текстом показывает противоположное. Его позиция выражается как бы «от противного»
Слайд 16Проблема – это вопрос, который волнует автора.
Позиция автора –
это ответ на этот вопрос, возможные пути решения проблемы, предлагаемые
автором, тот вывод, к которому он приводит читателя.
Комментарий – это объяснение того, как автор эту проблему раскрывает, как он приводит нас к необходимому выводу. Это доказательство, что такая проблема в тексте действительно есть.
Проблема, комментарий к ней и позиция автора содержательно связаны между собой.
Слайд 17Нельзя путать тему и проблему текста.
Например, может быть предложена
тема «отцы и дети», а проблемы могут быть разными: проблема
непонимания, проблема необходимости заботиться о постаревших родителях, о связи поколений и т.п.
В теме «милосердие» тоже могут быть затронуты разные проблемы: проблема исчезновения милосердия в современном мире, проблема возрождения милосердия, проблема вечности милосердия и т.п.
Слайд 18Способы формулировки проблемы
1. Можно оформить проблему в виде вопроса:
Действительно ли
исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает
Д. Гранин в своей статье.
Как влияют сериалы о бандитах на формирование нравственных идеалов? Об этом размышляет А. Андреев.
Г. Горин ищет ответ на вопрос: «Почему человек бывает порой неоправданно жесток?»
Слайд 19Способы формулировки проблемы
2. Можно использовать ключевое слово «проблема», тогда для
названия проблемы используется форма родительного падежа существительного:
Д. Гранин поднимает проблему
исчезновения милосердия из нашей жизни.
А. Андреев ставит проблему влияния сериалов о бандитах на формирование безнравственных взглядов.
Б.Екимов рассматривает проблему влияния жизни природы на жизнь человека
Слайд 20Если мы используем для формулировки проблемы родительный падеж, то нам
необходимо отглагольное существительное в родительном падеже (проблема влияния, необходимости, отсутствия,
возрождения и т.п.)
В такой формулировке не должно быть предлогов.
Слайд 21Что может стать проблемой?
Проблемой, волнующей автора, может стать какое-то негативное
явление.
Проблема исчезновения милосердия.
Проблемой может стать позитивное явление.
Проблема возрождения милосердия
Проблемой может
стать вопрос, интересующий автора.
Почему водоемы зимой не замерзают до дна?
Как влияет искусство на человека?
Слайд 22Обоснование собственного мнения
Я убежден, что чтение обогащает человека.
Чтение книг позволяет
освоить интеллектуальный опыт человечества.
Книги помогают понять свое место в
социуме, научиться выстраивать отношения с другими людьми.
Книги обогащают душу человека, способствуют духовному развитию.
Книги дают возможность эмоционального сопереживания.
Чтение дает эстетический опыт.
Чтение развивает воображение.
Слайд 23Обоснование собственного мнения
Я тоже считаю, что без памяти о прошлом
невозможно наше будущее.
Людям необходим интеллектуальный опыт их предшественников.
Знание прошлого
помогает овладеть социальным опытом предшествующих поколений.
Очень важно сохранять нравственные законы, веками выработанные человечеством.
Необходимо учитывать ошибки прошлого, чтобы не повторять их в будущем.
Необходимо помнить о великих делах предков. Это формирует чувство гордости за свой народ и стремление подражать героям.
Слайд 24Обоснование собственного мнения
Я убежден, что без милосердия невозможна жизнь людей.
Милосердие
необходимо тому, кому нужна помощь, но оно значимо и для
того, кто эту помощь оказывает.
Для человека, которому помогли, доброе отношение других значимо, так как решаются его проблемы. Но, самое главное, милосердное к нему отношение позволяет этому человеку по-новому посмотреть на окружающих людей. Он понимает, что он не один, что он кому-то нужен, что в мире много добрых людей.
Слайд 25Обоснование собственного мнения
Для человека, который оказывает помощь, милосердие тоже очень
важно. Он понимает, что кому-то нужен, что он поступил хорошо.
Доброе
дело позволяет проявить свои лучшие качества, потому что способность сопереживать, сочувствовать – это то, что принято называть человечностью.
Сознание, что ты отказал другому в помощи, может долго мучать человека. Совесть не позволяет нам быть равнодушными к чужой беде.
Слайд 26
Вторая часть сочинения
Позиция автора (К3)
Собственное отношение к проблеме
Обоснование собственного отношения
к проблеме (К4)
Объяснение примера из
художественного произведе-
ния своими словами (К4)
пример из
художественного
произведения (К4)
Объяснение примера из
социального опыта
своими словами (К4)
пример из социального
опыта (К 4)
Заключение (обобщение двух частей
сочинения)
Слайд 27Учимся выстраивать собственную аргументацию в соответствии с проблемой и позициея
автора прочитанного текста
Типичной ошибкой ученических сочинений является то, что собственные
аргументы часто подбираются к теме текста, проблема понимается достаточно широко, при этом не учитывается позиция автора исходного текста. Нечеткая формулировка позиции автора ведет к нарушению логики при выборе собственных аргументов.
Слайд 28Д. Лихачева волнует вопрос: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской
культуры?» (К1)
Автор видит несколько причин величия Пушкина и непреходящего значения
его творчества для русской культуры. (Композиционная разводка)
Одна из причин, по мнению Д. Лихачева, в том, что Пушкин сумел создать идеал нации.
Очень важным для автора оказывается и то, что, о чем бы поэт ни писал, он умел создавать в своей поэзии «наивысшие явления», особое творческое напряжение.
Самое же главное, как отмечает Д. Лихачев, в том, что Пушкин не просто описывал чувства любви, дружбы, печали, он их «преобразовывал», создавал идеал этих чувств. (К2)
Именно поэтому, по мнению автора, мы и можем утверждать, что «Пушкин наше все». (К3)
Слайд 29
Работаем с текстами, построенными по последовательной (цепной) логической схеме
Тезис (новое)
Довод/ тезис (старое – новое)
Довод/тезис (старое – новое)
Довод/вывод
(старое – новое)
Слайд 30Схема текста
Людей всегда мучают сожаления
Самое сильное сожаление
о стремительности
времени
Из-за стремительности времени
не удается увидеть мир
Но это не страшно,
если будешь
видеть необыкновенное
рядом с собой
Слайд 311. К. Паустовский в своем тексте размышляет о сожалениях, которые
мучают человека постоянно. Можно ли как-то от них избавиться? Ответ
на этот вопрос и ищет автор. (К1)
Сначала автор с горечью отмечает, что нет такого снотворного, чтобы усыпить сожаления. Он даже называет два самых сильных сожаления: о чрезмерной стремительности времени и о том, что «не удалось… увидеть весь мир». (К2)
Казалось бы, от сожалений избавиться невозможно, но К. Паустовский знает, как разрешить проблему. Необходимо научиться видеть необыкновенное рядом с собой. По мнению автора, если человек научится ценить впечатления не по количеству, а по качеству, то он перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющей ему видеть многое. (К3). .
Слайд 322. К. Паустовский поднимает проблему быстротечности времени. (К1)
С горечью он
отмечает, что время столь стремительно, что человек и оглянуться не
успевает, как и детство, и юность незаметно проходят. Самое же печальное, по мнению автора, в том, что из-за этой быстротечности времени человек «не может увидеть весь мир», даже свою страну он не успевает узнать по-настоящему. (К2)
Однако, по мнению К. Паустовского, все не так уж печально. Необходимо только научиться ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Человек, замечающий чудо в капле воды и листьях ольхи, перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющем ему видеть многое. (К2) (К3)
Слайд 333. К. Паустовского волнует проблема того, что человек очень мало
успевает увидеть в своей жизни. (К1)
По его мнению, это связано
с тем, что время очень стремительно. Именно эта стремительность времени не позволяет человеку увидеть мир во всем его ошеломляющем и таинственном разнообразии. (К2)
Можно ли помочь разрешить эту проблему? Автор убежден, что да. Достаточно только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Например, заметить, что листья ольхи «похожи на детские ладони», а в капле воды «отражается калейдоскоп света и красок». (К2, К3)
К. Паустовский убежден, что «можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много» (К3)
Слайд 34Почему так важно уметь видеть чудо рядом с собой, ценить
впечатления не по количеству, а по качеству? Ответ на этот
вопрос ищет К. Паустовский в своем тексте. (К1)
Он размышляет о сожалениях, которые делают жизнь человека невыносимой, и называет два самых сильных: сожаление о чрезмерной стремительности времени и сожаление о том, что «не удалось… увидеть весь мир». Но этот рассказ нужен автору только затем, чтобы помочь нам понять, как от сожалений можно избавиться. (К2)
К. Паустовский убежден, что справиться с ними поможет именно умение видеть чудо рядом с собой, так как способность ценить впечатления не по количеству, а по качеству позволят перестать сожалеть о том, что мало увидел, а значит, и о быстротечности времени. Вот почему так важно такое умение. (К3)
Слайд 38Учимся читать и понимать художественный текст
Цель публицистического стиля –
дать информацию о каком-то предмете, явлении и прямо воздействовать на
читателя, убедив его.
Цель художественного стиля – воздействовать косвенно, прежде всего этически – через конкретизацию идеи в образах, композиционном решении, эстетически значимом речевом оформлении.
Слайд 39В публицистическом тексте автор обычно достаточно прямо формулирует проблему, а
также и свою позицию.
В художественном тексте автор как бы
«прячется» за образы героев, развитие событий, авторские отступления и пр. Читая о событиях, вы должны понимать, над какой проблемой заставляют задуматься все события текста.
При работе с художественным текстом нужно помнить, что речь идет не о проблемах героев, а о тех общечеловеческих проблемах, которые автор раскрывает через образы героев.
Слайд 40В художественных текстах, как правило, бывает несколько проблем. Пишущий сочинение
должен выбрать одну и писать сочинение по ней.
Нельзя забывать, что
комментарий к проблеме художественного текста несколько отличается от комментария к проблеме публицистического текста. В художественном тексте автор раскрывает проблему через образы героев, их поступки, характеры. Именно поступки, характеры героев необходимо объяснять в комментарии.
Слайд 41
При написании второй части сочинения важно проследить связь между
сформулированной проблемой, комментарием, позицией автора и аргументацией собственного мнения.
Можно
соглашаться или не соглашаться с мнением автора, но рассуждение необходимо выстраивать в единстве с заявленной проблемой и позицией автора.
Слайд 42Если в качестве аргумента используются примеры из художественных произведений, то
лучше сначала представить произведение, назвать его и автора, затем дать
очень краткое объяснение того, как это произведение (его фрагмент) связано с рассматриваемой в тексте проблемой (позицией автора).
Не нужно пересказывать произведение (фрагмент произведения) используемое в качестве примера.
Слайд 43Завершить сочинение лучше заключением, позволяющим объединить две части экзаменационной работы,
показывающим, что используемый пример подтверждает (или опровергает) позицию автора первичного
текста.
Слайд 441. Мне очень понравилась мысль К.Паустовского о том, что необходимо
научиться видеть необыкновенное рядом с собой и что именно это
поможет избавиться от многих сожалений.
Еще Л. Толстой предлагал нам научиться простому взгляду на жизнь. Вспомните, как тяжело было князю Андрею, когда он понял несостоятельность своей мечты о славе, когда он чувствовал себя виновным в смерти жены. Но встреча с Наташей в Отрадном научила его ценить радости каждого мгновения жизни, заставила по-новому посмотреть на жизнь и избавиться от многих сожалений.
Конечно, можно сказать, что не было у князя сожалений о быстротечности времени, о том, что мало удалось увидеть. Но спастись от любых сожалений можно, достаточно научиться видеть жизнь рядом с собой, радоваться ее проявлениям.
И в этом К. Паустовский прав.
Слайд 452. Конечно же, проблема быстротечности времени очень актуальна. Не случайно
у человека всегда была мечта остановить мгновение. Вспомните Фауста, героя
произведения Гете. Но какое мгновение останавливать? Какое будет самым прекрасным?
Я согласен с К. Паустовским, что самыми прекрасными оказываются мгновения обычной жизни. Увидел когда-то С.Есенин, как «у плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром», показал красоту этого нам, навечно запечатлев в своих стихах, и время оказалось не властно над обычным мгновением.
Думаю, именно умение ценить впечатления не по количеству, а по качеству и способно остановить время.
Слайд 463. Я согласна с К. Паустовским, что нужно научиться ценить
впечатления не по их количеству, а по их качеству
Давайте задумаемся,
много или мало успел увидеть А.С. Пушкин. Если количество его впечатлений сравнить с количеством впечатлений современного человека, то видел чудес в своей жизни великий поэт очень мало. Но как он умел видеть самое обычное! Вспомните: «Дорога промерзает, журча еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл». Как просто, но в то же время прекрасно.
Сожалел ли поэт о том, что мало чудес увидел? Думаю, ему на это даже времени не оставалось, так много удивительного было совсем рядом.
Сказанное мной о Пушкине, как и текст К.Паустовского, помогает учиться видеть многое в малом, в том, что рядом.
Слайд 474. Анализируя текст К. Паустовского, я вспомнила, как недавно, гуляя
в парке, услышала, как маленькая девочка спросила у мамы, показывая
на кленовые листики в луже: «А эти кораблики смогут до моря доплыть?» Наивный вопрос заставил задуматься о том, что детское восприятие мира позволяет видеть необычное в самом привычном. Как жаль, что потом такое умение исчезает.
Согласитесь, этот дар очень важно сохранить всем. Помните у С. Есенина: «Я учусь, я учусь моим сердцем / цвет черемух в глазах беречь…» Думается, именно умение в сердце сохранять красоту самого обычного и насыщает нашу жизнь неповторимыми впечатлениями и позволяет не сожалеть ни о стремительности времени, ни о том, что мало чудес увидел.
Слайд 48Подобрать примеры к тексту Д.Лихачева о том, что патриотизм –
это уважение других наций
1. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет
сознание. Подлинный патриот любит весь мир. Маяковский писал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Любовь к Парижу не заставила его отступиться от родной Москвы, но любовь к Москве помогла поэту полюбить и оценить Париж. Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть Вселенную… Наш патриотизм помогает нам любить другие, далекие народы, понимать чужую культуру.
(И. Эренбург)
Слайд 492. Князь Андрей казался теперь взволнованным.
– Сражение выигрывает тот,
кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли
сражение? Мы сказали себе очень рано, что проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться… А завтра мы этого не скажем.
И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял ту скрытую, как говорится в физике, скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
(Л.Н. Толстой. Война и мир)
Слайд 503. Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской
земли… происходило то же самое, что произошло в Москве. Как
только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось.
Те, которые выезжали, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть.
(Л.Н. Толстой. Война и мир)
Слайд 514. Из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся
друг за друга, человеческие странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся
в лесу француза, один казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю.
Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль. Он отказывался от еды и молча лежал у костра. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал.
Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– О, мои добрые друзья! Вот люди!
(Л.Н. Толстой. Война и мир)
Слайд 52Успехов в работе!
Благодарю за внимание!