Слайд 1Употребление предлогов
Тренировочные упражнения для устной работы.
7 класс
Слайд 2Употребление непроизводных предлогов
Слайд 3Прочитайте, употребляя имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже
с предлогами
В или НА, ИЗ или С
Вазу поставили (стол,
комод, подоконник, этажерка).
Посуду поставили (буфет, тумбочка, стол).
Вазу убрали (подоконник, этажерка, шкаф,
Комод, стол).
Посуду достали (буфет, тумбочка, стол).
Слайд 4Прочитайте, вставляя вместо точек нужный предлог – В или НА
Вещи
мы заранее доставили .. вокзал.
.. Москвы .. Хабаровск .. самолете
ТУ-114 пассажиры попадают за 9 часов.
Мы добирались не .. лошади, а .. автомашине.
.. Поле ученической бригады кукуруза вытянулась выше человеческого роста, а .. подшефном огороде вырос богатый урожай помидоров. Вчера ребята работали .. поле и .. огороде.
.. площадях, .. переулках, ..парках и .. скверах – везде было многолюдно.
Слайд 5Прочитайте, употребляя данные в скобках слова в нужном падеже с
предлогом К или ДО
Поезд подходил (Москва).
На второй день мы доехали
(Москва).
Он первый доплыл (берег).
Вторым подплыл (берег) я.
(Финиш) оставалось три круга.
Конькобежцы устремились (финиш).
(Переправа) мы ехали на автомашине, а дальше пошли пешком.
Автомашина подъехала (переправа).
Слайд 6
Прочитайте, употребляя данные в скобках имена существительные в родительном падеже
с предлогом ОТ или С
На поляну легли длинные тени (береза,
осина, сосна, ель, кедр, лиственница, пихта).
Осыпаются листья (береза, осина, ольха, дуб, ясень, ветла, рябина, черемуха).
(Море) доносится однообразный шум прибоя.
Счисти (ботинки) налипшую грязь.
(Сено) пахло тонким ароматом степных трав.
(Костер) пышет жаром.
Слайд 7Прочитайте словосочетания, вставляя вместо точек нужный предлог – через или
сквозь
перейти … дорогу
переправиться … реку
перешагнуть … ручей
перепрыгнуть … лужу
перескочить
… канаву
идти … пургу
пробираться … заросли камыша
продеть нитку … игольное ушко
Слайд 8Прочитайте предложения, вставляя вместо точек пропущенные предлоги ПО, ВДОЛЬ и
восстанавливая окончания имен существительных
… улиц.. то и дело снуют автомашины.
…
улиц.. растут липы.
Кто же идет … дорог..?
… шоссе цветут яблони, посаженные учениками нашей школы.
Мы шли не … берег.. реки, а … лес.. .
Тропинка вьется …берег.., а через два километра сворачивает в лес.
Слайд 9Употребление производных предлогов
Слайд 10Прочитай предложения. Укажи причину употребления выделенных предлогов
Из-за недостатка знаний юноша
не владел техникой живописи.
Он сделал это из опасения повредить другу.
Благодаря
упорству и воле он овладел мастерством.
Художник страдал от грубости и пошлости окружающей жизни.
Слайд 11Внимательно прочитай предложения с предлогом БЛАГОДАРЯ. В каких случаях он
употреблен правильно, а в каких нет? Исправь ошибки.
Благодаря выпавшему снегу
вокруг стало светлее.
Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась.
В нашем лесу благодаря обильным дождям появилось много грибов.
Поход в горы был отложен благодаря сильному туману.
Слайд 13Образуй словосочетания, поставив слова в скобках в нужный падеж. Подчеркни
предлоги.
Согласно (расчет)
Несмотря на (стужа)
Благодаря (знания)
(В) виду (наступление холодов)
По (истечение) получаса
Вопреки
(ожидание)
Наперекор (мое желание)
По (прибытие) в город
Перед (мнение) большинства
Навстречу (ветер)