Слайд 1Фонетика
(опорные схемы)
Преподаватель русского языка и литературы Червонная З.Д.
Слайд 2Цель
Дать представление о фонетических единицах
Выявить орфоэпические нормы
Проследить взаимосвязь фонетики
и звукописи
Слайд 3Фонетика – наука о языке,
изучающая звуки речи
Звуки речи делятся на
гласные согласные
(голос) (голос, шум)
Слайд 4Гласные звуки бывают
Ударные
безударные
А,О,У,И,Ы,Э
Слайд 5с точки зрения произношения рассмотрим двойную роль букв Е,ё,Ю,Я
1.ПОД УДАРЕНИЕМ
ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ
ОБОЗНАЧАЮТ 1 ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАСНОГО
МЯТА
- [М’А]ТА
ТЮЛЬ - [Т’У]ЛЬ
ТЕМНЫЙ - [Т’О]МНЫЙ
РЕЧКА – [Р’Э]ЧКА1.
Слайд 62.ОБОЗНАЧАЮТ 2 ЗВУКА
1. НАЧАЛО СЛОВА
ЕЛЬ - [Й’Э] ЛЬ
ЕЛКА
- [Й’О] ЛКА
ЮЛА - [Й’У] ЛА
ЯМА - [Й’А] МА
2.
ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ
ПЕНИЕ - ПЕНИ [Й’Э]
ХИМИЯ - ХИМИ[Й’А]
3. ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ и Ь
СЪМКА - СЪ[Й’О] МКА
СЕМЬЯ -СЕМЬ[Й’А]
Слайд 7В безударном положении
Гласные
обозначают
Е
[и] о - [а]
А
река - р [и]ка стога - ст[а]га
пятак – п [и]так
Слайд 8При стечении согласных происходят следующие изменения
1. Тся – [ца]
смеется смее[ца]
ться - [ца]
биться би[ца]
2. Свистящие и шипящие
Жд дождь до[щ’]
Сч [щ] счет [щ’]ет
Зч возчик – во[щ’]ик
Чн - [ ш] булочная – було[ш]ная
Слайд 9аллитерация
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе)
одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один
из видов звукописи
Например: Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин
Слайд 10Согласные звуки
подразделяются на
глухие
звонкие
твердые мягкие
Слайд 11Выделяют Пары по глухости/ звонкости
Звонкие Б д з
ж г в
Глухие П т
с ш к ф
Не имеют парных глухие х, ц, ч’, щ’
Не имеют парных звонкие л, м, н, р, й’
Слайд 12Пары по твердости/мягкости
Б в г д з к л м
н п р с т ф х
Б’ в’ г’
д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’т’ ф’х’
Не имеют пар твердые звуки ц, ж, ш
Не имеют пар мягкие звуки ч’, щ’, й’
Слайд 13Сильная позиция
У гласных - под ударением
Сосна – сосны
У согласных – перед гласным
Снег – снега
Коровка - корова
Слайд 14Закон оглушения согласных звуков
1. Конец слова
Гриб – гри[п]
глаз -
гла [с]
2. Звонкий звук перед глухим
Коробка - коро[п] ка
Ложка -
ло[ш] ка
Слайд 15Изобразительные средства языка
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже
- в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности
художественной речи; один из видов звукописи
Например: Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин
Слайд 16ассонанс
Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных
звуков
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие
верхушки —
Французы тут как тут.
Ассонанс, как и аллитерация, не только служит целям самоценной выразительности поэтического текста, но и «выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы»[1].
Слайд 17звукопись
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности
речи.
В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи:
а) повтор звука:
«Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок);
б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак)
;в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин);
г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).