Разделы презентаций


Урок "Фонетика"

Содержание

Цель Дать представление о фонетических единицахВыявить орфоэпические нормыПроследить взаимосвязь фонетики и звукописи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фонетика (опорные схемы)
Преподаватель русского языка и литературы Червонная З.Д.

Фонетика  (опорные схемы)Преподаватель русского языка и литературы Червонная З.Д.

Слайд 2Цель
Дать представление о фонетических единицах
Выявить орфоэпические нормы
Проследить взаимосвязь фонетики

и звукописи


Цель Дать представление о фонетических единицахВыявить орфоэпические нормыПроследить взаимосвязь фонетики и звукописи

Слайд 3Фонетика – наука о языке,

изучающая звуки речи
Звуки речи делятся на




гласные согласные
(голос) (голос, шум)
Фонетика – наука о языке,          изучающая звуки речиЗвуки

Слайд 4Гласные звуки бывают





Ударные

безударные

А,О,У,И,Ы,Э

Гласные звуки бывают    Ударные      безударные

Слайд 5с точки зрения произношения рассмотрим двойную роль букв Е,ё,Ю,Я

1.ПОД УДАРЕНИЕМ

ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ

ОБОЗНАЧАЮТ 1 ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАСНОГО

МЯТА

- [М’А]ТА
ТЮЛЬ - [Т’У]ЛЬ
ТЕМНЫЙ - [Т’О]МНЫЙ
РЕЧКА – [Р’Э]ЧКА1.
с точки зрения произношения рассмотрим двойную роль букв Е,ё,Ю,Я1.ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХОБОЗНАЧАЮТ 1 ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО

Слайд 62.ОБОЗНАЧАЮТ 2 ЗВУКА
1. НАЧАЛО СЛОВА
ЕЛЬ - [Й’Э] ЛЬ
ЕЛКА

- [Й’О] ЛКА
ЮЛА - [Й’У] ЛА
ЯМА - [Й’А] МА

2.

ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ

ПЕНИЕ - ПЕНИ [Й’Э]
ХИМИЯ - ХИМИ[Й’А]

3. ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ и Ь

СЪМКА - СЪ[Й’О] МКА
СЕМЬЯ -СЕМЬ[Й’А]
2.ОБОЗНАЧАЮТ 2 ЗВУКА1. НАЧАЛО СЛОВАЕЛЬ -  [Й’Э] ЛЬ ЕЛКА - [Й’О] ЛКАЮЛА - [Й’У] ЛАЯМА -

Слайд 7В безударном положении
Гласные

обозначают

Е
[и] о - [а]
А


река - р [и]ка стога - ст[а]га
пятак – п [и]так

В безударном положенииГласные

Слайд 8При стечении согласных происходят следующие изменения
1. Тся – [ца]

смеется смее[ца]
ться - [ца]

биться би[ца]

2. Свистящие и шипящие
Жд дождь до[щ’]
Сч [щ] счет [щ’]ет
Зч возчик – во[щ’]ик

Чн - [ ш] булочная – було[ш]ная
При стечении согласных происходят следующие изменения1. Тся – [ца]   смеется   смее[ца] ться -

Слайд 9аллитерация
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе)

одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один

из видов звукописи Например: Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин
аллитерацияАЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности

Слайд 10Согласные звуки
подразделяются на

глухие

звонкие

твердые мягкие
Согласные звукиподразделяются на      глухие

Слайд 11Выделяют Пары по глухости/ звонкости
Звонкие Б д з

ж г в
Глухие П т

с ш к ф

Не имеют парных глухие х, ц, ч’, щ’

Не имеют парных звонкие л, м, н, р, й’
Выделяют Пары по глухости/ звонкостиЗвонкие Б  д  з  ж  г  вГлухие

Слайд 12Пары по твердости/мягкости

Б в г д з к л м

н п р с т ф х
Б’ в’ г’

д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’т’ ф’х’

Не имеют пар твердые звуки ц, ж, ш

Не имеют пар мягкие звуки ч’, щ’, й’
Пары по твердости/мягкостиБ в г д з к л м н п р с т ф х

Слайд 13Сильная позиция
У гласных - под ударением


Сосна – сосны

У согласных – перед гласным

Снег – снега
Коровка - корова
Сильная позиция У гласных   - под ударением

Слайд 14Закон оглушения согласных звуков
1. Конец слова

Гриб – гри[п]
глаз -

гла [с]

2. Звонкий звук перед глухим

Коробка - коро[п] ка
Ложка -

ло[ш] ка
Закон оглушения согласных звуков1. Конец словаГриб – гри[п] глаз - гла [с]2. Звонкий звук перед глухимКоробка -

Слайд 15Изобразительные средства языка
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже

- в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности

художественной речи; один из видов звукописи Например: Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин
Изобразительные средства языка АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с

Слайд 16ассонанс
Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных

звуков

У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие

верхушки — Французы тут как тут.

Ассонанс, как и аллитерация, не только служит целям самоценной выразительности поэтического текста, но и «выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы»[1].

ассонансАссонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуковУ наших ушки на макушке! Чуть утро

Слайд 17звукопись
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности

речи.

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи:

а) повтор звука:

«Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок);
б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак)
;в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин);
г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).

звукописьЗву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В стихосложении разделяют четыре основных приёма

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика