Слайд 1 Урок-игра в 5 классе
«Путешествие по королевству
«Русский язык»
Составитель: Морозова Светлана Константиновна, учитель русского языка и литературы
Слайд 21) ПОВТОРИТЬ…
2) РАЗВИВАТЬ…
3)воспитывать…
Слайд 3
Цели урока:
Повторить знания, приобретенные на уроках русского языка и
литературы.
Развивать творческие способности, сообразительность, находчивость, логическое мышление; развивать русскую речь.
воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Слайд 8Я охраняю ворота в королевство «Русский язык».
Ребята, вы приехали
на станцию «Разминательная»
И продолжите путь после того, как ответите на
все мои вопросы.
Приготовились! Начали!
Слайд 91 станция. «Разминательная»
1.Как правильно сказать тОрты или тортЫ?
2.Волнистой линией
подчёркивается что?
3.Как каплю превратить в цаплю.?
4.Что изучает морфология?
5.Что
изучает морфемика?
6. Из главного и зависимого слова состоит что?
7.Раннее утро. Каким членом предложения является
слово раннее?
8. [ж] звонкий или глухой?
9. [j’] гласный или согласный?
10.На улице мелкая изморо..ь- З или С на конце слова?
11.Козу через дорогу нужно перевеСти или перевеЗти?
12.В слове св..щенный какая гласная в корне?
13.Какое окончание в ине..?
14.Как правильно сказать тУфля или туфлЯ?
Слайд 11Первое – первая нота, второе – у лося на голове,
а хочешь целое найти, тогда ищи в пути.
2 станция «Шарадная»
ДО - РОГА
Слайд 12 Шарады
Между двумя местоимениями «Я» название маленькой лошади
особой породы становится названием государства?
Я-
-я
пони
Слайд 13Шарады
Из трёх слогов легко сложусь: две
ноты, третий слог – союз «но», а в целом я
игрой зовусь.
До – ми - но
Слайд 153 станция «Загадочная»
загадки
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Сроду он
ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок.
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет.
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг.
Слайд 16«Угадай – ка!»
Эта часть речи может быть любым членом предложения,
может изменятся по падежам, числам, но не по родам.
Эта часть
речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по числам, родам, падежам; может иметь степени сравнения.
Эта часть речи ничего не называет, а только
указывает.
Эта часть речи имеет инфинитив, спряжение.
Эта часть речи обозначает количество,
порядок предметов при счёте.
Слайд 17Пословицы поговорки
- Уважаемые ребята, я сейчас буду зачитывать начало пословиц
и поговорок, а вы заканчиваете.
1. Ласточка день начинает, а соловей…
2. Труд кормит, а лень ….
3. Лето собирает, а зима….
4. Мир строит, а война ….
5. Смелый побеждает, а трус …
6. Человек от лени болеет, а от труда…
Слайд 194 станция «Сказочная»
Угадайте из какой сказки эти реплики?
Слайд 20«Сказочная»
Найди ошибки.
- Закинул старик удочку в море.
- У
лукоморья клён зелёный.
- Я ль на свете всех умнее,
Всех румяней и белее?
- Ветер! Ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи птиц.
- Избушка там, на тонких ножках.
- Стал он кликать золотую щуку.
Слайд 21«Сказочная»
- Перед вами зашифрованные слова. Вам необходимо разгадать имена сказочных
героев.
1. имокачюоДв
2. инкаМторстоК
3. кялкопШа
4. никечП
5. срКаная окчаШпа
Слайд 23 Все строки стихотворения разделены на 2 части.
Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение -
справа на отдельных полосках.
Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача игроков - разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного “Кто быстрее”.
5 Станция «Путаница»
Слайд 24Злой кабан точил клыки
Пароход давал гудки
Соловей сидел на ветке
Дикобраз
томился в клетке
Кошка хвостик свой ловила
Маша физику учила
Ёж гонялся за
мышами
Чиж летал под облаками
Рак усами шевелил
Стол накрыт к обеду был
Чайник булькал на костре
Мальчик прыгал во дворе
Слайд 266 станция «Блиц-опросная»
«Литература + грамматика».
Что обозначает прилагательное?
Кто написал
«Мойдодыр»?
Какие части слова являются словообразовательными?
Какой раздел науки о языке
изучает правила произношения слов?
Кому посвятил Пушкин эти строчки: «Подруга дней моих суровых»
Сколько склонений у существительных ?
Кто автор строк: «Белеет парус одинокий»?
Какой фонетический процесс происходит в словах ГВОЗДЬ, ТРУБКА?
Мальчик, заблудившийся в тайге и сумевший выбраться из неё?
Замените иностранное слово АНТРАКТ русским словом.
Кто автор сказа «Малахитовая шкатулка»?
Слайд 276 станция «Блиц-опросная»
«Литература + грамматика».
Как звали Пушкина?
Какая часть
слова указывает на форму слова?
Излюбленный жанр Крылова?
Какой раздел науки о
языке изучает правила написания слов?
Кто автор строк: «Унылая пора, очей очарованье..»?
Сколько спряжений у глагола?
Кто был хозяином Муму?
Какие буквы могут обозначать два звука?
Сколько животных играет в квартете Крылова?
Замените иностранное слово АВЕНЮ русским словом.
Кто автор сказки «Тёплый хлеб»?
Слайд 318 станция «ПЕРЕВЁРТЫШИ»
В названии сказки все слова перевёрнуты.
Нужно каждое
слово заменить на противоположное по значению и назвать сказку.
Слайд 34Чернушка и семь великанов
Белоснежка и семь гномов
Слайд 36Бодрствующее чудовище
Спящая красавица
Слайд 37Девочка на арбузе
Принцесса на горошине
Слайд 39Девочка с башню
Мальчик с пальчик
Слайд 429 станция «Ребусная»
Отгадайте ребусы
Слайд 49«Фонетические пропорции»
А/Я = О/?
М/М‘=Р/?
3) ВБ/ФП=З‘Ж/?
4)СОН/НОС=ТОПОР
Слайд 51З О Л У ШК А
С Н Е Г
У Р О Ч К А
К О Л О
Б О К
Ц А Р Е В Н А - Л Я Г У Ш К А
К А Р Л С ОН
А Л И С А
10 Станция «Кроссвордная»
«Герои любимых сказок»
Слайд 52
11 станция
«Красноречие»
На этой станции будем соревноваться на выразительное
чтение скороговорок.
Среди вас наверняка есть любители скороговорок. Кто сколько скороговорок
знает и умеет правильно выговаривать все слова и звуки?
Слайд 53
Мы сегодня повторили знания, приобретенные на уроках русского языка и
литературы.
Развивали творческие способности, сообразительность, находчивость, логическое мышление;
Развивали русскую речь.