Слайд 1Лексика. Повторение.
Урок обобщения по лексикологии в 6 классе.
Составила учитель русского
языка и литературы МБОУ «Чажемтовская СОШ» Абрамова М.Е.
Слайд 2Цель урока – обобщить изученное по теме «Лексика», актуализировать знания,
умения и навыки решения лексических задач в обычной и нестандартной
ситуации.
Слайд 3Этап 1. Актуализация
Лексика – это
Лексикология – это
Однозначные и многозначные слова
– это
Прямое и переносное значение слов – это
Заимствованные
слова – это
Синонимы, антонимы – это
Лескическое и грамматическое значение слова
Диалектизмы – это
Новые и устаревшие слова – это
Слайд 4Этап 2. Выпишите слова, употребленные в прямом значении
Строить дом, строить
планы
Зерно пшеницы, зерно истины
Рой пчел, рой мыслей
Убить время, убить зверя
Острый
нож, острый взгляд
Мягкий стул, мягкий климат
Слайд 5Этап 2. Выпишите слова, употребленные в прямом значении
Строить дом, строить
планы
Зерно пшеницы, зерно истины
Рой пчел, рой мыслей
Убить время, убить зверя
Острый
нож, острый взгляд
Мягкий стул, мягкий климат
Слайд 6Этап 2. Выпишите диалектизмы
Пояс – кушак, опереться – обопнуться, говорить
– гуторить, лук – цибуля, петух – певень, горшок –
махотка, рогач – ухват, двор – калда.
Слайд 7Этап 2. Выпишите диалектизмы
Пояс – кушак, опереться – обопнуться, говорить
– гуторить, лук – цибуля, петух – певень, горшок –
махотка, рогач – ухват, двор – калда.
Слайд 8Этап 3. Подберите к одному из слов антоним и запишите
словосочетание
Тупой карандаш
Звонкий голос
Длинные волосы
Грустная история
Страшная маска
Включить свет
Строить дом
Закадычный враг
Говорить правду
Слайд 9Этап 3. Запишите ряды словосочетаний, доказывающие многозначность выделенного слова
Лист железа
Крыло
самолета
Кисть винограда
Накопить опыт
Иглы сосны
Нос лодки
Хвост поезда
Птичья клетка
Звезда экрана
Ручка ребенка
Слайд 10Этап 4. Распределите слова на две группы: 1) новые слова;
2) устаревшие слова
Интернет, спутник, перст, урядник, смерд, металлургия, почтмейстер, шелом,
тюнинг, процессор, атмосфера, ветрило, парламент, карета, фейсбук, треуголка, кольчуга, бизнес.
Слайд 11Этап 4. Распределите слова на две группы: 1) новые слова;
2) устаревшие слова
Слайд 12Этап 5. Выпишите слова, к которым можно подобрать синонимы и
запишите вместе с ними.
Огнестрельное оружие потому так и называется,
что в незапямятные времена действительно все начиналось с огненных стрел. Слово «стрелять» пошло от той огненной стрелы, которую с горящей паклей на наконечнике запускали вороги в град при его осаде.
Слайд 13Источники информации
Русский язык. 6 класс. Ч. 1. / Под ред.
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.:
Просвещение, 2013