Слайд 1Урок-практикум по теме «Сложноподчиненные предложения»
Слайд 2Виды сложноподчиненных предложений
Слайд 31) […так + глаг.], (союзн. сл. как).
2) […туда], (где…).
3) (Если…),
[ ].
4) […указ.сл. + сущ.], (который…).
Слайд 41) Было так тихо, что можно было услышать редкое падение
капель с нависших ветвей. […указ.сл. + нар.], (что).
2) Утром, когда
я проснулся, ласковое солнце глядело во все окна комнаты. […, (когда…),…].
3) Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда розовый свет зари окрасит деревья и кустарники. […сущ.], (когда…).
4) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. […гл.], (как…).
Слайд 5
ТЕКСТ – это несколько
предложений, связанных между
собой по смыслу
и
грамматически и объединенных
единой темой и основной мыслью.
Слайд 6План анализа текста
1. Тема текста (О чем идет речь в
тексте?)
2. Идея текста (Что хотел сказать автор?)
3. Композиция текста (Из
каких частей состоит текст?)
4. Тип речи (Повествование, описание, рассуждение)
5. Языковые средства связи (Как связываются предложения и абзацы в данном тексте?)
6. Стиль текста, языковые средства, характерные для данного стиля
7. Особенности языка (Изобразительно-выразительные средства, морфологические и синтаксические средства выразительности)
Слайд 7 (1)Тишина - это какое-то особое состояние
мира и человеческой души. (2)Мне кажется что мы себя чувствуем
частичкой природы, каплей океана в тишине. (3)Вне тишины нельзя понять красоту.
(4)Когда выйдешь в поле и ветер треплет колосья пшеницы кажется, мир погрузился в тишину, все иные звуки пропали. (5)Эта песнь ветра специально ласкает ухо чтобы ты оглянулся и понял какая вокруг тишина. (6)Или в лесу перелетит птичка с дерева на дерево, хрустнет лист под ногой, и ты слышишь как тихо и торжественно спокоен лес. (7)И морская волна бьется мерно так о берег чтобы слышал человек тишину… (8)Много удивительного придумала природа чтобы помочь нам услышать и полюбить тишину. (9)А когда одинокий лыжник пересекает снежное поле какая кругом стоит тишина. (10)Одетая снегом земля наша так красива что только руками разведешь.
(11)Тишина - это жизнь, все великое совершается в тишине. (12)Тишина - это уважение людей по отношению друг к другу, это нежность и любовь. (13)Как я люблю дома где говорят тихо.
(14)Сохранить тишину, покой в своем доме - значит установить в нем климат уважения. (15)А сохранить тишину на всей Земле, на всей планете - это тоже значит установить климат уважения, обязательный для всех народов, стран.
(Е. Леонов)
Слайд 81. Какое предложение наиболее точно отражает главную мысль автора?
1) Много
удивительного придумала природа.
2) Мы чувствуем себя частичкой природы.
3) Тишина -
это уважение людей друг к другу.
4) Все великое совершается в тишине.
2. Каков стиль и тип речи данного текста?
1) публицистический; рассуждение
2) публицистический; описание и повествование
3) художественный; повествование
4) публицистический; рассуждение-размышление и описание состояния человека
3. Какое средство выразительности использовано в данном тексте?
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) лексический повтор
4. В каких предложениях содержится основной смысл авторского рассуждения?
1) в 4-м, 5-м и 6-м 3) в 9-м и 10-м
2) в 14-м и 15-м 4) в 7-м и 8-м
5. К какому жанру можно отнести данный текст?
1) рассказ 3) доклад
2) дневниковые записи 4) выступление в дискуссии
6. В каком слове букв больше, чем звуков (предложение № 2)
1) частичкой 3) океана
2) чувствуем 4) кажется
7. Каков способ образования слова уважение (предложение № 14)?
1) приставочный 2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный 4) бессуффиксальный
8. Какая характеристика предложения № 13 является верной?
1) сложносочиненное 3) простое
2) сложноподчиненное 4) сложное бессоюзное
Слайд 9Ответы
Нормы оценивания
«5» - Нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4
ошибки
«2» - более 4-х ошибок
Слайд 10Как вы понимаете смысл выражения: Установить климат уважения в доме
и на всей Земле?
Письменно выскажите свое суждение.
Слайд 11Домашнее задание
На «5»
Составить предложения по схемам и определить вид придаточных
предложений.
1. (Несмотря на то что…), [ ].
2. (Где…), [там…].
3. (Кто…),
[тот…].
4. […так], (что…).
5. [ ], (когда…).
6. (Чтобы…), [ ].
На «4»
Выписать из текстов художественной литературы 5-6 предложений на разные виды придаточных