Слайд 1Урок русского языка в 11 классе
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА
К
СОЧИНЕНИЮ
Цели:
Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
Уметь
выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
Уметь создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Учитель русского языка и литературы
Мартиросова Светлана Оганесовна
МБОУСОШ № 13 им. А.Д. Знаменского
Г. Хадыженск
2014 год
Слайд 2Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого, внутреннего удовлетворения
Виктор
Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького,
Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий, родился 21 (8) августа 1913 года
Слайд 3ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ РОЗОВ
участник Великой Отечественной войны. Автор остроконфликтных пьес, преимущественно
о молодёжи второй половины 20 века( « В поисках радости»,
«Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Летят журавли»),он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции.
Слайд 4
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д.Дидро
Литература – это руководство человеческого
разума человеческим ростом.
В.Гюго
Любите книгу, она облегчит вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пестрой
и бурной путанице мыслей, чувств,
событий, она научит вас уважать человека
и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький
Слайд 5
Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор
в своём тексте.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
1. Роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии
личности.
2. Какова роль книги в развитии личности?
3. Необходимость изучения литературы
в школе.
4. Нужно ли изучать литературу в школе?
Слайд 7
Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему.
Можно идти «вслед
за автором», показать, как в тексте решается данная проблема, какие
аргументы приводит автор.
!Но здесь есть опасность сбиться на пересказ. В то же время вы должны опираться на текст. Без опоры на текст работы не проверяются
Слайд 8Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы. Если проблема
– это вопрос, то позиция автора – это ответ на
этот вопрос.
___________________________________
Шаблон.
Автор считает…
Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста)
Я полностью согласен с мнением автора в том, что…
Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает..
Слайд 9АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
1.Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для
тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными
членами общества.
2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.
- Согласны ли вы с позицией автора?
Слайд 10ЧТО ТАКОЕ АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргумент – это доказательство вашего тезиса.
Необходимо, после
формулировки собственной позиции, задаться вопросом: а почему я так думаю?
Ответ на это «почему» и будет вашими аргументами. Их не должно быть меньше 2-ух.
Слайд 11
Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни
которых книга сыграла важную роль?
Слайд 12
М. Горький «Мои университеты»
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные
книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…
Р. Брэдбери
«451° по Фаренгейту».Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Слайд 13
Д. Лондон « Мартин Иден»
Главный герой одноименного романа американского писателя
Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из
низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем.
Слайд 14
«Литература – это совесть общества, его души»
Д. С. Лихачёв
Слайд 15ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий
к одной из проблем.
3. Характеристика позиции автора исходного текста по
выбранной проблеме .
4. Выражение собственной позиции, её аргументация (не менее двух аргументов).
Слайд 16
ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕ РАБОТА В ЦЕЛОМ, А ОТДЕЛЬНО КАЖДАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
Формулировка проблем исходного текста
Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста
Отражение позиции автора исходного текста
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Точность и выразительность речи
Соблюдение орфографических норм
Соблюдение пунктуационных норм
Соблюдение языковых норм
Соблюдение речевых норм
Соблюдение этических норм
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале