Разделы презентаций


Устаревшие слова как живые свидетели истории

Содержание

Цель:Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Реферат Тема: «Устаревшие слова как живые свидетели истории»
Выполнила: ученица 9 класса Житписбаева

Асель
Учитель-консультант: Седельникова О.А.
2008 год

Реферат Тема: «Устаревшие слова как живые свидетели истории»Выполнила: ученица 9 класса Житписбаева АсельУчитель-консультант: Седельникова О.А. 2008 год

Слайд 2Цель:
Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

Цель:Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

Слайд 3Задачи:
Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;
Показать подвижность и изменчивость словарного состава

русского языка;
Изучить устаревшую лексику и виды устаревших слов;
Ознакомиться с устаревшими

словами Оренбургской области;
Изучить литературу по теме.
Задачи:Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;Показать подвижность и изменчивость словарного состава русского языка;Изучить устаревшую лексику и виды устаревших

Слайд 4Лексика
Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел

языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией
Лексикология
Историческая (формирование словарного состава в его

развитии)

Описательная (значение слов, объем и структура словарного запаса, )

Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. между звуковым и предметом или явлением действительности.

ЛексикаЛексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологиейЛексикологияИсторическая (формирование словарного

Слайд 5Слова
Однозначные (имеют одно лексическое значение)


Прямое (прямо указывает на предмет )
Примеры:

Седая голова, вершина горы, потерять шляпу.

Многозначные (имеют два или более

лексических значений)

Переносное (переносит прямое значение)
Примеры: Седая зима, вершина славы, потерять покой.


СловаОднозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на предмет )Примеры: Седая голова, вершина горы, потерять шляпу.Многозначные (имеют

Слайд 6 Лексика
Общеупотребительные слова
Необщеупотребительные
Слова (диалективизмы, профессионализмы).

ЛексикаОбщеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, профессионализмы).

Слайд 7Группы слов по употреблению и происхождению
По происхождению слова делятся на

исключительно русские (т.е. такие которые возникли в русском языке) и

заимствованные (т.е. такие которые взяты из других языков, например, мотель, джем, бульдозер).
Группы слов по употреблению и происхождениюПо происхождению слова делятся на исключительно русские (т.е. такие которые возникли в

Слайд 8Устаревшая лексика
Словарный запас
Активный
Пассивный
Виды устаревших слов:
Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)
Архаизмы (брадобрей-парикмахер,

сей-тот, гостьба-торговля)
Лексические
Фонетические
Грамматические

Устаревшая лексикаСловарный запасАктивныйПассивныйВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)Архаизмы (брадобрей-парикмахер, сей-тот, гостьба-торговля)ЛексическиеФонетическиеГрамматические

Слайд 9Неологизмы
Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий,

явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos –новый + logos-понятие)
Примеры:

Советский, коллективизация, колхоз, комсомолец, целинник и др.
Строчки В. Маяковского – Прозаседавшиеся.
НеологизмыНовые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos

Слайд 10Материалы для толкования устаревших слов
Материалы из отечественных словарей

XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии наук СССР и

Российской грамматики (бириха, холтыга, легостай).

Материалы, извлеченные из памятников русской письменности XVII-XVIII столетий (хвих, артовиль).

Материалы для толкования устаревших слов  Материалы из отечественных словарей XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии

Слайд 11Устаревшие слова Оренбургской области:

Много твердых;
говор отрывист;
«ы» вместо

«а» (туды, сюды, оттуды);
«а» вместо «ы» (добрай, сарой)
«я» вместо «е»

(мяшок, бяда, цвяток, мядку);
«е» вместо «я» (светой, време);
«и» вместо «е» (пиро, сило, тисать);
«г», «д» произносятся твердо, почти как «к», «т».
Иногда слышно: пропали с головам, гвоздев, пнев, окнов, мы лягим, могим, видешь, датчи, взятчи, иметчи.

Устаревшие слова Оренбургской области: Много твердых; говор отрывист; «ы» вместо «а» (туды, сюды, оттуды);«а» вместо «ы» (добрай,

Слайд 12В школьном краеведческом музее
В музее собрано более

400 экспонатов, которые использованы при составлении 10 экспозиций: «Животный мир»,

«Полезные ископаемые», «Гражданская война», «Коммуна «Утёс», «1941-1945”, “Трудовые династии», «История села», «История школы», «Нумизматика», «Ветераны Великой Отечественной войны».
В экспозициях «Животный мир» и «Полезные ископаемые» рассказывается о природе Кваркенского района и села Бриент, имеются археологические находки.
Экспозиции отдела истории знакомят с историей основания села Бриент, предметами быта и культуры. История советского общества начинается рассказом о событиях гражданской войны: сражении, состоявшемся 24 апреля 1918 г. у с. Бриент красноармейского отряда под командованием В.Блюхера с контрреволюционным казачеством атамана Дутова.
Экспозиция «Коммуна «Утёс» знакомит с первыми формами создания коллективных хозяйств в начале ХХ века.
В школьном краеведческом музее   В музее собрано более 400 экспонатов, которые использованы при составлении 10

Слайд 13Вывод:
Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на

разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли

из активного употребления, но употребляются реже, чем раньше называются устаревшими.
Изменения словарного состава русского языка непосредственно связано с развитием жизни общества, т. е. историей народа, о чем мы можем узнать, изучая устаревшие слова.
Вывод:Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на разных его стадиях. Те из них, которые

Слайд 14Литература:
Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский

язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. / Под ред.

Шанского Н. М. – 2-е издание, испр. и доп. Москва: Просвещение, 1987 г.
Валгина Н. С., Розенталь Д. И., Фомина М. И. Русский язык (для профессионального-технических училищ). Москва: «Высшая школа», 1968 г.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 томах. Москва: Дрофа, 1999 г.
Материалы из школьного краеведческого музея.
Никитина Е. И. Уроки русского языка в 8 классе (из опыта работы). Пособие для учителей, Москва: Просвещение, 1980 г.
Справочник школьника: Учебное издание: 5-11 кл. Русский язык. Литература/. Под общ. Ред. Соболевой О. Л. Москва: АСТ_ПРЕСС, 2004 г.
Услуги Internet Explorer.
Чуфистова Е. В., Чуфистова Ю. В. Ответы на экзаменационные билеты , 9 класс. Москва»Экзамен», 2005 г.
Литература:Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика