Разделы презентаций


В удивительном мире русского языка 5-6 классы

Содержание

Цели: 1.Проверка знаний и умений учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.2.Развитие творческого воображения учащихся, познавательного интереса школьников.3.Воспитание чувства коллективизма, любви к русскому языку, умения находить выход из трудных ситуаций.Оборудование:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1В удивительном мире русского языка
Урок- игра для учащихся 5–6-х классов


Костюкова Людмила Тихоновна,
учитель русского языка и литературы

В удивительном мире русского языкаУрок- игра для учащихся 5–6-х классов Костюкова Людмила Тихоновна, учитель русского языка и

Слайд 2Цели:
1.Проверка знаний и умений учащихся 5-6 классов по общим вопросам

русского языка.
2.Развитие творческого воображения учащихся, познавательного интереса школьников.
3.Воспитание чувства коллективизма,

любви к русскому языку, умения находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация, плакаты.

Участники игры: учащиеся 5-6 классов

УЧИМ ВМЕСТЕ!

Цели: 1.Проверка знаний и умений учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.2.Развитие творческого воображения учащихся, познавательного

Слайд 3Разминка

Разминка

Слайд 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.
В каком слове сорок гласных?
2. В

каких словах по сто согласных?
3. За какой согласный звук

надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
8. В каком числительном содержится приказ?
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
10. В каком слове 100 отрицаний.


ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ. В каком слове сорок гласных? 2. В каких словах по сто согласных? 3. За

Слайд 5 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы.
1. Сорока.
2. Стол, стон, стог, стоп.
3. Залп.


4. Станет.
5. Азбука.
6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).
7. Он - но.
8. Три.
9. Нос.
10. Стонет.

Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы.

Слайд 7В мире орфографии

В мире орфографии

Слайд 81. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. За каждый верный ответ

1 балл.
лес…ый отзыв,
чес…ный ответ,
редкос…ный экспонат,
час…ное лицо,


сверс…ники сына,
безвкус…ная пища,
словес…ное искусство,
трос…никовые заросли,
блес…нуть знаниями,
ровес…ник дочери

1. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. За каждый верный ответ 1 балл. лес…ый отзыв, чес…ный ответ, редкос…ный

Слайд 9лестый отзыв,
честный ответ,
редкостный экспонат,
частное лицо,
сверстники сына,


безвкусная пища,
словесное искусство,
тросниковые заросли,
блеснуть знаниями,
ровесник дочери
Ответы.


лестый отзыв, честный ответ, редкостный экспонат, частное лицо, сверстники сына, безвкусная пища, словесное искусство, тросниковые заросли, блеснуть

Слайд 102. В этих словах потерялись Ь и Ъ.
Распределите слова

на две группы: с Ь и с Ъ. За каждое

верно названное слово 1 балл.
пас…янс,
с…емка ,
тер…ер,
интерв…ю,
бул…он,
бар…ер,
об…ятия,  
в…едливость,
в…юн,
кур…ер

2. В этих словах потерялись Ь и Ъ. Распределите слова на две группы: с Ь и с

Слайд 11 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


пасьянс,
терьер,
интервью,
бульон,
барьер,
 вьюн,
курьер
съёмка,
объятия,  
въедливость

Ответы.


Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 пасьянс,

Слайд 123.  Вы, конечно, знаете, что иногда слова звучат совсем одинаково.

Чтобы разобраться, какую букву в слове писать, нам приходится обращаться

к значению слова. Попробуйте разобраться! За каждое верно названное слово 1 балл.
прож…вать хлеб,
ув…дать от жары,
сл…пить глаза,
укр…щать животных,
разр…дить всходы,
вып…лить из пушки,
пр…дут шерсть,
деревенский ст…рожил,
отв…рить окно,
посв…тил стихи.

3.  Вы, конечно, знаете, что иногда слова звучат совсем одинаково. Чтобы разобраться, какую букву в слове писать,

Слайд 13 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


прожевать хлеб,
увядать от жары,
слепить глаза,
укращать животных,
разрядить всходы,


выпалить из пушки,
прядут шерсть,
деревенский старожил,
отворить окно,
посвятил стихи.

Ответы.

Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 прожевать

Слайд 15В мире Синтаксиса

В мире Синтаксиса

Слайд 161. Расставьте знаки препинания. За каждое верное задание (их 3)

- 1 балл.
1.- Длинный язык это лестница по которой в

дом входит несчастье.
2.- А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса.
3. За игрой.
Мы ссорились мирились И спорили порой Но очень подружились За нашею игрой Игра игрой сменяется Кончается игра А дружба не кончается Ура Ура Ура!
1. Расставьте знаки препинания. За каждое верное задание (их 3) - 1 балл.1.- Длинный язык это лестница

Слайд 17 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответ:
- Длинный язык - это лестница, по которой в дом

входит несчастье.
- «А, старая знакомая, здравствуй,»- ласково проговорила Лиса.
- За игрой
Мы ссорились, мирились И спорили порой. (можно поставить запятую) Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется. (можно запятую) Кончается игра, А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!
Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответ:-

Слайд 182. Найди «лишнее». За каждый верный ответ 1 балл.

стеклянная

ваза, длинная дорога, думать о лете

передать письмо, он заметил, разбудил

его

2. Найди «лишнее». За каждый верный ответ 1 балл. стеклянная ваза, длинная дорога, думать о летепередать письмо,

Слайд 19 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы:
думать о лете, он заметил

Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы:

Слайд 203. Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1

балл.
Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.
Море весело плескалось.
Москва –

это столица.
Давно угомонился и замолк птичий гомон.
Маша, беги!

3. Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл. Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.Море

Слайд 21 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы: 1,3,5

Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы:

Слайд 23В мире Морфологии

В мире Морфологии

Слайд 241. Запишите существительные в форме мн. числа. За каждый верный

ответ1 балл
Курица – Чудо – Ребенок – Судно – Небо

– Человек – Столяр – Директор
2. Укажите род имен существительных. За каждый правильный ответ 1 балл

1. Запишите существительные в форме мн. числа. За каждый верный ответ1 баллКурица – Чудо – Ребенок –

Слайд 25 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответ:
м.р. – кофе, тюль, Сочи, коростель
ж.р. – авеню



Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответ:

Слайд 263. Образуйте форму 1-го лица ед.числа от следующих глаголов по

образцу:
 нарисовать – нарисую. За каждый правильный ответ 1 балл
Портить


Преградить –
Роптать –
Выздороветь –
Победить –

3. Образуйте форму 1-го лица ед.числа от следующих глаголов по образцу: нарисовать – нарисую. За каждый правильный ответ

Слайд 27 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы:
- Не все получилось? И правильно! Глагол «победить» относится к

недостаточным глаголам, т.е. к ограниченным в образовании личных форм.
Ответы: порчу, прегражу, ропщу, выздоровею
Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы:-

Слайд 284. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся.

За все задание 1 балл.
С первыми оттепелями повсюду раздается не

грустное, а веселое щебетание воробьев.

5. Образуйте однокоренные слова разных частей речи по образцу:

4. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся. За все задание 1 балл.С первыми оттепелями

Слайд 29 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы:
4. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся.

За все задание 1 балл.
Предлог, прил., сущ., наречиеглагол, частица, прил., союз, прил., сущ., сущ.
Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы:4.

Слайд 31В мире Морфемики

В мире Морфемики

Слайд 321. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1

балл
Окно, доблесть, бег, справа, ходить, красив, улыбаешься, быстро, метро, песок.
2.

Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.
Стекло (глагол)  и стекло (сущ.)

3.  Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл
Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов.

1. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1 баллОкно, доблесть, бег, справа, ходить, красив, улыбаешься,

Слайд 33 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы
1. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1

балл
-о, нулевое, нулевое, нет, нет, нулевое, ешь, нет, нет, нулевое.

2. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.
С-тек-л-о (глагол)  и стекл-о (сущ.)

3.  Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл
Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов.

Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы1.

Слайд 35В мире ЛЕКСИКИ

В мире ЛЕКСИКИ

Слайд 361. Придумайте словосочетания, в которых слова железный, серебряный употреблялись бы

в прямом и переносном
значении. За каждое словосочетание 0,5

балла.


- Сколько волка ни корми -
- Любишь брать – люби и…
- С кем поведешься, от того и …
- Что посеешь, то и…
- Всяк свою работу делай, на другого ...  
- За двумя зайцами погонишься, ни одного …
- Близок локоть, да не…

2. Соберите пословицы

1. Придумайте словосочетания, в которых слова железный, серебряный употреблялись бы в прямом и переносном значении.  За

Слайд 37Остров Лексикон
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - -

К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р

(высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват

Придумайте словосочетания, в которых слова железный гвоздь - железный характер,
серебряный перстень- серебряная седина
употреблялись бы в прямом и переносном значении.За каждое словосочетание 0,5 балла.


- Сколько волка ни корми –он всё в лес смотрит
- Любишь брать – люби и отдавать
- С кем поведешься, от того и наберёшься
- Что посеешь, то и пожнёшь
- Всяк свою работу делай, на другого не кивай  
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
- Близок локоть, да не укусишь

Ответы

Остров Лексикон1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова… Б - - - К (стоянка войска под открытым небом)К -

Слайд 383.Вы, конечно, помните, что «аква» означает вода. Придумайте как можно

больше слов с этим элементом. За каждое придуманное слово 0,5

балла.
4.В русском языке много заимствований из старославянского языка. Подбери слова-синонимы из современного русского языка. За каждое слово 1 балл.

3.Вы, конечно, помните, что «аква» означает вода. Придумайте как можно больше слов с этим элементом. За каждое

Слайд 39Остров Лексикон
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - -

К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р

(высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват

Ответы

Остров Лексикон1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова… Б - - - К (стоянка войска под открытым небом)К -

Слайд 405. Найдите речевые ошибки и запишите исправленный вариант. За каждый

правильный ответ 1 балл.
- Папа привез мне из Риги памятный

сувенир.
- Андрей – человек удачный.
- На вечере вас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.
- Я пишу работу по народному фольклору.
- Повторите снова ваше предложение
5. Найдите речевые ошибки и запишите исправленный вариант. За каждый правильный ответ 1 балл.- Папа привез мне

Слайд 41 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Исправленные варианты:
- Папа привез мне из Риги сувенир.
-

Андрей – человек удачливый.
- На вечере вас ожидает немало неожиданностей (или сюрпризов).
- Я пишу работу по фольклору.
- Повторите ваше предложение
Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Исправленные

Слайд 426. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Архангельск? Заполните таблицу

по образцу:
За каждую верно заполненную строку 1 балл.

6. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Архангельск? Заполните таблицу по образцу:За каждую верно заполненную строку 1

Слайд 43 Требования к командам: состав: 4 человека название девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6


Ответы.

Требования к командам:  состав: 4 человека название девиз УЧИМ ВМЕСТЕ!Участники игры: учащиеся 5-6 Ответы.

Слайд 45В мире Фразеологизмов

В мире Фразеологизмов

Слайд 46За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы

забыли продолжение, скажите «Дальше».
Два сапога…….
буря в…….
топтаться на…..
кусать…..
зарубить себе ….


как две капли…..
крокодиловы…..
от корки…..
ждать у моря….
принять за чистую…..
овчинка…..
проще пареной….
.обвести вокруг……
.как бельмо……
не в бровь……..
сулить золотые…..
кисейная…..
свежо предание…..
рог……
на сон……
голод не……
За каждый фразеологизм 0,5 балла
За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше». Два сапога…….буря в…….топтаться

Слайд 47Остров Лексикон
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - -

К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р

(высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват

За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».
Два сапога пара
буря в стакане воды
топтаться на одном месте
Кусать локти
зарубить себе на носу
как две капли воды
Крокодиловы слёзы
от корки до корки
ждать у моря….погоды
принять за чистую….монету.
овчинка…..выдеки не стоит
проще пареной….репы
.обвести вокруг…пальца
.как бельмо…на глазу
не в бровь……..а в глаз
сулить золотые…..горы
кисейная…..барышня
свежо предание…..да верится с трудом
рог……изобилия
на сон…грядущий
голод не……не тётка
За каждый фразеологизм 0,5 балла

Ответы

Остров Лексикон1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова… Б - - - К (стоянка войска под открытым небом)К -

Слайд 48Подведение итогов, награждение
Научиться можно только тому, что любишь.
Молодцы!
Спасибо!

Подведение итогов, награждениеНаучиться можно только тому, что любишь. Молодцы!Спасибо!

Слайд 50Использованные источники

1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
2.

Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
3. Григорян Л.Т. Язык

мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку/Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
4. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 92с.
5. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.
6. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.


Использованные источники1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.3.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика