Слайд 1В удивительном мире русского языка
Урок- игра для учащихся 5–6-х классов
Костюкова Людмила Тихоновна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цели:
1.Проверка знаний и умений учащихся 5-6 классов по общим вопросам
русского языка.
2.Развитие творческого воображения учащихся, познавательного интереса школьников.
3.Воспитание чувства коллективизма,
любви к русскому языку, умения находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация, плакаты.
Участники игры: учащиеся 5-6 классов
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Слайд 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.
В каком слове сорок гласных?
2. В
каких словах по сто согласных?
3. За какой согласный звук
надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
8. В каком числительном содержится приказ?
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
10. В каком слове 100 отрицаний.
Слайд 5
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы.
1. Сорока.
2. Стол, стон, стог, стоп.
3. Залп.
4. Станет.
5. Азбука.
6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).
7. Он - но.
8. Три.
9. Нос.
10. Стонет.
Слайд 81. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. За каждый верный ответ
1 балл.
лес…ый отзыв,
чес…ный ответ,
редкос…ный экспонат,
час…ное лицо,
сверс…ники сына,
безвкус…ная пища,
словес…ное искусство,
трос…никовые заросли,
блес…нуть знаниями,
ровес…ник дочери
Слайд 9лестый отзыв,
честный ответ,
редкостный экспонат,
частное лицо,
сверстники сына,
безвкусная пища,
словесное искусство,
тросниковые заросли,
блеснуть знаниями,
ровесник дочери
Ответы.
Слайд 102. В этих словах потерялись Ь и Ъ.
Распределите слова
на две группы: с Ь и с Ъ. За каждое
верно названное слово 1 балл.
пас…янс,
с…емка ,
тер…ер,
интерв…ю,
бул…он,
бар…ер,
об…ятия,
в…едливость,
в…юн,
кур…ер
Слайд 11
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
пасьянс,
терьер,
интервью,
бульон,
барьер,
вьюн,
курьер
съёмка,
объятия,
въедливость
Ответы.
Слайд 123. Вы, конечно, знаете, что иногда слова звучат совсем одинаково.
Чтобы разобраться, какую букву в слове писать, нам приходится обращаться
к значению слова. Попробуйте разобраться! За каждое верно названное слово 1 балл.
прож…вать хлеб,
ув…дать от жары,
сл…пить глаза,
укр…щать животных,
разр…дить всходы,
вып…лить из пушки,
пр…дут шерсть,
деревенский ст…рожил,
отв…рить окно,
посв…тил стихи.
Слайд 13
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
прожевать хлеб,
увядать от жары,
слепить глаза,
укращать животных,
разрядить всходы,
выпалить из пушки,
прядут шерсть,
деревенский старожил,
отворить окно,
посвятил стихи.
Ответы.
Слайд 161. Расставьте знаки препинания. За каждое верное задание (их 3)
- 1 балл.
1.- Длинный язык это лестница по которой в
дом входит несчастье.
2.- А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса.
3. За игрой.
Мы ссорились мирились
И спорили порой
Но очень подружились
За нашею игрой
Игра игрой сменяется
Кончается игра
А дружба не кончается
Ура Ура Ура!
Слайд 17
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответ:
- Длинный язык - это лестница, по которой в дом
входит несчастье.
- «А, старая знакомая, здравствуй,»- ласково проговорила Лиса.
- За игрой
Мы ссорились, мирились
И спорили порой. (можно поставить запятую)
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется. (можно запятую)
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
Слайд 182. Найди «лишнее». За каждый верный ответ 1 балл.
стеклянная
ваза, длинная дорога, думать о лете
передать письмо, он заметил, разбудил
его
Слайд 19
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы:
думать о лете, он заметил
Слайд 203. Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1
балл.
Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.
Море весело плескалось.
Москва –
это столица.
Давно угомонился и замолк птичий гомон.
Маша, беги!
Слайд 21
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы: 1,3,5
Слайд 241. Запишите существительные в форме мн. числа. За каждый верный
ответ1 балл
Курица – Чудо – Ребенок – Судно – Небо
– Человек – Столяр – Директор
2. Укажите род имен существительных. За каждый правильный ответ 1 балл
Слайд 25
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответ:
м.р. – кофе, тюль, Сочи, коростель
ж.р. – авеню
Слайд 263. Образуйте форму 1-го лица ед.числа от следующих глаголов по
образцу:
нарисовать – нарисую. За каждый правильный ответ 1 балл
Портить
–
Преградить –
Роптать –
Выздороветь –
Победить –
Слайд 27
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы:
- Не все получилось? И правильно! Глагол «победить» относится к
недостаточным глаголам, т.е. к ограниченным в образовании личных форм.
Ответы: порчу, прегражу, ропщу, выздоровею
Слайд 284. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся.
За все задание 1 балл.
С первыми оттепелями повсюду раздается не
грустное, а веселое щебетание воробьев.
5. Образуйте однокоренные слова разных частей речи по образцу:
Слайд 29
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы:
4. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся.
За все задание 1 балл.
Предлог, прил., сущ., наречиеглагол, частица, прил., союз, прил., сущ., сущ.
Слайд 321. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1
балл
Окно, доблесть, бег, справа, ходить, красив, улыбаешься, быстро, метро, песок.
2.
Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.
Стекло (глагол) и стекло (сущ.)
3. Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл
Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов.
Слайд 33
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы
1. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1
балл
-о, нулевое, нулевое, нет, нет, нулевое, ешь, нет, нет, нулевое.
2. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.
С-тек-л-о (глагол) и стекл-о (сущ.)
3. Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл
Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов.
Слайд 361. Придумайте словосочетания, в которых слова железный, серебряный употреблялись бы
в прямом и переносном
значении. За каждое словосочетание 0,5
балла.
- Сколько волка ни корми -
- Любишь брать – люби и…
- С кем поведешься, от того и …
- Что посеешь, то и…
- Всяк свою работу делай, на другого ...
- За двумя зайцами погонишься, ни одного …
- Близок локоть, да не…
2. Соберите пословицы
Слайд 37Остров Лексикон
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - -
К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р
(высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват
Придумайте словосочетания, в которых слова железный гвоздь - железный характер,
серебряный перстень- серебряная седина
употреблялись бы в прямом и переносном значении.За каждое словосочетание 0,5 балла.
- Сколько волка ни корми –он всё в лес смотрит
- Любишь брать – люби и отдавать
- С кем поведешься, от того и наберёшься
- Что посеешь, то и пожнёшь
- Всяк свою работу делай, на другого не кивай
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
- Близок локоть, да не укусишь
Ответы
Слайд 383.Вы, конечно, помните, что «аква» означает вода. Придумайте как можно
больше слов с этим элементом. За каждое придуманное слово 0,5
балла.
4.В русском языке много заимствований из старославянского языка. Подбери слова-синонимы из современного русского языка. За каждое слово 1 балл.
Слайд 39Остров Лексикон
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - -
К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р
(высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват
Ответы
Слайд 405. Найдите речевые ошибки и запишите исправленный вариант. За каждый
правильный ответ 1 балл.
- Папа привез мне из Риги памятный
сувенир.
- Андрей – человек удачный.
- На вечере вас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.
- Я пишу работу по народному фольклору.
- Повторите снова ваше предложение
Слайд 41
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Исправленные варианты:
- Папа привез мне из Риги сувенир.
-
Андрей – человек удачливый.
- На вечере вас ожидает немало неожиданностей (или сюрпризов).
- Я пишу работу по фольклору.
- Повторите ваше предложение
Слайд 426. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Архангельск? Заполните таблицу
по образцу:
За каждую верно заполненную строку 1 балл.
Слайд 43
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Участники игры: учащиеся 5-6
Ответы.
Слайд 46За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы
забыли продолжение, скажите «Дальше».
Два сапога…….
буря в…….
топтаться на…..
кусать…..
зарубить себе ….
как две капли…..
крокодиловы…..
от корки…..
ждать у моря….
принять за чистую…..
овчинка…..
проще пареной….
.обвести вокруг……
.как бельмо……
не в бровь……..
сулить золотые…..
кисейная…..
свежо предание…..
рог……
на сон……
голод не……
За каждый фразеологизм 0,5 балла
Слайд 47Остров Лексикон
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - -
К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р
(высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват
За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».
Два сапога пара
буря в стакане воды
топтаться на одном месте
Кусать локти
зарубить себе на носу
как две капли воды
Крокодиловы слёзы
от корки до корки
ждать у моря….погоды
принять за чистую….монету.
овчинка…..выдеки не стоит
проще пареной….репы
.обвести вокруг…пальца
.как бельмо…на глазу
не в бровь……..а в глаз
сулить золотые…..горы
кисейная…..барышня
свежо предание…..да верится с трудом
рог……изобилия
на сон…грядущий
голод не……не тётка
За каждый фразеологизм 0,5 балла
Ответы
Слайд 48Подведение итогов, награждение
Научиться можно только тому, что любишь.
Молодцы!
Спасибо!
Слайд 50Использованные источники
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
2.
Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
3. Григорян Л.Т. Язык
мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку/Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
4. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 92с.
5. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.
6. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.