Слайд 1Презентация
к уроку по русской литературе
учителя
Ермолаевой В.В.
Слайд 2Василий
Макарович
Шукшин
(1929-1974)
Слайд 3Родители
Василий Шукшин родился 25 июля
1929 года в селе Сростки
Алтайского края
в крестьянской
семье.
Отец – Макар Леонтьевич Шукшин
Мать – Мария Сергеевна Шукшина
Макар
Леонтьевич, после
вступления в колхоз, пользовался
заслуженным уважением в деревне,
но это не уберегло его от репрес -
сий: в 1933 году Макара
Леонтьевича арестовали.
Дом Шукшиных в Сростках.
Слайд 4
После ареста мужа, 22-х летняя Мария,
оставшись с двумя маленькими
детьми на руках, впала в отчаянье.
Есть свидетельства, что она
пыталась
отравить себя и детей. Но это
отчаянье длилось не долго.
Вскоре Мария повторно вышла
замуж за своего односельчанина
Павла Куксина. Но через некоторое
время началась Отечественная война
и Павла забрали на фронт. Через год
семья получила похоронку.
Мария Сергеевна с 3-х летним Василием
Родители
Слайд 5Образование
В 16 лет Василий уехал из
Сросток, хотел «выйти в
люди».
Два года (1945-1947) учился в
Бийском автомобильном
техникуме, но так и
не закончил
его – нужно было работать,
чтобы прокормить семью.
Работал в различных местах.
Позже Шукшину пришла повестка в
военкомат. Окончив учебку по
специальности радиста, Шукшин в
1950 году попал в одну из частей
Черноморского флота,
дислоцированную в Севастополе.
Однако прослужить "от звонка до
звонка" Шукшину не удалось - в 1953
году у него обнаружилась язвенная
болезнь желудка.
Василий во время службы на флоте
Слайд 6Рукописный автопортрет В. Шукшина
«Всю жизнь свою, рассматриваю, как бой в
три раунда:молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть.
Один я уже проиграл.
Слайд 7Личная жизнь
Ещё лет в 15 к Василию пришла
первая любовь.
Это была 14-тилетняя
девочка из их села Маша Шумская. Во
время
службы Василий с Машей писали
друг другу чуть не каждый день. И многие
тогда им завидовали…После
возвращения в1953 году в родные
Сростки, Василий и Мария сыграли
свадьбу. Мария Ивановна говорит, что
это было самое счастливое время.
Василий экстерном сдал экзамены за 10
классов и поступил на работу в школу
сельской молодежи в качестве учителя 5-7х
классов (преподавал русский язык и
литературу) и одновременно директора.
Слайд 8Личная жизнь
Шукшин решил отправиться в Москву,
поступать на сценарный факультет
ВГИКа.
В 1955 году Василий отправился
покорять Москву, а Мария
поехала в
Новосибирск, поступать в пединститут…
Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в
общежитии института на Трифоновской
улице. А в 1957 году вскоре в Сростки
пришло письмо. Василий писал матери,
мол, так и так, полюбил другую женщину, с
Марией буду разводиться. Сельский
почтальон по ошибке передал письмо
Шумским. Тесть, Иван Степанович, поехал
в Москву. Поговорил с зятем по душам.
Пригрозил, что убьет, если тот не
вернется к его дочери. Но у Шукшина уже
была другая подруга жизни...
Мария Ивановна так и осталась жить в
селе и работать учительницей…
Слайд 9Личная жизнь
Существенные изменения
происходили в личной жизни Шукшина.
В 1963
году много говорили его романе
с известной поэтессой Беллой
Ахмадулиной, которую он
даже снял в
своей первой картине "Живет такой
парень" (она сыграла журналистку).
Однако, через несколько месяцев их
роман благополучно завершился, и
судьба свела Шукшина с другой
женщиной – Викторией Софроновой.
Было ей в ту пору 33 года, она была
разведена и трудилась редактором
в журнале "Москва". Этот роман так
же был завершён.
Белла Ахмадулина
Слайд 10Личная жизнь
Шукшин отправился в Судак на съемки
фильма "Какое оно,
море?" (режиссер Э.
Бочаров). И там судьба свела его с
26-
летней киноактрисой Лидией Федосеевой-
Шукшиной. Первая встреча Шукшина и
Федосеевой произошла в поезде по дороге
в Судак. Она ехала в одном купе со своей
Дочкой Настей и операторами картины.
Между тем 12 февраля1965 года у
Виктории Софроновой родилась девочка
от Шукшина. Ее назвали Катей.
В браке у Шукшина и Лидии Николаевны
родились две девочки-погодки: Мария
Шукшина и Ольга Шукшина
Василий Шукшин с дочерьми Марией и
Ольгой
Слайд 11Пагубная привычка
Многие рассказывают о пристрастии Шукшина к
спиртному. В чем
же причина? Вряд ли стоит
объяснять, почему в те годы
пили многие
выдающиеся артисты: Георгий Бурков, Владимир
Высоцкий… Талантливые актеры всегда
чувствуют окружающую их обстановку особенно
тонко, и не всегда могут справиться с навалившейся
на них системой. Вот что вспоминает о тогдашнем
состоянии мужа Л. Федосеева-Шукшина: "Вася мог
две-три недели пить, был агрессивный, буйный. Я
выгоняла из дома всех, кого он приводил. На себе его
не раз притаскивала… Когда же родилась Маша (в
1968 году), он бросил на время пить. Дети его
спасли..."Действительно - дети его спасли… Позже,
когда Маша подросла, с Василием Макаровичем
произошел случай, после которого он навсегда
завязал со своей пагубной привычкой.
Слайд 12Последний год жизни
Последний год жизни Шукшина складывался
для него на
редкость удачно как в плане
творческом, так и личном. В
1973 году вместе
с семьей он наконец переехал из тесной
комнатки на Переяславской улице в новую
квартиру на улице Бочкова. В свет выходит
новый сборник его рассказов "Характеры",
который тут же становится главным
событием в прозе и предметом острейших
дискуссий. В Большом драматическом театре
Г. Товстоногов решается ставить спектакль
по пьесе Шукшина "Энергичные люди". (Это
было первое сотрудничество Шукшина с
театром - до этого он театр не любил,
унаследовав эту нелюбовь от своего учителя
М. Ромма.)
Слайд 13Последний год жизни
Он ни на день не забывал о своей
давней мечте - поставить фильм
о Степане Разине. Несмотря на
то,
что съемки его все время
отодвигались на неопределенное
время, надежды снять его он не терял.
Свое твердое обещание помочь ему в
этом деле дал С. Бондарчук, но взамен
этой помощи он уговорил Шукшина
сняться в его новой картине - "Они
сражались за Родину". Шукшину в нем
предстояло сыграть роль
бронебойщика Лопахина. Съемки
должны были проходить в августе –
октябре 1974 года на Дону.
На съёмках фильма «Они сражались за Родину»
Слайд 14Смерть Шукшина
К началу октября Шукшин практически
полностью завершил роль Лопахина,
и ему
оставалось отсняться в последнем эпизоде.
4 октября он должен
был вернуться в Москву.
Г. Бурков так рассказывал об этом: "Я
постучался к Шукшину. Дверь была не заперта.
Но я не вошел, а от двери увидел... рука, мне
показалось, как-то... Я чего-то испугался.
Окликнул его. Ему же на съемку было пора
вставать. Он не отозвался. Ну, думаю, пусть
поспит. Опять всю ночь писал. Я пошел по
коридору и столкнулся с Губенко. "Николай, -
попросил я, - загляни к Васе, ему скоро на
съемку, а он чего-то не встает..." Он к нему
вошел. Стал трясти за плечо, рука как
неживая... потрогал пульс, а его нет.
Шукшин умер во сне.
Последнее фото Василия Макаровича
Слайд 15Смерть Шукшина
Тело Шукшина в тот же день доставили в
Волгоград, где врач сделал вскрытие в
присутствии студентов. Диагноз-сердечная
недостаточность.
Из Волгограда цинковый
Гроб на военном самолете доставили в
Москву. Гроб был упакован в громадный
деревянный ящик с четырьмя ручками. Его
сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко,
Тихонов, оператор Юсов, другие участники
съемочного коллектива.
Похоронили Шукшина на Новодевичьем
кладбище.
Попрощаться с выдающимся
писателем, режиссером и актером
собралось огромное количество людей. К
концу панихиды гроб был весь в ветках
калины. Почти каждый, пришедший
проститься с Шукшиным, оставлял
веточку с красными ягодами, а многие
клали в гроб крестики и иконки.
Могила В. Шукшина
Слайд 16Воспоминания
С Бурковым
С Юрием Никулиным
Ю. Никулин вспоминал:
"Удивительное совпадение. За день
до
смерти Василий Макарович
сидел в гримерной, ожидая, когда
мастер-гример начнет
работать.
Он взял булавку, опустил ее в
баночку с красным гримом и стал
рисовать что-то, чертить на
обратной стороне пачки сигарет
"Шипка". Сидевший рядом Бурков
спросил:
- Что ты рисуешь?
- Да вот видишь, - ответил
Шукшин, показывая, - вот горы,
небо, дождь, ну, в общем,похороны..."
Бурков обругал его, вырвал пачку и
спрятал в карман. До конца своих
дней он хранил у себя эту пачку
сигарет с рисунком Василия
Макаровича.
Слайд 17Версии смерти
После смерти Шукшина в народе внезапно поползли
слухи о
том, что умер он не естественной смертью –
мол, ему
помогли это сделать. Эти слухи циркулировали
даже в кинематографической среде: сам Бондарчук
однажды признался, что какое-то время считал, что
Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реального
подтверждения так и не нашли. И вот о них заговорили
вновь… Вот несколько публикаций:
Л. Федосеева-Шукшина: «Я уверена: в ту ночь
произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее
время. Он показывал мне список своих родственников,
которые умерли насильственной смертью. Боялся,
что разделит их участь. Предчувствие было. (Согласно
этому списку, в разное время погибли: отец, семь дядьев
и два двоюродных брата Шукшина.} «Господи, дай скорее
вернуться со съемок! Дай бог, чтоб ничего не случилось!»
Случилось.»
Слайд 18Версии смерти
Н. Дранников, председатель Волгоградского филиала Центра
В.М. Шукшина, житель
станицы Клетской: «В станице до сих пор
ходят разные толки.
И поводы для этого есть. Еще жива
Евгения Яковлевна Платонова, партизанка, жена Героя
Советского Союза Венедикта Платонова. Ее брали понятой.
Евгения Яковлевна рассказывает, что, когда они приехали на
"Дунай", все в каюте было
разбросано. Будто кто-то
что-то искал. А сам Шукшин
лежал скорчившись. Это никак
не вяжется с фотографией
криминалистов, где Василий
Макарович лежит в ухоженной
каюте, прикрытый одеялом,
словно спит.»
Слайд 19Версии смерти
Вот любопытный список примет, которые сопутствовали смерти
В.Шукшина:
Летом 1972
года дочки Шукшина гостили у бабушки под Ленинградом. Тесть поймал
в лесу зайчонка, и к осени они привезли его с собой в Москву. Заяц подрос, бешено кидался на стены, шторы. Пришлось сдать его в Уголок Дурова. Когда Лидия Николаевна рассказала про "живую игрушку" Марии Сергеевне Шукшиной, та запричитала: "Ой, Лида, притащить из леса живого зайца - к смерти!«
Федосеевой-Шукшиной вручили сценарий фильма "Они сражались за Родину", в котором ей предстояло сыграть одну из ролей. И выяснилось, что сыграть ей предстоит... вдову. И это при живом-то муже! "Да ты играй не вдову, а женщину", -успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророческой.
В тот последний вечер 1 октября с почты Шукшин с друзьями отправился в баню к станичнику Захарову. И надо же! Въезжая во двор, задавили любимого кота хозяина. Шукшин, никогда прежде не замеченный в суеверии, почему-то расстроился: "Это к( Биография из книги "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели")несчастью!" И через несколько часов его настигла смерть...
Слайд 20Восьмидесятилетие Шукшина страна отметила тихо и спокойно. Несколько публикаций, негромкая
поездка кинематографистов - участников Московского международного
кинофестиваля
на его родину в
Сростки. Вот, пожалуй, и все. Человек, который пристально всматривался в лицо народа, уникального, богатого традициями, сильного, почему-то не вызвал у страны желания вглядеться в его творческое лицо, вспомнить все, что сделано Шукшиным в кино, в литературе, еще раз признать, что для России он стал классиком, воспевшим тех, кто живет в провинции, тех, кто составляет золотой фонд нации.
Заключение
Слайд 21Актёрские работы:
1. Два Федора - 1958 (Драма)
2. Золотой эшелон - 1959 (Военный)
3. Простая история -
1960 (Киноповесть)
4. Аленка - 1961 (Лирическая комедия)
5. Командировка - 1961 (Киноповесть)
6. Когда деревья были большими - 1961 (Драма)
7. Мишка, Серега и я - 1962 (Киноповесть)
8. Мы, двое мужчин - 1962 (Драма)
9. Какое оно, море? - 1964 ()
10. Журналист - 1967 (Киноповесть)
11. Комиссар - 1967 (Драма)
12. Три дня Виктора Чернышева - 1968 ( ...Кравченко)
13. Мужской разговор - 1969 (Драма)
Кадр из кинофильма «Алёнка»
Кадр из кинофильма «Мы, двое мужчин»
Слайд 22Актёрские работы:
14. Эхо далеких снегов - 1969
(Киноповесть)
15. Любовь Яровая - 1970 (Драма)
16. Освобождение -
1970 (Военный) (...маршал Конев)
17. У озера - 1970 (Мелодрама)
18. Даурия - 1971 (...Василий Андреевич Улыбин)
19. Печки-лавочки - 1972 (Комедия) (...Иван Расторгуев)
20. Калина красная - 1973 (Соц. драма) (...Егор Прокудин)
21. Если хочешь быть счастливым - 1974 (Киноповесть)
22. Прошу слова - 1975 (Драма)
23. Они сражались за Родину - 1976 (Драма) (...Петр Лопахин)
Кадр из кинофильма «У озера»
Кадр из кинофильма «Они сражались за Родину»
Слайд 23 Режиссёрские работы:
1.Живет такой парень
- 1964 (Лир.комедия)
2.Ваш сын и брат - 1965 (Драма)
3.Странные люди - 1969 (Комедия)
4.Печки-лавочки - 1972 (Комедия)
5.Калина красная - 1973 (Социальная драма)
Сценарий:
1. Живет такой парень - 1964 (Лир. комедия)
2. Ваш сын и брат - 1965 (Драма)
3. Странные люди - 1969 (Комедия)
4. Пришел солдат с фронта - 1972 (Драма)
5. Печки-лавочки - 1972 (Комедия)
6. Калина красная - 1973 (Социальная драма)
7. Земляки - 1974 (Киноповесть)
8. Позови меня в даль светлую - 1977 (Киноповесть)
Спектакль «Печки-лавочки»
Слайд 24Первые роли в кино
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в
кино: в фильме С.Герасимова «Тихий Дон»
(вторая серия) он сыграл в
крошечном
эпизоде - изобразил выглядывающего из-
за плетня матроса. С этого матроса и
началась кинематографическая судьба
Шукшина-актера.
Летом следующего года Шукшин оказался
на практике в Одессе и совершенно
внезапно получил приглашение от
режиссера Марлена Хуциева сыграть
главную роль в его фильме «Два Федора».
На съёмках картины «Два Фёдора»
Слайд 25Литература
Параллельно с успехами в кино довольно
судьба Шукшина. В
1958 году в журнале
"Смена" был опубликован его рассказ
"Двое
на телеге". в начале 60-х одно за
другим стали выходить в свет
литературные произведения Шукшина.
Хронология этих публикаций такова:
рассказы "Правда", "Светлые души",
"Степкина любовь" были напечатаны в
журнале "Октябрь" - в № 3 за 1961 год;
"Экзамен" - в № 1 за 1962-й; "Коленчатые
валы" и "Леля Селезнева с факультета
журналистики" - в № 5 за тот же год.
В 1963 году в издательстве "Молодая
гвардия" вышел первый сборник В.
Шукшина под названием "Сельские
жители". В том же году в журнале
"Новый мир" (№2) были напечатаны два
его рассказа: "Классный водитель" и
"Гринька Малюгин" (цикл "Они с Катуни").
Слайд 26В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его
дипломная работа
– короткометражный фильм
"Из Лебяжьего сообщают" – осталась
незамеченной. Зато актерская
карьера
Шукшина в те годы складывалась гораздо
успешнее, чем режиссерская. После фильма
«Два Федора» приглашения сниматься
посыпались на него со всех сторон. Буквально за
короткий период Шукшин снялся в целом ряде
картин: "Золотой эшелон" (1959), "Простая
история" (1960), "Когда деревья были большими",
"Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы,
двое мужчин" (1963) и др.
На основе своих рассказов "Классный водитель" и
"Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году,
Шукшин вскоре написал сценарий своего первого
полнометражного фильма "Живет такой
парень". Съемки картины начались летом того
же года на Алтае. Картина "Живет такой
парень" вышла на экраны страны в 1964 году и
получила восторженные отклики публики.
Слайд 27Выходит новая книга его рассказов под
названием "Там вдали...». В
1966 году на
экранах появляется его новый фильм –
"Ваш
сын и брат", который через год
удостаивается Государственной премии
РСФСР имени братьев Васильевых. Мысли
о России привели Шукшина к идее снять
фильм о Степане Разине. , в течение всего
1965 года Шукшин внимательно изучал
исторические труды о второй крестьянской
войне, В марте следующего года он подал
заявку на литературный сценарий "Конец
Разина", и эта заявка первоначально была
принята. Съемки фильма намечались на
лето 1967 года. ". Однако все оказалось
напрасным - высокое кинематографическое
начальство внезапно изменило свои планы
и съемки фильма заморозило. То же самое
произошло и с другой идеей Шукшина –
желанием экранизировать собственную
сатирическую сказку "Точка зрения".
Слайд 28Через год после рождения Маши в семье
Шукшиных на свет
родилась еще одна
девочка - Оля. Это радостное известие
застало
Шукшина в окрестностях
Владимира на съемках очередной
картины - "Странные люди". В основу
ее легли три шукшинских рассказа:
"Чудик", "Миль пардон, мадам!" и "Думы".
В 1969 году В. Шукшину было присвоено
звание заслуженного деятеля искусств
РСФСР.
Слайд 29 «Печки-лавочки»
Что касается творческих планов
Шукшина в тот период, то
его не
оставляла надежда добиться
постановки фильма о Степане
Разине.
В феврале 1971 года он
пишет очередную заявку на имя
директора киностудии имени
Горького Г. Бритикова с просьбой
разрешить ему снять эту картину.
Но ему опять заявили, что сейчас
нужнее фильм о современности, и в
итоге уже второй раз Шукшин был
вынужден снимать вместо "Разина"
совсем другую картину. Этим
фильмом стали "Печки-лавочки".
Слайд 30«Печки-лавочки»
В своей заявке Шукшин так
излагает содержание сценария
этого фильма: "Это
опять тема
деревни, с "вызовом", так сказать, в
город. Иван
Расторгуев, алтайский
тракторист, собрался поехать
отдохнуть к Черному морю.
История этой поездки и есть
сюжет фильма. Историю эту надо
приспособить к разговору об:
Истинной ценности человеческой.
О внутренней интеллигентности, о благородстве.
О достоинстве гражданском и человеческом…"
Шукшин в роли Ивана Расторгуева в фильме «Печки-лавочки»
Слайд 32Награды
Лауреат Государственных премий СССР
(1971), РСФСР (1967);
Лауреат Ленинской премии (1976,посмертно);
Лауреат
Всесоюзного кинофестиваля в
номинации "Призы кинофестиваля" за 1964
год;
Лауреат
Всесоюзного кинофестиваля в
номинации "Главный приз среди
художественных фильмов" за 1974 год.
Слайд 34Работа над картиной началась весной
1973 года в Вологодской области,
под
Белозерском. Как и в "Печках-лавочках",
Шукшин в этой картине
выступил в
трех ипостасях: режиссер, сценарист
и исполнитель главной роли.
Заключительная часть работы над
картиной совпала у Шукшина с
обострением язвенной болезни.
Фильм "Калина красная" вышел на экраны
страны в 1974 году и буквально потряс
зрителей. Без преувеличения можно было
сказать, что ничего подобного в
отечественном кинематографе еще не
было.
На съёмках фильма «Калина красная»
Слайд 35«Калина красная»
Фильм был необычен и для самого
Шукшина. Ведь долгое
время Шукшин
считался исключительно мастером
рассказов, представителем деревенской
прозы, который
и в кино ("Живет такой
парень", "Ваш сын и брат", "Странные
люди", "Печки-лавочки") сожалел о
губительном нравственном
перерождении простых людей в условиях
развития урбанизационных процессов. До
"Калины красной" творчество Шукшина
нередко оценивали с точки зрения
противопоставления города и села,
урбанистической безликости и
деревенской естественности,
бездуховности горожанина и глубинной
связи сельского жителя с родной землей.
Слайд 36На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в
апреле 1974 года
"Калина красная" была
награждена главным призом - первый
случай в
практике проведения
отечественных кинофорумов. Причем
жюри специально оговорило свое решение:
"Отмечая самобытный, яркий талант
писателя, режиссера и актера Василия
Шукшина, главная премия фестиваля
присуждена фильму киностудии "Мосфильм"
"Калина красная".
Кроме этой награды, фильм в дальнейшем
соберет и целый букет других: приз
польских критиков "Варшавская сирена-73",
приз фестиваля в Западном Берлине и приз
ФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по
опросу журнала "Советский экран" эта
картина принесла звание лучшего актера
1974 года.
Слайд 37Вот что говорил сам Василий Макарович :
«Она - об
уголовнике. Уголовник... Ну, какого
плана уголовник? Не из любви к
делу, а по
какому-то, так сказать, стечению
обстоятельств житейских...» Ему (Егору
Прокудину) уже, в общем, сорок лет, а
просвета никакого в жизни нет. Но душа-то
у него восстает против этого образа
жизни. Он не склонен быть жестоким
человеком... И вот, собственно, на этом
этапе мы и застаем нашего героя - когда
он в последний раз выходит из тюрьмы. И
опять перед ним целый мир, целая жизнь.»
Василий Шукшин в роли Егора Прокудина
Слайд 38 «Мне жаль Егора из «Калины красной»
жаль
до боли, до содрогания за эту судьбу,
— сказал Василий
Шукшин в одном из
последних интервью. — Сложись
обстоятельства иначе, он мог бы стать
незаурядным человеком. Какой гордый,
сильный характер, какой крепкий, надежный
человек! Даже будучи вором, он сохранил в
себе многое. И как хочется помочь Егору,
полюбить его. Но как?..
Сюжет фильма возник у Шукшина после
того, как он выступил в бийской колонии для
малолетних преступников.
Слайд 39Краткое содержание
Выйдя из заключения, вор-
рецидивист Егор Проскудин
решает, вернувшись в
родные
края, начать всё сызнова вместе
с Любой Байкаловой, своей
подругой по переписке. Жизнь,
казалось бы, налаживается,
просто не может не наладиться –
но прошлое, олицетворяемое
шайкой бывших подельщиков во
главе с криминальным
авторитетом по прозвищу
«Губошлёп» , тянет на дно,
словно камень на шее…
Первая встреча Любы и Егора
Слайд 40Анализ
При всей уникальной цельности натуры Шукшина в
предыдущих работах ему всё же не удавалось
преодолеть до конца
некий незримый разрыв между по-
деревенски философским миросозерцанием и
убеждениями, сложившимися под влиянием жизни
городской. Только в «Калине красной» манера, близкая
стилистике ряда ведущих европейских течений,
сосуществует слитно со слогом фольклорным.
Граница между селом и городом в фильме призрачна и
условна: повсюду сердцами людей овладела
разобщённость, все негодуют («круговую оборону
заняли!») по поводу дерзких выходок Егора, лишь
пытающегося наладить душевный контакт («о, мы Вас
понимайт!») и не быть одиноким на свете белом… Не
случайно враг и убийца Проскудина оказывается как бы
преемником «морского волка» Джека Лондона –
прагматика, вульгарного материалиста и циника в
поступках и взглядах на безжалостную
действительность.
Слайд 41«Калина красная» – это и грустное социологическое
исследование,посвящённое «некоммуникабельности» в
обществе,
достигшем относительно высокого материального
благополучия. И тонкая, наблюдательная сатира, всё
же не
сводящаяся к подтруниванию над отдельными уголовниками,
тунеядцами,
простодушными
и прочими добренькими
индивидами, «из всех
достижений человечества
облюбовавшими себе печь».
И душераздирающая
мелодрама,
вызвавшая огромный
ответный отклик у
публики.
«Плач о матери»
Слайд 42И произведение, граждански смелое, затронувшее
многие из замалчиваемых проблем, начиная
с
воссоздания тюремных реалий (документальный
пролог, где хор заключённых протяжно
поёт
«Вечерний звон»), воссоздания достоверного,
скрыто язвительного, наверняка – таящего
аллюзию на быстро свёрнутую «лагерную прозу».
И подлинный кинематографический праздник для
души, тот самый «забег в ширину», что не удалось
устроить для себя Проскудину, но коим порадовал
великую страну Шукшин. И сочинение, близкое
западному экзистенциализму, тоже ведь
пытавшемуся, если воспользоваться словами
режиссёра, «рассказать о душе», «о том, как не
устроена она в жизни, как мается и ищет своего
места». И поэтичное признание в любви к родной
природе с непременными берёзками и пахотой,
разрушаемой,вытесняемой за пределы
человеческого существования
Слайд 43 «Калина красная» — это душа
Шукшина, пропечатанная
в пленке. Он
не сыграл роль Егора Прокудина, а
прожил
всю его жизнь за 108 минут
экранного времени.
У картины сразу появилось много
врагов. Чиновники Госкино
потребовали таких «поправок»,
которые можно было сделать, только
сняв фильм заново. Но этого не
понадобилось. Вместе с другими
«новинками» «Калина красная» попала
«на дачу».. Брежнев ее посмотрел и
заплакал. Судьба картины была
решена.
Кадр из кинофильма «Калина красная»
Слайд 44Заключение
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный,
искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин
заговорил о
самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую
позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а
сказать обязательно надо. Все больше появляется“внезапных”,“навыдуманных”
рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое
движение к “неслыханной простоте”, своеобразной
обнаженности - в традициях русской
литературы. Тут собственно уже не искусство,
выход за его пределы, когда душа кричит
о своей боли. Теперь рассказы - сплошное
авторское слово. Интервью - обнаженное
откровение. И везде вопросы, вопросы,
вопросы. Самые главные о смысле жизни.
Искусство должно учить добру. Шукшин
в способности чистого человеческого сердца
к добру видел самое дорогое богатство. “Если
мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны,
так это в добром поступке”, - говорил он. С этим
жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.