Разделы презентаций


Презентация на тему Внутренняя форма слова

Александр Афанасьевич Потебня (1835-1831)В слове мы различаем внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Этимологизация. Внутренняя форма слова.Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»	г.СароваНижегородской области.2010
Текст слайда:

Этимологизация.

Внутренняя форма слова.

Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №3»
г.Сарова
Нижегородской области.

2010


Слайд 2
Александр Афанасьевич Потебня            (1835-1831)В слове мы
Текст слайда:

Александр Афанасьевич Потебня
(1835-1831)

В слове мы различаем
внешнюю форму,
т.е. членораздельный звук,
содержание, объективируемое
посредством звука,
и внутреннюю форму,
или ближайшее этимологическое
значение слова, тот способ,
каким выражается содержание.

Как вы понимаете слова выдающегося лингвиста?


Слайд 3
Рассмотрим, например, слово «подснежник».Буквы, из которыхслово состоит Звуки По внешней форме мы отличаем это слово от всех
Текст слайда:

Рассмотрим, например, слово «подснежник».

Буквы,
из которых
слово состоит

Звуки

По внешней форме мы отличаем
это слово от всех других.

Внешняя форма


Слайд 4
Вторая сторона – содержание (значение) слова – определяется в словаре.Травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу
Текст слайда:

Вторая сторона – содержание
(значение) слова –
определяется в словаре.

Травянистое растение с цветками светлой окраски,
распускающимися сразу после таяния снега.


Слайд 5
Внутренняя форма слова, его этимология, говорит о том, что цветок растёт под снегом.Мы зрительно представляем себе проталинку
Текст слайда:

Внутренняя форма слова,
его этимология, говорит о том,
что цветок растёт под снегом.

Мы зрительно
представляем себе
проталинку и на ней –
тоненький стебелёк
с белым венчиком.

Не правда ли, размышляя над внутренней формой слова, вы
что-то открыли для себя? Только открыли особым способом,
вызывая в воображении образ.


Слайд 6
Подумайте. Чем отличается внутренняя форма слов «зарплата» и «жалованье»?
Текст слайда:

Подумайте. Чем отличается внутренняя форма слов «зарплата» и «жалованье»?


Слайд 7
Слова «зарплата» и «жалованье» обозначают как будто одно и то жеЗарплата – то, что заработано человеком, плата
Текст слайда:

Слова
«зарплата»
и «жалованье»
обозначают
как будто
одно и то же

Зарплата – то,
что заработано
человеком,
плата за труд.
Это отношение
равных людей,
основанное
на юридическом
праве:
один вкладывает
свой труд, другой
обязан заплатить
за труд деньги.

Жалованье – то,
что работнику
по милости
жалует,
дарит хозяин.
Это отношение
господина
и подчинённого,
основанное
не на праве,
а на воле
хозяина.

Так, внутренняя форма слов позволяет
осознать различие в их значении.


Слайд 8
Важно!В произведении словесного искусства все качества языка становятся
Текст слайда:

Важно!

В произведении словесного искусства
все качества языка становятся значимыми.

Обращение к внутренней форме слова,
выявление его образного значения путём
осмысления морфем –
яркое выразительное средство языка,
которое называется этимологизацией.


Слайд 9
Художники слова постоянно размышляют над материалом своего творчества. Задаются вопросом: почему мы так говорим? Вдумываются в связи
Текст слайда:

Художники слова постоянно размышляют
над материалом своего творчества. Задаются вопросом:
почему мы так говорим? Вдумываются в связи слов,
их сходство и различие, особенности звучания,
оттенки значения.

Прочитайте стихотворение
С.Я.Маршака «Словарь».
Что думает о словах автор?


Слайд 10
СЛОВАРЬ Усердней с каждым днем гляжу в словарь.В его столбцах мерцают искры чувства.В подвалы слов не раз
Текст слайда:

СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

С.Я.Маршак


Слайд 11
Выводы.Вся жизнь человека, история народа и человечества заключена в словах с корнем –век- (век, человек, вековать, век
Текст слайда:

Выводы.

Вся жизнь человека, история народа и человечества заключена в словах с корнем –век- (век, человек, вековать, век от веку…).
Искусство с помощью своего «потайного фонаря» - творчества - обнаруживает смысл, который спрятан в слове, вытекает из происхождения слова и благодаря которому слово становится образом.


Слайд 12
Этимологизация помогает открыть в словах новый смысл, как бы обновить их.Вчитайтесь в стихотворение Л.Мартынова «Чёт и нечет».Выпишите
Текст слайда:

Этимологизация
помогает открыть в словах новый смысл,
как бы обновить их.

Вчитайтесь в стихотворение
Л.Мартынова «Чёт и нечет».
Выпишите пары слов,
над которыми размышляет автор.
Что открывается в них
внимательному читателю?


Слайд 13
ЧЁТ И НЕЧЕТПопробуешьСлова сличить - И аж мороз идёт по коже!Недаром
Текст слайда:

ЧЁТ И НЕЧЕТ
Попробуешь
Слова сличить -
И аж мороз идёт по коже!
Недаром
"Мучить" и "учить"
Звучат извечно столь похоже.
Но и бывает смысл иной,
Доподлинно необъяснимый:
Казнящий ли владел казной
Или казной владел казнимый?
Земля и тля. Вина - вино.
Апрель и прель. Мороз и проседь...
Всё это будто не одно,
Но от другого не отбросить!
Берёзка - розга. Лик и лак.
Увечить и увековечить...
Неужто это просто так,
Одна случайность -
Чёт и нечет?

Л.Мартынов


Слайд 14
Мучить - учитьКазна – казнитьЗемля- тляВина-виноАпрель-прельМороз-проседьБерёзка – розгаЛик - лакУвечить – увековечить
Текст слайда:

Мучить - учить

Казна – казнить

Земля- тля

Вина-вино

Апрель-прель

Мороз-проседь

Берёзка –
розга

Лик - лак

Увечить –
увековечить


Слайд 15
ВыводыЧто же открывается нам в этих парах слов? Ведь сопоставляются слова не однокоренные. Какие-то из них можно
Текст слайда:

Выводы

Что же открывается нам в этих парах слов? Ведь сопоставляются слова не однокоренные. Какие-то из них можно назвать паронимами, в других слышится едва заметное сходство звучания.
В самом деле: мороз и проседь – что между ними общего? Только отдельные звуки. А ведь проседь – седая прядь в волосах – словно присыпана инеем от мороза.


Слайд 16
Обобщим сказанноеЭтимологизация – выявление скрытого в слове образного значения путём осмысления его морфем.Открывая в слове его внутреннюю
Текст слайда:

Обобщим сказанное

Этимологизация –
выявление
скрытого в слове
образного значения
путём
осмысления
его морфем.

Открывая в слове
его внутреннюю форму,
присущее ему
образное начало,
писатель изображает
картину жизни
и помогает нам
задуматься над сущностью
и взаимосвязями явлений.


Слайд 17
ПрактикумПрочитайте строфу из поэмы Б.Л. Пастернака «Девятьсот пятый год». Найдите сравнение, этимологизацию, метафору и олицетворение. Объясните, в
Текст слайда:

Практикум

Прочитайте строфу
из поэмы Б.Л. Пастернака
«Девятьсот пятый год».
Найдите сравнение,
этимологизацию,
метафору и олицетворение.
Объясните, в чём смысл
этих образных средств.


Слайд 18
Точно Лаокоон,Будет дымНа трескучем морозе, Оголясь, Как атлет, Обнимать и валить облака.Ускользающий день Будет плыть На железных
Текст слайда:

Точно Лаокоон,
Будет дым
На трескучем морозе,
Оголясь,
Как атлет,
Обнимать и валить облака.
Ускользающий день
Будет плыть
На железных полозьях
Телеграфных сетей,
Открывающихся с чердака.

Б.Пастернак

Словарь

далее


Слайд 19
СловарьЛаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегал троянцев не вводить деревянного коня греков в город, за что
Текст слайда:

Словарь

Лаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегал троянцев не вводить деревянного коня греков в город, за что был убит вместе со своими обоими сыновьями двумя громадными змеями.

назад


Слайд 20
Покажите, как в приведённых ниже высказываниях А.Кнышева создана юмористическая окраска средствами этимологизации.Свежесмороженная глупость.Штаны, протёртые с сахаром.Поцелуй его
Текст слайда:

Покажите, как в приведённых ниже высказываниях А.Кнышева создана юмористическая окраска средствами этимологизации.

Свежесмороженная глупость.
Штаны, протёртые с сахаром.
Поцелуй его был притянут за уши.
В доме всё было краденое, и даже воздух какой-то спёртый.
«Проваливай!» - буркнул студент экзаменатору.
«На тебя не напасёшься!» - жаловались коровы пастуху.
Кто лев, то и прав.


Слайд 21
ЛитератураУчебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.
Текст слайда:

Литература

Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика