Слайд 1ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». 10 класс
Учимся
писать
КОММЕНТАРИЙ
Гречух Наталья Ивановна, учитель МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
г. Омска
Слайд 2Цель занятия:
Узнать, что такое КОММЕНТАРИЙ и каково его место в
структуре сочинения (С1)
Узнать, какие содержательные элементы могут быть включены в
КОММЕНТАРИЙ
Составить алгоритм написания КОММЕНТАРИЯ
Слайд 3КОММЕНТАРИЙ – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый
словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
КОММЕНТАРИЙ – 1. пояснение;
2. примечания; 3. толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
Слайд 4КОММЕНТАРИЙ – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый
словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
КОММЕНТАРИЙ – 1. пояснение;
2. примечания; 3. толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
Слайд 5Комментарий 1
Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка,
повествует о том, что в последнее время заимствования из других
языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм»
(61 слово).
Слайд 6Комментарий 1
Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка,
повествует о том, что в последнее время заимствования из других
языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм»
(61 слово).
Слайд 7Проверь себя
Автор текста затрагивает проблему развития и сохранения русского языка.
Слайд 8Комментарий 2
Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто.
Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но
вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что помощь окажет кто-либо другой. (32 слова)
Слайд 9Комментарий 2
Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто.
Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но
вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что помощь окажет кто-либо другой. (32 слова)
Слайд 10Проверь себя
Автор текста поднимает проблему человеческого равнодушия.
Слайд 11Комментарий как элемент сочинения
Нужно комментировать ПРОБЛЕМУ ОТРАЖЕННУЮ В ТЕКСТЕ, а
не просто текст и его темы и не просто проблемы
в отрыве от текста
Слайд 12Оценивание сочинения по критерию К2
Слайд 13В КОММЕНТАРИИ можно:
Оценить степень актуальности поднимаемой проблемы. Объяснить, в чём
ее актуальность.
Указать, типична ли ситуация, изображенная автором?
Указать, на каком жизненном/литературном
материале строится текст? На какие факты, детали обращает внимание автор?
Отметить, с каким настроением пишет автор (грустная ирония, сарказм, печаль, радость и т.п.)
Упомянуть, как эту проблему рассматривали другие авторы?
Написать, к каким выводам автор подводит читателя?
Слайд 14Проверь себя. Комментарий 1
Автор предложенного для анализа текста, размышляя о
развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования
из других языковых систем приобрели масштабный характер. С Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм» .
(61 слово)
Слайд 15Проверь себя. Комментарий 2
Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни
довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша
поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что помощь окажет кто-либо другой. (32 слова)
Слайд 16Задание:
Сравните
Комментарий 1
Комментарий 2
Исходный текст 1
Исходный текст 2
Слайд 17Работая над комментарием, помни:
Объем комментария – 2- 4 предложения
Обязательные элементы
содержания: указание на типичность проблемы; упоминание материала, на котором строится
текст
Факультативные элементы: актуальность, настроение автора, выводы автора, проблема в освещении других авторов.
Слайд 18Как работать над комментарием в сочинении-рассуждении
Определи стиль текста и тип
речи
Художественный стиль;
повествование
Публицистический стиль;
рассуждение
Выдели в тексте
ключевые слова
Отметь типичность проблемы;
прокомментируй, кому
и
в каких ситуация
приходилось сталкиваться
с подобной проблемой
Отбери из текста фактический материал,
необходимый для пояснения проблемы
Напиши 2- 4 предложения.
Упомяни в комментарии по возможности о чувствах автора текста,
об известных тебе точках зрения на данную проблему.
Слайд 19Итоги занятия:
Узнали, что такое комментарий и каково его место в
структуре сочинения С1
Узнали, о чем можно писать в комментарии
Создали памятку
«Как работать над комментарием в сочинении С1»
Слайд 20Домашнее задание:
Подготовьте памятку «Как работать над комментарием в сочинении-рассуждении».
Сформулируйте 1
проблему текста.
Пользуясь памяткой, напишите комментарий к сформулированной проблеме.
Слайд 22Глоссарий - собрание глосс - непонятных слов или выражений -
с толкованием
Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача,
подлежащая исследованию. (Толковый словарь русского языка Ушакова
Актуальность - важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. (Большая советская энциклопедия)
Типичность - обобщенность, характерность, образцовость, нормальность, свойственность, обычность. (Словарь русских синонимов)