Разделы презентаций


Второстепенные члены предложения

Содержание

Дорогой друг! Ты, конечно, любишь сказки. Хочешь попасть в сказку? Тогда щелкни мышкой!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
члены предложения
5 класс

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ члены предложения  5 класс

Слайд 2Дорогой друг!
Ты, конечно, любишь сказки. Хочешь попасть в сказку?

Тогда щелкни мышкой!

Дорогой друг! Ты, конечно, любишь сказки. Хочешь попасть в сказку? Тогда щелкни мышкой!

Слайд 3В одном далеком-далеком царстве с названием Синтаксис жили-были король Сказуемое

и королева Подлежащее. И были у них дети – второстепенные

члены предложения. Жили они дружно и весело. Хоть это была и королевская семья, но они целыми днями трудились, чтобы помочь людям высказать мысли и чувства.

Но однажды злая ведьма Ошибенция похитила королеву и заточила ее в страшном замке, а детей спрятала неизвестно где.

Король не стал долго горевать, а поскорее отправился в дорогу, чтобы вернуть свою любимую семью. Ведь без них не будет предложений, невозможно рассказать ни одну историю и сказку, нельзя рассказать о великих открытиях.

В одном далеком-далеком царстве с названием Синтаксис жили-были король Сказуемое и королева Подлежащее. И были у них

Слайд 4Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Второстепенные члены
предложения
Утро было (какое?), (какое?). (Какие?) облачка бродили (где?).

(Какое?) солнышко (как?) светило (кому? или чему?). (Какой?) ветерок шевелил

(что?) (где?, на чем?). Они (как?) просыпались и (как?) шелестели. (Какие?) цветы (как?) умывались (чем?).

Утро было . Облачка бродили. Солнышко светило. Ветерок шевелил. Они просыпались и шелестели. Цветы умывались.

Вставь вместо вопросов подходящие по смыслу слова.

А настроение?

Что нужно сделать, чтобы текст стал ярче, красочнее?

ДополнениеОпределениеОбстоятельствоВторостепенные члены предложенияУтро было (какое?), (какое?). (Какие?) облачка бродили (где?). (Какое?) солнышко (как?) светило (кому? или чему?).

Слайд 5Утро было (какое?), (какое?). (Какие?) облачка бродили (где?). (Какое?) солнышко

(как?) светило (кому? или чему?). (Какой?) ветерок шевелил (что?) (где?,

на чем?). Они (как?) просыпались и (как?) шелестели. (Какие?) цветы (как?) умывались (чем?).
Утро было (какое?), (какое?). (Какие?) облачка бродили (где?). (Какое?) солнышко (как?) светило (кому? или чему?). (Какой?) ветерок

Слайд 6Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Второстепенные члены
предложения
Слова, которые делают

предложение яснее понятнее и красочнее, помогают понять настроение и основную

мысль предложения и текста называются

Предложения , в которых только грамматическая основа -

Предложения, в которых кроме главных членов есть еще и второстепенные, называются




второстепенные члены предложения.

распространенными.


нераспространенные.

ДополнениеОпределениеОбстоятельствоВторостепенные члены предложения     Слова, которые делают предложение яснее понятнее и красочнее, помогают понять

Слайд 7Второстепенные члены
предложения
Зима пришла.
Разбушевались метели.
Снега покрыли все кругом.
Идем по дороге

к лесу.
Избушка лесника.
Здесь мы найдем ночлег.
Васик
Люся
Петик

Второстепенные члены предложенияЗима пришла.Разбушевались метели.Снега покрыли все кругом.Идем по дороге к лесу.Избушка лесника.Здесь мы найдем ночлег.ВасикЛюсяПетик

Слайд 8Второстепенные члены отвечают на разные вопросы и выполняют разные роли

в предложении, поэтому и называются по-разному

Второстепенные члены отвечают на разные вопросы и выполняют разные роли в предложении, поэтому и называются по-разному

Слайд 9Опреде
ление
Определение
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я

пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В

их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы

Пора! Очей очарованье!
Приятна мне краса -
Люблю я увяданье,
леса,
В сенях шум и дыханье,
И небеса,
И луч, и морозы,
И угрозы.

Ты, конечно, знаком с бессмертными строками Александра Сергеевича Пушкина из стихотворения «Осень»

Хочешь знать, как бы выглядели эти строки, если бы определений не было?Щелкни мышкой! Читай!

ОпределениеОпределениеУнылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото

Слайд 10Опреде
ление
Определение

Вставь слова, которые подходят по смыслу, на указанное место в

предложение.
(какой?) пес упорно не хотел охранять склад.
Варенье (какое?)

быстро притягивало к буфету сладкоежек.

Колпак, лицо и руки (чьи?) были перепачканы сажей.

ОпределениеОпределениеВставь слова, которые подходят по смыслу, на указанное место в предложение.(какой?) пес упорно не хотел охранять склад.Варенье

Слайд 11Опреде
ление
Определение
По _____________ сказке
Разбежались краски…
Краска _________ на небо взобралась
Сверху капала и

в речку растеклась.
Краска ___________ побегала слегка
Стали __________ на небе облака.
Краска

___________ упала на листву
И с деревьев полетела на траву.
Краска ___________ в подарок сентябрю
Разукрасила ________________ зарю.
Не зевала и ____________ без дела:
Забывать верхушки (чьи?) ______ не хотела…
Разбежались краски
По __________ сказке!

волшебной

синяя

белая

белыми

желтая

красная

вечернюю

зеленая

сосен

осенней

Еще немного, и ты найдешь первую дочку.

Чтобы проверить себя, щелкни мышкой

А теперь вставь в текст слова вместо пропусков.


ОпределениеОпределениеПо _____________ сказкеРазбежались краски…Краска _________ на небо взобраласьСверху капала и в речку растеклась.Краска ___________ побегала слегкаСтали __________

Слайд 12Опреде
ление
Определение
Угадай слово из предложения по его описанию:
зависит от существительного, обозначает

признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным
Назови все

слова, обозначающие признаки в предложении и определи части речи.

На мой день рождения испекли воздушный
торт и украсили цукатами из фруктов

Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, и отвечающий на вопросы какой? чей? - это

определение



ОпределениеОпределениеУгадай слово из предложения по его описанию:зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен

Слайд 13

Определение
Спасибо, дорогой друг, за помощь! Как приятно оказаться на свободе!

Надеюсь, мы станем друзьями и ты всегда легко будешь находить

меня в тексте! Чтобы злая Ошибенция не добралась до тебя, вот моя подсказка:

Чтобы не спутать меня с моими сестрами, рассмотри внимательно рисунок

ОпределениеСпасибо, дорогой друг, за помощь! Как приятно оказаться на свободе! Надеюсь, мы станем друзьями и ты всегда

Слайд 14

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в

небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Ты молодец! Иди

дальше, и помоги найти моих сестер и маму-королеву! Удачи, умный и смелый друг!

Опреде
ление

Определение

Раскинулось поле волнистою тканьюИ с небом слилось темно-синею гранью,И в небе прозрачном щитом золотымБлестящее солнце сияет над

Слайд 16Допол
нение
Опреде
ление
Дополнение
Письмо брату мальчик пишет карандашом.
Выдели грамматическую основу и рассмотри схему.
брату
письмо
карандашом
что?
чем?
кому?
Прочитай

предложение.
От какого члена предложения зависят выделенные слова?
На вопросы каких падежей

отвечают?

Что помогают узнать о сказуемом?




ДополнениеОпределениеДополнениеПисьмо брату мальчик пишет карандашом.Выдели грамматическую основу и рассмотри схему.братуписьмокарандашомчто?чем?кому?Прочитай предложение.От какого члена предложения зависят выделенные слова?На

Слайд 17Допол
нение
Опреде
ление
Дополнение
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей ,

относится к сказуемому, вносит дополнения и уточнения в предложение –

дополнение.

Дополнение – это я. Спасибо, друг, за помощь. И я смогу помочь тебе лучше познакомиться со мною, дополнением.

Нашей границы не перелететь и птице.
Родину-мать учись защищать.
Со смелым бойцом и победа дружит.
Герой думает в бою не о смерти, а о победе.

Какой частью речи выражены дополнения?

Какая часть речи может употребляться вместо имени существительного?


Найди дополнения в предложениях:



ДополнениеОпределениеДополнениеВторостепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей , относится к сказуемому, вносит дополнения и уточнения

Слайд 18Допол
нение
Опреде
ление
Нашей границы не перелететь и птице.
Родину-мать учись защищать.
Со смелым бойцом

и победа дружит.
Герой думает в бою не о смерти, а

о победе.

Попробуй заменить выделенные слова местоимениями.

Вставь необходимые слова в предложение.

Дополнением могут быть
имя _________________ и ______________
в ______________ падеже.

Хочешь проверить ответ? Щелкни мышкой.

косвенном

Дополнение



существительное

местоимение

ДополнениеОпределениеНашей границы не перелететь и птице.Родину-мать учись защищать.Со смелым бойцом и победа дружит.Герой думает в бою не

Слайд 19Допол
нение
Чтобы найти подлежащее и дополнение в этих предложениях, надо подумать

кто или что совершает действие.
Село украшает сад..
Альбом взял мальчик.
Кудри берез

расчесывает ветер.

Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.

Замечательный подарок прислал по почте брат.

Могут ли подлежащее и дополнение отвечать на одинаковый вопрос? Почему?

Как избежать ошибки?

Проверь ответ – щелкни мышкой

Подумать , кто или что совершает действие, - это подлежащее.
Поставить двойной падежный вопрос:
Кто? что? - подлежащее, кого? что? - дополнение

Дополнение



ДополнениеЧтобы найти подлежащее и дополнение в этих предложениях, надо подумать кто или что совершает действие.Село украшает сад..Альбом

Слайд 20Допол
нение
Опреде
ление
Дополнение
Думаешь, что ты все умеешь?
А вот попробуй, найди все

дополнения в тексте!!!
Лесные жители готовились к зиме. Медведь строил берлогу,

выстилая ее мягкой пушистой хвоей, корой молодых елочек, сухим мхом, травой. Еж утеплял свое логово, стелил в нем зимнюю постель. Белка запасала грибы и орехи, чинила гнездо, меняла красное платьице на серую шубку. А заяц серую одежду менял на белую - легче будет прятаться на снегу от врагов.

Не бойся! Если все сделано правильно, то дополнений 15.

ДополнениеОпределениеДополнениеДумаешь, что ты все умеешь? А вот попробуй, найди все дополнения в тексте!!!Лесные жители готовились к зиме.

Слайд 21Вот ты и доказал, что даже с текстом можешь справиться.

Желаю удачи. Теперь надо найти еще одну сестру. Не забывай

про Дополнение –это я. Вперед – к новым задачам и ответам!
Вот ты и доказал, что даже с текстом можешь справиться. Желаю удачи. Теперь надо найти еще одну

Слайд 22Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Обстоятельство
из пеленок во двор
в кормушке до крошки
под носом
к

курятнику

От какого члена предложения зависят вставленные слова?


Вставь в стихотворение подходящие

слова вместо вопросов.
ДополнениеОпределениеОбстоятельствоОбстоятельствоиз пеленок во дворв кормушке до крошки под носом к курятникуОт какого члена предложения зависят вставленные слова?Вставь

Слайд 23Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Обстоятельство
вылез (откуда?) из пеленок
отправился (куда?) во двор
нашел (где?) в кормушке


прошел (как?) под носом
Какой частью речи являются выделенные слова?

Можно ли заменить их местоимениями?

А теперь вставь слова, отвечающие на вопрос когда? и определи часть речи.

___________ снега и морозы,
_________ прилетают птицы,
________ мелькают стрекозы,
_________ ветер злится.

Что эти слова обозначают?




Зимой

Весной

Летом

Осенью

ДополнениеОпределениеОбстоятельствоОбстоятельствовылез (откуда?) из пеленокотправился (куда?) во дворнашел (где?) в кормушке прошел (как?) под носом Какой частью речи

Слайд 24Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Обстоятельство
Найди все слова, отвечающие на вопрос как?
Ходит лиса осторожно,


Лапки ступают мягко,
Но зайца поймать ей сложно.
Вмиг убежит без оглядки.
Какой

частью речи они являются?

Вот и пришло время рассказать, что узнали о новом члене предложения.

_______________ член предложения, который зависит от ____________ , обозначает место, время, причину и способ действия и отвечает на вопросы _______________________
называется

обстоятельство



Ходит лиса осторожно,
Лапки ступают мягко
Но зайца поймать ей сложно.
Вмиг убежит без оглядки.

Второстепенный

сказуемого

где? куда? когда? и др.

ДополнениеОпределениеОбстоятельствоОбстоятельствоНайди все слова, отвечающие на вопрос как? Ходит лиса осторожно, Лапки ступают мягко,Но зайца поймать ей сложно.Вмиг

Слайд 25Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Обстоятельство
Приветик! Обстоятельство – это я. Ты меня нашел и я

дарю тебе запоминалочку «Мои вопросы»
Обстоятельство всегда
Найдет ответы без труда.
Где? куда?

когда? откуда?
почему? зачем? и как? -
задаю вопросы смело,
если что-нибудь не так.
ДополнениеОпределениеОбстоятельствоОбстоятельствоПриветик! Обстоятельство – это я. Ты меня нашел и я дарю тебе запоминалочку «Мои вопросы»Обстоятельство всегдаНайдет ответы

Слайд 26Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Обстоятельство
Ночью на крыше истошно мяукала кошка
истошно
на крыше
ночью
как?
когда?
на чем? где?
Я

люблю игру в прятки, поэтому часто прячусь за падежными вопросами.

А подчеркивать меня всегда интересно. Смотри!

Эта схема поможет узнать меня в предложении


ДополнениеОпределениеОбстоятельствоОбстоятельствоНочью на крыше истошно мяукала кошка истошнона крышеночьюкак?когда?на чем? где?Я люблю игру в прятки, поэтому часто прячусь

Слайд 27Допол
нение
Опреде
ление
Обстоя
тельство
Обстоятельство
Давай поиграем! Я буду прятаться, а ты искать! Я спрячусь

шесть раз – ищи!
ЕжЕж забрался в дом из леса!
УтромУтром мы

его нашли –
Он сидел в углу Он сидел в углу за печкой
И чихал в густойИ чихал в густой пыли.
Подошли мы – он свернулся.
Ишь, как иглами оброс!
Через пять минут очнулся,
Лапки Лапки высунул и хвост.
ДополнениеОпределениеОбстоятельствоОбстоятельствоДавай поиграем! Я буду прятаться, а ты искать! Я спрячусь шесть раз – ищи!ЕжЕж забрался в дом

Слайд 28Ты сумел отыскать нас всех. Помоги вернуть нашу маму, королеву

Сказуемое, без нее мы не можем быть счастливыми и строить

предложения!
Ты сумел отыскать нас всех. Помоги вернуть нашу маму, королеву Сказуемое, без нее мы не можем быть

Слайд 29Не очень то радуйся, умник-разумник! Королева-то все еще у меня!

А чтоб замок рухнул, надо ответить на волшебные вопросы правильно!

Никому еще это не удавалось! И ты не сможешь!!!

Не может быть! Я побеждена-а-а!

Не очень то радуйся, умник-разумник! Королева-то все еще у меня! А чтоб замок рухнул, надо ответить на

Слайд 30До новых встреч!
Наконец мы все дома и вместе: Подлежащее, Сказуемое,

Определение, Дополнение и Обстоятельство. Теперь ты – наш друг! Мы

будем часто встречаться в предложении и тексте.
До новых встреч!Наконец мы все дома и вместе: Подлежащее, Сказуемое, Определение, Дополнение и Обстоятельство. Теперь ты –

Слайд 31МОУ СОШ № 87
г. Ростова-на-Дону
Презентация разработана учителем русского языка

и литературы О.И. Комоловой
Второстепенные члены
предложения

МОУ СОШ № 87 г. Ростова-на-ДонуПрезентация разработана учителем русского языка и литературы О.И. КомоловойВторостепенные члены предложения

Слайд 32Ошибка!!! Ха-ха!!1

Ошибка!!! Ха-ха!!1

Слайд 33молодец!
Правильно! Иди дальше

молодец! Правильно! Иди дальше

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика