Слайд 1Задание 17.
Знаки препинания
в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения
Слайд 2Что имеется в виду?
В языке есть обращения, вводные слова
и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся
к теме.
Что нужно знать об обращениях и вводных слов и предложениях?
И те, и другие не являются членами предложения и грамматически не связаны с ними.
Слайд 3Обращение
Обращение - это слова, называющие того, к кому обращаются с
речью.
Обращения произносятся с особой звательной интонацией.
Обращения бывают нераспространенными и
распространенными (т.е. имеет зависимые слова)
Обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу, может стоять в предложении в любом месте, на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком.
Играйте, пойте, друзья.
Что же ты, моя березонька, не спишь?
Ветер! Спой нам про дикие горы.
Запомни:
Местоимения ТЫ, ВЫ, ТЕБЕ, МНЕ не могут быть обращением, потому что являются членами предложения: подлежащим, дополнением.
Что же ты, моя березонька, не спишь?
Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ могут входить в состав обращения, если заключают в себе качественную оценку лица:
О чём грустите, красавица вы моя?
Слайд 4Вводные конструкции
Помимо вводных слов, бывают вводные предложения, которые содержат дополнительное
замечание, уточнение или пояснение и имеют вид простых предложений.
На
письме вводные предложения выделяются запятыми, если это
предложения типа "я думаю", "я помню", "я слышал», "мне кажется", "ему сказали", "ей казалось"….
Тире ставится, если вводная конструкция имеет вопросительный или восклицательный знак – выражают чувства,
в других случаях вводные предложения выделяются скобками.
Если вы затрудняетесь при выборе скобок и тире, то это знаки равноправные и замены одного знака другим ошибкой не будет.
Ошибкой будет считаться, если вы перепутаете запятые и скобки.
Метель, я думаю, нескоро утихнет.
Приятели, как мы уже сказали выше, не походили друг на друга
Однажды (это было весной прошлого года) мы поехали на рыбалку.
Булочники (их было четверо) держались в стороне.
На озере – можете себе представить? – всегда плавало много кувшинок.
Слайд 6 Предложения с вводными словами. Вводные предложения
Вводные
слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи
которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова не являются членами предложения. К ним нельзя задать вопрос.
В предложении вводные слова могут занимать любое положение.
Их можно убрать из предложения без потери его основного смысла.
В предложении вводные слова выделяются запятыми.
Вводные слова имеют различные значения.
Слайд 7Разряды вводных слов по значению
Слайд 12!!! Запомни. Не являются вводными и не выделяются запятыми:
авось,
буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете,
вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.
Слайд 13При расстановке знаков препинания в предложениях с вводными словами могут
встретиться трудности. Следует отличать вводные слова от слов-омонимов.
Слайд 17Не ставится запятая, если вводное слово стоит в начале или
в конце обособленного оборота:
Вероятно испуганный появлением человека, зверек кинулся
наутек.
На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Киев например.
Не ставится запятая между сочинительным союзом и вводным словом, если вводное слово нельзя опустить: После поражения он не только не опустил руки, а напротив, в нем проснулась спортивная злость.
Слайд 18Задание 17
Практикум
Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Слайд 191. Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных
путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам
и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.
2. Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.
3.Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению
многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк
создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.
Слайд 204. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но
боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая
(3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
5. Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
6. В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.
Слайд 217. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день
они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева
прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
8. Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
9. Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.
Слайд 2210. За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.
Около него
было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили
это глухое место.
11.Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной.
12. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.
Слайд 2313. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня
лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3)
казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
14. Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
15. А.И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.
Слайд 2416. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день
они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева
прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
17. Фёдор Васильевич(1) выпишите (2) пожалуйста(3) гражданина Бездомного в город. Эй(4) домработница! - прокричал Никанор Иванович в полутёмной передней.
Слайд 2518. Прощай (1) мой товарищ (2) мой верный (3) слуга
(4) расстаться настало нам время. Вы (5) отроки-други (6) возьмите
коня.
19. Подруга (1) думы праздной (2) чернильница моя (3)
Мой век (4) однообразный тобой украсил я.
20. Ах (1) няня (2) няня (3) я тоскую, Мне тошно (4) милая моя! Подруга (5) дней моих суровых (6) голубка дряхлая моя (7) одна в глуши лесов сосновых давно-давно (8)
ты ( 9) ждёшь меня.
21. Скажи-ка (1) дядя (2) ведь не даром (3) Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
Ребята (4) не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой.
Слайд 2622. Принимаю тебя (1) неудача (2) и (3) удача (4)
прими мой привет!
23. Вот и (1) солнце (2) встает,
из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло. Не боли (3) ты (4) душа! Отдохни от забот! Здравствуй (5) солнце (6) да утро веселое!
24. Широко ты (1) Русь (2) по лицу земли
В красе царственной развернулася!
Уж и есть за что (3) Русь могучая (4)
Полюбить тебя, назвать (5) матерью.
25. Ой вы (1) леса (2) и дубравы (3) я одурманен весной.
Сыпь (4) ты (5) черемуха (6) снегом, пойте вы (7) птахи (8) в лесу.
Слайд 28Интернет-ресурсы
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-036.htm
http://obsharovka1.ru/indexO1_files/logo.gif
https://rus-ege.sdamgia.ru/
https://orfogrammka.ru