Слайд 1
знаки препинания в СПП с одним придаточным
урок русского языка в
11 классе
Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ № 20»
Слайд 2Цели урока:
Повторить и обобщить сведения о СПП;
закреплять навыки грамотного
пунктуационного оформления СПП;
воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию
своей речевой практики.
Слайд 3Проверка домашнего задания
Зачитайте предложения, составленные по схеме.
[Там, туда, оттуда],
(союзные слова: где, куда, откуда).
Какой из видов СПП иллюстрируют
эти примеры?
Объясните знаки препинания.
Слайд 4Фронтальный опрос - беседа
Что называется сложным предложением?
Какие типы сложных предложений
вы знаете?
Какими признаками обладает ССП?
Из каких этапов состоит синтаксический разбор
сложносочиненного предложения?
Какие знаки препинания ставятся в ССП для разделения частей?
Назовите условия постановки запятой.
Назовите условия постановки точки с запятой.
Назовите условия постановки тире.
Расскажите, когда запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными одиночным соединительным союзом и, не ставится.
Слайд 5Повторение изученного материала
Беседа.
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Из каких
частей состоит СПП?
Назовите основные виды придаточных.
Слайд 6Виды придаточных предложений.
Слайд 7Придаточные обстоятельственные
Слайд 8Теоретический материал:
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
1) Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми
с обеих сторон, если находится внутри главного:
Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.
Слайд 9Теоретический материал:
2) Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а
также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются
от него тире:
Кто весел – тот смеется.
Слайд 10Теоретический материал:
3) Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи
подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что,
вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т.п.), запятая ставится один раз:
а) Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
Слайд 11Теоретический материал:
б) После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.
По
мере того как я рассказывал, он приходил в себя.
в) В
зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.
Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа да кости.
Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
Слайд 12Теоретический материал:
4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит
отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо
и т.п., то придаточное предложение не отделяется от главного.
Важно не что он сказал, а как он это сказал.
Было шумно и когда они собирались в столовой.
(Между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится.)
Слайд 13Теоретический материал:
5) Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова, запятой
не отделяются.
Он обиделся, но не сказал почему.
Слайд 14Комментированное письмо
Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания
сторожей.
Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в
соседней комнате я заходил к ней.
В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван.
Верчусь колесом а куда еду не знаю.
Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми.
Слайд 15Комментированное письмо
Не исполнил он этого намерения только потому что
на набережной было слишком много народа.
Я хочу знать не
как это делается а зачем это делается.
Он раздражителен и когда болен и когда здоров.
Работа выполнена как следует.
Он ушел и не сказал зачем.
Я это говорил но не помню когда.
Слайд 16Свободный диктант
Изучив в школьные года «Горе от ума», «Евгения Онегина»,
мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения
нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.
Слайд 17Итог урока
Когда ставятся знаки препинания в СПП с одним придаточным?
Слайд 18Домашнее задание
Выучить правила.
Составить 10 СПП на изучаемый материал об известных
писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.