Слайд 1Определите грамматические признаки данных слов:
1. маленький
2. летящий
3. падает
Слайд 3Цель урока
Познакомиться с грамматическими признаками причастия;
Уметь различать причастия и прилагательные;
Обогащать
речь путём использования причастий.
Слайд 4Посмотрите на дерево.
По каким признакам можно узнать именно это дерево?
Какое оно?
Зеленое
Слайд 5Какое?
Постричь- постриженное ( которое постригли)
Признаки, которые приобретает дерево, когда над
ним совершают действие
Слайд 6Собака к а к а я ? –
спящая,
Потому что собака
спит.
Супчик к а к о й ? –
кипящий,
Потому что супчик
кипит.
Дитя к а к о е ? –
сопящее,
Потому что в две дырки сопит.
Фикус к а к о й ? –
торчащий,
Потому что из кадки
торчит.
Стекло, оно дребезжащее,
Потому что оно
дребезжит.
А папа к а к о й ? –
брюзжащий,
Потому что он вечно
брюзжит.
Слайд 7Задание
Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки:
Солнце к а к о
е ? - …
Потому что оно сияет.
Стрекоза к а к
а я ? - …
Потому что над лужей летает.
Головастик к а к о й ? - …
Он в болоте на кочке танцует.
Мой братишка Володька …
На асфальте он мелом рисует.
Младенец к а к о й ? - …
Потому что в коляске орет.
Сосед дядя Петя …
Он песню младенцу поет.
Слайд 8Просклоняйте имя прилагательное
и причастие:
И. п. дерево (какое ?)
зеленое, постриженное
Составьте
с данным прилагательным и причастием предложение, определите их синтаксическую роль.
Слайд 9Сходство причастия и прилагательного
1. отвечает на одни и те же
вопросы;
2. изменяется по числам, родам и падежам;
3. в предложении является
определением.
Слайд 10Укажите различие между причастием и прилагательным
1. редкий лес –
негустой лес
2. редеющий лес – лес, который редеет
3. редкий –
редеющий;
Слайд 11Отличия причастия и прилагательного:
1.Прилагательное обозначает постоянный признак, можно заменить синонимом.
2.Причастие
обозначает временной признак, признак предмета по действию, можно заменить сочетанием
«который + глагол.»
3.Различные суффиксы.
Слайд 12Укажите суффиксы в причастиях
1. упавший
2. падающий
3. летящий
4. усыпанный
5. скошенный
6. провожаемый
7.
открытый
Слайд 13Суффиксы причастий
-ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-), -вш-, -ш-, -ем- (-ом-),
-им-, -енн-,(-ённ-),
-нн-, -т-
Слайд 14Найдите словосочетания «прич.+сущ.»
теплый дождь
лаявшая собака
спелый крыжовник
собранные грибы
засеянное поле
летящая птица
скошенная
трава
каменный дом
низкие облака
жёлтая рожь
высохшая трава
смелый
боец
Задание
Слайд 15Задание
для первой
группы
Составьте по картинке несколько предложений, употребив причастия
Слайд 16Задание для 2 и 3 групп
Прочитай текст. Выпиши причастия с
существительными.
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся
цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.
(К.Д. Ушинский)
Слайд 17Роль причастий в предложении
Сравните пары предложений
1. Мы встретили старика, который
жил в избе, которая стояла на опушке леса.
Мы
встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
2. За столом сидят ученики и читают книгу.
За столом сидят ученики, читающие книгу.
Слайд 18«Причастия служат к сокращению человеческого слова …»
М.В. Ломоносов
Слайд 19Подведем итоги
В ходе урока мы
познакомились с грамматическими признаками причастия;
научились различать
причастия и прилагательные; определять в причастии признаки глагола и прилагательного;
познакомились
с суффиксами причастия.