Слайд 1Семинар:
«Стратегии взаимодействия с детьми разных темпераментов»
Подготовила и провела
педагог-психолог
ГОУ детский сад №2639
Корнеева Надежда Вячеславовна
Слайд 2Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности.
Слайд 3Стратегии взаимодействия с людьми.
Есть люди, которые верят в возможность выработки
единой стратегии взаимодействия с людьми разных темпераментов в соответствии с
точкой зрения – «один размер на всех!»
Но это неверно и для эффективного общения необходимо учитывать индивидуальные особенности.
Слайд 4Для ребенка каждого темперамента – свой фрагмент сказки.
Один из самых
продуктивных способов общения с детьми – рассказывание им сказок.
Если даже
сказку слушает группа детей,
включающая представителей всех
темпераментов,
то это не уменьшает ее влияния
на каждого.
Только для того, чтобы она захватила
внимание любого ребенка, сказка должна
содержать фрагменты, актуализирующие
переживания детей всех темпераментов.
Слайд 5
Для меланхолика типично сострадание и сопереживание.
Поэтому он всем сердцем будет
сочувствовать страдающей в башне принцессе и, сопереживая ей, забудет
свои беды.
У холерика преобладает потребность в энергичных действиях.
Поэтому сказка о принце, который скачет на коне, борется и побеждает дракона, очень близка его сердцу.
Сангвиники всегда готовы веселиться и праздновать.
Поэтому, когда подробно описывается праздник по случаю победы, они радуются от души.
Если не забыть рассказать, какой именно был устроен пир по случаю встречи принца и принцессы, то большое удовольствие получат и флегматики.
Сказки помогают взрослому нормализовать потребности ребенка. Так, например, ребенок имеет склонность желать все больше и больше, тогда можно показать бессмысленность таких устремлений, рассказав, например, сказку «О рыбаке и рыбке», где старуха лишилась всего.
Слайд 6Поведение в проблемной ситуации лиц разных темпераментов.
Ситуация №1: «Опоздали в
театр – в партер не пускают».
Сангвиник быстро сообразил, что на
свое место в партере уже не попадет, но можно попытаться пройти на верхние ярусы и поспешил туда. (Изыскал обходной путь.)
Холерик вступил в спор с билетером, доказывая, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, даже попытался силой отстранить билетера.(Попытался пройти напролом и прибегнуть к силе.)
Флегматик сохранил спокойствие. Подумал: «Первое действие вряд ли интересно. Пойду в буфет, подожду антракта».(Не имея сильного стремления, решил переждать.)
Меланхолик очень огорчился. Вымолвил: «Не везет мне, как всегда». Постоял немного и ушел из театра. (Расстроился и отказался от дальнейших попыток добиться своего.)
Слайд 7
Ситуация №2: «Ворота города закрыты и стража спит».
Пример из книги
Круга «Торопись не спеша».
Четыре усталых странника добрались к полуночи до
городских ворот. Ворота закрыты и стража спит. Первый сел на землю и запричитал: «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», приговаривал он сквозь слезы (м.)
«Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота (х.)
«Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий (ф.)
«Зачем сидеть и ждать? Рассмотрим–ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в свои руки инициативу четвертый (с.)