Слайд 1
Миротворческая деятельность
Слайд 2В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает некоторый
оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной
мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах “третьего мира”, претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности. В ходе конфликтов, нередко переходящих в гражданские войны, совершаются массовые тяжкие преступления в отношении мирных жителей, уничтожение сел и разрушение городов, являющиеся грубейшим нарушением международных конвенций. По официальным данным ООН, к середине 90-х годов, в ходе крупных послевоенных конфликтов, число погибших превысило 20 миллионов человек, более 6 миллионов искалеченных, 17 миллионов беженцев, 20 миллионов перемещенных лиц, и эти цифры продолжают расти.
Слайд 3История
История развития человечества знает немало примеров создания межгосударственных организаций, одна
из задач которых - поддержание международного мира и безопасности. Особое
внимание решению этой задачи, как показала практика, уделялось после окончания крупномасштабных войн. Так, в начале ХХ века, после первой мировой войны, была образована Лига Наций, положившая начало созданию более цивилизованных и многофункциональных организаций обеспечения мира и безопасности. В конце второй мировой войны, в связи с фактическим прекращением деятельности Лиги Наций, была создана новая международная организация, объединившая для целей поддержания международного мира и безопасности почти все государства земного шара - Организация Объединенных Наций (ООН).
Слайд 4Первые советские миротворцы.
Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях ООН
является делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров
в качестве военных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих горячих точках планеты. Но мало кому известно, как началось участие советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик.
Слайд 6Участие России в миротворческих операциях.
Практическое участие России (СССР) в операциях
ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда
на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН.
Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократическую Республику Конго.
Слайд 8Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил
с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН
N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. ¹1244. В настоящее время российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:
- предотвращение возобновления боевых действий;
- создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;
- обеспечение общественной безопасности;
- осуществление надзора за разминированием;
- поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия;
- выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля;
- обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций.
Слайд 9Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта
с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о
принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г.
Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.
Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта.
Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.
Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г.
Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.
Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению.
Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие.
Слайд 11О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН.
Правовой статус
военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН имеет сложный характер.
Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и имеющих различную юридическую природу. Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнослужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира.
После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем.
Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники.