Слайд 1«Учительский портал». Дополнительное образование
Про нашу школу. Презентация
Музейно-выставочный зал детского декоративно-
прикладного
художественного творчества как средство развития и реализации творческого потенциала личности
Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»
Выполнила:
руководитель музейно-выставочного
зала декоративно-прикладного
художественного творчества
учащихся гимназии,
учитель технологии
Комарова Валентина Юрьевна
Городской округ Электросталь Московской области
2011 год
Слайд 2«… истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческих мыслей».
В. А. Сухомлинский.
Слайд 3 МОУ «Гимназия №4» отличается
эффективным учебно-воспитательным процессом и устойчивой тенденцией к его дальнейшему совершенствованию.
Одно из его направлений – развитие креативных способностей личности, нравственное, духовное, эстетическое воспитание детей.
Его успешной реализации во многом способствует деятельность Музейно-выставочного зала декоративно-прикладного художественного творчества учащихся.
Слайд 4 МВЗ создан в рамках проекта «Эстетика
быта. Культура дома» в 2005 году.
Его организатор и бессменный
руководитель – учитель технологии Комарова Валентина Юрьевна- опытный педагог, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный работник образования Московской области».
Слайд 5Создание и деятельность Музейно-выставочного зала соответствует поставленным целям и задачам:
- создание условий для формирования творческой личности, развитие
креативных способностей;
- формирование ключевых компетентностей через декоративно-прикладное художественное творчество;
- создание условий для реализации творческого потенциала личности ребенка, возможности демонстрации своих достижений для развития «ситуации успеха»;
- формирование потребности в творческой самореализации;
- повышение мотивации к изучению исторического, культурного наследия;
- создание дополнительных возможностей для совместного творчества педагога и ученика, реализации основ педагогики сотрудничества;
- разнообразие форм воздействия на духовное, нравственное, эстетическое развитие подрастающего поколения.
Слайд 6МВЗ – это возможность демонстрации успехов юных талантов
Зал расположен в просторном, светлом помещении, где создана аура
эстетики, выразительности. Здесь размещено около 400 прикладных художественных работ.
Каждая работа наполнена теплом детских рук, выдумкой, фантазией, отражает творческий подход, индивидуальное художественное видение.
Слайд 7Экспонаты зала – итог творческого поиска
Авторы экспонатов – ученицы 5-8-х
классов гимназии. Свои творения они создают на уроках технологии в
соответствии с программой «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов».
Широкие возможности для развития творческого потенциала школьниц предоставляет объединение дополнительного образования – студия «Радуга».
Занятия по направлениям: бисерное рукоделие, вышивание крестом, лоскутная пластика, узелковая техника позволяют кружковцам экспериментировать, пробовать свои силы в различных сферах прикладного творчества.
Слайд 8Первые шаги начинающих рукодельниц
Яркий, притягательный мир творений детских рук представлен
в МВЗ тематико-художественными зонами.
Зона «Первые уроки творчества» объединяет работы самых
маленьких рукодельниц – кружковцев 3-5-х классов.
Здесь гармонично сочетаются объемные поделки из бисера и вышитые картины, бутоньерки и медальоны.
Слайд 9Начальное детское творчество
Систематическая работа в кружках по созданию эстетичных сувениров,
элементов интерьера формирует у детей положительную установку на труд.
Кроме того,
девочки приобретают навыки сотрудничества в коллективе, у них формируются коммуникативные компетенции.
Начинающие творцы развивают умение обосновывать цель деятельности. Этому способствует публичная защита идейно-художественного замысла планируемой работы. Монологическая речь напрямую связана с развитием мыслительной деятельности ребенка.
Осваивая различные прикладные технологии, ученицы расширяют свой политехнический кругозор, обогащают его практическими умениями, формируют ключевые компетентности.
Слайд 11Тематико-художественная зона «Магия натуральных камней»
Отличается своей изысканностью. Большинство
работ этого направления созданы девочками 6-7-х классов, имеющих определенный творческий
опыт. Они умело с помощью оригинальных приемов усиливают магию камней, дарованную природой.
В изделиях сердолик, яшма, бирюза, янтарь органично соединились с жемчужными бусинами, разноцветным бисером.
В результате неординарных творческих решений родились оригинальные, эстетичные панно, цветочные композиции, другие изделия.
При создании работ эффективно используются возможности метода проектов, делается акцент на работу с одаренными детьми.
Слайд 12Коллекция «Магия натуральных камней»
Слайд 13Потребность творчества
«Единство красоты и труда» - так можно охарактеризовать экспонаты
зала.
Приобщаясь к миру эстетики и вдохновения, авторы работ убеждаются
в необходимости кропотливого, порой нелегкого труда.
Увлеченность рукоделием помогает школьницам трансформировать рутинный труд, придать ему статус потребности, приносящей радость самореализации, творческого удовлетворения.
Слайд 14Плетение цветов – новый шаг в освоении бисерного рукоделия
Экспозиция «Цветы
России» - самая динамичная в своем развитии, обновлении.
Здесь органично сочетаются
букетики скромных полевых цветов и яркая красота садовых роз, лилий.
Авторы цветочных композиций прошли большой путь постижения тайн красоты природы, окружающего мира.
Слайд 15Создание гармоничного образа «Цветы России»
Авторы экспонатов цикла «Цветы России» через
свои работы демонстрируют хороший уровень приобретенного компетентностного опыта в культурно-эстетической,
межкультурной, ценностно-смысловой сферах.
В рамках экспозиции «Цветы России» организуются тематические выставки, посвященные знаменательным датам в жизни истории страны, области, города: 75-летие города Электростали, юбилей Московской области, 65-я годовщина Великой Победы.
Юные творцы представили панно, букеты, цветочные композиции: «Букет ветерану», «Красные нарциссы. Памяти павших», «Подмосковный луг», «Цветочная поляна Московии», «Ромашки. Полевая нежность», «Колокольчик. Цветочки для души», «Луговой клевер», «Золотистые нарциссы» и многие, многие другие.
Эстетика, оригинальность и вместе с тем достоверность исполнения цветов России из бисера покорили сердца и особых гостей зала: членов иностранных делегаций, летчика-испытателя Марины Попович.
Слайд 16Русское народное творчество – неиссякаемый источник вдохновения
Одна из задач музейно-выставочного
зала – это развитие интереса к русскому народному творчеству, традиционным
видам рукоделия.
Тематическая зона «Домик в деревне» выделяется особой яркостью и самобытностью.
Слайд 17Путь постижения традиций народного рукоделия
В экспозиции «Домик в деревне» уютно
разместились коврики из ситцевого лоскута; курочки-пеструшки и собачки из драповых
квадратиков, льняные полотенца с ленточной отделкой. Создавая их, юные рукодельницы постигают выразительность, глубину русского народного творчества, знакомятся с историей быта крестьянской семьи, ее устоями, традициями. В этом проявляется положительное влияние декоративно-прикладного искусства на духовное, нравственное развитие личности.
Слайд 18Мир украшений. Эстетика , оригинальность исполнения.
Мир ослепительных колье, оригинальных бус,
брошей, браслетов, фенечек открывает экспозиция «Женские украшения из стекломатериалов».
Слайд 19Идеи создания женских украшений
В основе изготовления украшений из бисера, бусин
с использованием натуральных камней лежат типовые схемы. Однако перед рукодельницами
ставится задача – изменить их, адаптировать к условиям имеющегося в наличии материала. А главное – создать украшения, соответствующие индивидуальному вкусу автора.
По-настоящему авторские проекты создаются благодаря выдумке, фантазии, помноженных на знания, навыки и умения.
Слайд 20Прикладное творчество – путь к профессиональному самоопределению
Данный уровень работ достигается воспитанницами 7-8-х классов, имеющих сформированный
эстетический вкус. Создание колье – процесс трудоемкий. Он под силу только тем, кто испытывает потребность в эстетическом самовыражении. Поскольку в фонде зала насчитывается более сотни колье, можно констатировать, что в творческом активе – большое количество настоящих эстетов – прикладников.
Диагностика, мониторинг профессиональных намерений юных рукодельниц показывает тенденцию роста их интереса к творческим профессиям. Это, прежде всего, профессии, связанные с интерьером жилища, дизайном одежды, ландшафтным дизайном, искусствоведением, живописью.
Слайд 21Экспонаты – свидетели страниц истории страны
Гости гимназии
– представители старшего поколения – нередко изъявляют желание передать свои
прикладные работы в дар музейно-выставочному залу. Ряд экспонатов отражает этапы развития страны, страницы ее истории, судьбы людей.
Так группа дарителей создавала вышитые картины, скатерти, подзоры во времена своей молодости, связанной с Великой Отечественной войной, жизнью в эвакуации, послевоенными годами.
Слайд 22Связь времен, преемственность традиций
В дар МВЗ переданы вышитые картины «Букет
воину – победителю» (1945-46 г.г.), «Букет с васильками» (1950 г.),
швейные изделия с отделкой из трофейных кружев (1946-47 г.г.), старинные подзоры к кроватям (1930 г.).
Эти экспонаты подчеркивают связь времен, преемственность традиций, в том числе в рукоделии. Они пропитаны духом своего времени и благодаря этому способствуют мотивации к изучению исторического, культурного наследия.
Слайд 23Музейно-выставочному залу детского декоративно-прикладного творчества 5 лет
Продолжается
пополнение фонда новыми творческими работами, растет его популярность. Совершенствуются формы
его деятельности, направленные на позитивное, гармоничное развитие личности учащихся. В его основе духовное, нравственное, эстетическое, этическое воспитание.
Система работы с учащимися гимназии в соответствии с проектом «Культура дома. Эстетика быта» может быть представлена схемой: «Уроки технологии – кружковые занятия в студии – деятельность МВЗ».
Ее реализация создает базу для овладения компетенциями: культурно-эстетической, ценностно-смысловой, личностно-саморазвивающей, коммуникативной.
Слайд 24МВЗ отвечает задачам:
- создание среды, способствующей созидательной, художественной деятельности, создающей
условия для личностной самореализации, рождению творческого вдохновения;
- стимулирование декоративно-прикладного творчества,
формирование атмосферы здорового соперничества;
- систематизация декоративно-прикладного материала, художественных объектов, созданных в рамках проекта «Культура дома. Эстетика быта»; возможность их использования в учебно-воспитательных целях;
- создание традиций, укрепляющих ученический коллектив, стимулирующих совершенствование его коммуникативных, толерантных качеств;
- отражение новых граней и возможностей учебно-воспитательного процесса: МВЗ – место проведения экскурсий, бесед, встреч, конкурсов, викторин, обмена опытом, защиты творческих проектов.
Слайд 26МВЗ – это своеобразный центр среды созидательной художественной деятельности учащихся
гимназии в рамках образовательной области «Технология»