Разделы презентаций


Основа да уток, вот и ткани лоскуток

«Основа да уток, вот и ткани лоскуток»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок технологии в 5 классе



Подготовила:
учитель технологии
МБОУ«Великодубровская ООШ»
Монакова Наталья Петровна

Урок технологии  в 5 классе

Слайд 2 «Основа да уток, вот и ткани лоскуток»



«Основа да уток, вот и ткани лоскуток»

Слайд 3Льнотканый промысел.

Промысловое льнотканое производство в среднерусских

поселениях особенно широко распространилось в 18-19 веках. И даже во

второй половине 19 века, когда льноткачество повсюду в России получило индустриальное развитие, брянские крестьянки предпочитали иметь дело с продукцией собственного производства, что объяснялось экономическими возможностями семьи, потребностями крестьянской эстетики и сельского быта. В старину не было избы, где бы не стояли ткацкие станки, не было крестьянки, которая не умела бы ткать.

Льнотканый промысел.    Промысловое льнотканое производство в среднерусских поселениях особенно широко распространилось в 18-19 веках.

Слайд 4В 1840 –х годах в Суражском уезде очёски пряли с

гребня, а кудель – с кужелки, состоявшей из округлённой деревянной

пластинки, укреплённой на обрезке доски. Гребень же имел вид тонкой лопаты, в широком конце которой прорезали зубья. Его втыкали в днище – гладко выструганную дощечку, в конце которой для этого имелось отверстие.
В 1840 –х годах в Суражском уезде очёски пряли с гребня, а кудель – с кужелки, состоявшей

Слайд 5 Пряха левой рукой начинала дёргать клочки кудели

спереди и тремя пальцами правой руки крутила веретено - древнейшее

орудие труда в виде гладкой конусообразной палочки. Это веретено , журчавшее в руках мастерицы, наматывало на себя нить. Такой приём выражался глаголом « посуковать». Пряхе же он запоминался тем, что на указательном пальце правой руки кожа стиралась до крови.
Пряха левой рукой начинала дёргать клочки кудели спереди и тремя пальцами правой руки крутила

Слайд 6 И только с конца 18 века они распространились

в других селениях. Самопрялка состояла из катушки (вьюшки) с маленькими

колёсиками, соединёнными шнурами с большим колесом.

И только с конца 18 века они распространились в других селениях. Самопрялка состояла из катушки

Слайд 7 Когда при прядении на гребне нить достигала саженной

длинны, то есть обеих вытянутых рук пряхи, веретено останавливали. Напряв

же несколько вьюшек самопрялки, её сматывали сначала на моталку, а затем в клубки произвольной величины.

Когда при прядении на гребне нить достигала саженной длинны, то есть обеих вытянутых рук пряхи,

Слайд 8 Приготовив достаточное количество пряжи на основу- уток, принимались

за ткачество. В избу вносили деревянный громоздкий стан, занимавший чуть

ли не пол-избы. Был он горизонтальным, двумя навоями и двумя подножками. От таких старинных кросен и начинался путь в ткацкое ремесло.
Большая часть пряжи шла на основу, то есть на продольные нити будущего полотна, отчего и родилась поговорка:
« Была бы основа, а уток найдём». Уток же, с помощью которого ткали, шёл поперёк основы и перебором образовывал ткань. Вся суть работы на стане заключалась в том, что уток наматывали на цевку (тоненькую палочку), вставляли в челнок, который вскоре быстро мелькал в ловких руках мастерицы. Начинали стучать бёрда ( зубья в верхней перекладине кросен), и постепенно, сантиметр за сантиметром , вытягивалось льняное полотно.

Приготовив достаточное количество пряжи на основу- уток, принимались за ткачество. В избу вносили деревянный громоздкий

Слайд 9 Готовые холсты скручивали и убирали до июля.

А когда приходила пора самых солнечных дней лета, их выносили

к речке для отбеливания. Для этого ткани тщательно выбивали валиками (пральниками), чтобы стали мягкими. На речку же с вечера приносили большие долблёные лохани, где в воде разводили полведра отсеянной тонкозернистой печной золы.. Ткани окунали в такой раствор то тех пор, « пока не разбухнут». После расстилали на прибрежной траве под солнышком.

Готовые холсты скручивали и убирали до июля. А когда приходила пора самых солнечных дней

Слайд 10 Обработанный и разрезанный на куски холст отличался такой

мягкостью и блеском, что могло соперничать со знаменитым фламандским полотном.

Поэтому современники нередко называли его льняным шёлком.
Но ещё прекраснее были узорчатые льняные ткани. У брянских мастеров такое ткачество называлось «накладным», потому что тонкий узор накладывали на льняную основу, для чего уток составлялся из цветных нитей.
Обработанный и разрезанный на куски холст отличался такой мягкостью и блеском, что могло соперничать со

Слайд 11 Разными были изделия узорного льноткачества. Но мастерицы владели

всеми видами техники и умели создавать с помощью примитивных приспособлений

на кроснах необыкновенные по красоте декоративные эффекты.
Разными были изделия узорного льноткачества. Но мастерицы владели всеми видами техники и умели создавать с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика