Слайд 1Учебное творческое проектирование
Слайд 2Основные вопросы темы
Виды проектов. Понятие метода творческих проектов
Достоинства метода проектов
Требования
к выбранным учащимися проектам
Последовательность выполнения проекта
Требования к пояснительной записке
Защита творческого
проекта
Оценка творческого проекта
Формирование интереса учащихся к проектным заданиям
Функции учителя при выполнении проекта
Проблемы, с которыми сталкиваются школьники
«Уголок проектов»
Слайд 3
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают
знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий
– проектов.
Слайд 5
Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от
идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное
под контролем и консультированием учителя.
Слайд 6Достоинства учебного творческого проекта
Учащиеся видят перед собой конечный результат –
вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали
своими руками, вложили свою душу.
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет научить учащихся решать новые нетиповые задачи.
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся.
Проектная деятельность способствует профессиональному самоопределению учащихся.
Слайд 7
Программой по технологии на работу над проектами предусмотрено:
2-4 классы –
14 часов учебного времени
5-11 классы – 16 часов учебного времени
(4
четверть)
Срок выполнения также зависит от содержания, целей и задач.
Творческий проект учащегося состоит из двух частей: пояснительной записки и самого изделия, выполненного руками учащегося.
Слайд 8Последовательность выполнения проекта
Организационно-подготовительный этап
Анализ существующего состояния. Что уже есть? Что
хорошо и что плохо?
Определение потребности в усовершенствовании.
Банк идей и предложений.
Что можно было бы сделать?
Определение цели. Что добиваемся в наших условиях?
Выработка концепции проекта. Какие идеи будем использовать в конкретных условиях?
Разработка вариантов. Можно сделать так, а можно и так.
Выполнение проекта. Рисунки, схемы, чертежи, материалы.
Экспертиза вариантов. Что и как получилось?
Выбор базового варианта.
Подробное выполнение базового варианта: рисунки, схемы, чертежи, материалы, исследования.
Макетирование. Все ли понятно на рисунке или чертеже?
Слайд 9
Технологический этап
Технология изготовления. Как сделать спроектированное?
Создание опытного образца модели. Будет
ли работать?
Испытание опытного образца. Получилось ли задуманное?
Внесение уточнений и корректив
в конструкцию и технологию.
Бизнес-план (организация производства). Экономические расчеты.
Маркетинг. Реклама. Оценка спроса.
Прогнозирование. Что нового у конкурентов.
Слайд 10
Заключительный этап
Анализ существующего состояния. Начинается новый виток совершенствования изделия.
Конкурс проектов.
Выбор лучшего.
Слайд 11Подготовка к организации проектной деятельности
При планировании на учебный год выделить
тему (раздел) или несколько тем (разделов), по которым обучающиеся будут
выполнять проекты;
Сформулировать не менее 15 тем проектов (различных по степени сложности, уровню креативности) на класс как индивидуальных, так и групповых.
Разработать небольшие методические рекомендации или инструкции по выполнению проекта, в которых указывается:
необходимая и дополнительная литература для самообразования,
требования педагога к качеству проекта,
формы и критерии оценки результатов проектирования,
алгоритм проектирования.
Запланировать проведение консультаций с целью коллективного рассмотрения проблем, возникающих у обучающихся в ходе проектирования.
Слайд 12Требования к выбранным учащимися проектам
Учет возможностей и интересов детей
Отражение в
проекте изученных вопросов и практических работ
Творческая направленность
Политехничность
Соответствие уровню подготовки учащихся,
их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям
Общественно-полезная и личностная значимость
Учет материально-технических ресурсов учебных мастерских
Учет интересов и возможностей учителя
Обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Отражение специфики региона и местных условий
Слайд 13Требования к пояснительной записке
Если проект выполняется с пояснительной запиской, то
учитель выдает конкретное задание и по пояснительной записке.
Вариант 1.Изделие в
технике «Макраме» (художественно-конструкторский проект)
1. История появления техники «Макраме».
2. Материалы и инструменты, применяемые в работе.
3. Экономическое обоснование проекта или возможные расчеты.
4. Используемая литература.
5. Приложения.
Слайд 14
Вариант 2. Учебная модель заточного станка 332-А (конструкторско-технологический проект)
1. Выбор
и обоснование проблемы.
2. Технологическая последовательность изготовления изделия.
3. Экономическое обоснование проекта.
4.
Используемая литература.
5. Приложения.
Вариант 3. Народные промыслы региона
(исследовательский проект)
1. Объект исследования.
2. Цели и задачи исследования.
3. Полученные результаты.
4. Используемая литература.
Слайд 15Защита творческого проекта
Каждому учащемуся дается 5-7 минут для выступления, в
котором излагаются:
Цели и задачи проекта.
Что было выполнено конкретно как по
изделию, так и в пояснительной записке.
Что нового, интересного внесено лично учащимся в работу.
Как можно использовать выполненную работу.
Защита проводится перед специальной комиссией и всем классом. Все присутствующие могут задавать вопросы.
Слайд 16Оценка творческого проекта
Пояснительная записка
Общее оформление – 1б.
Обоснование выбора темы проекта
– 1 б.
Разработка опорной схемы размышления – 1б.
Анализ идей –
1б.
Описание окончательного варианта проекта – 1б.
Технология изготовления изделия – 2б.
Экономическая оценка – 1б.
Экологическая оценка – 1б.
Эстетическая оценка – 1б.
Слайд 17
Оценка изделия
1. Оригинальность конструкции – 3б.
2. Качество изделия – 4б.
3.
Практическая значимость – 3б.
Защита проекта
1. Формулировка проблемы – 2б.
2. Четкость,
ясность и убедительность изложения – 2б.
3. Глубина знаний и эрудиция – 2б.
4. Время изложения – 2б.
5. Ответы на вопросы – 2б.
Слайд 18Формирование интереса учащихся к проектным заданиям
Объяснение сути проектного метода
Представление вариантов
выполненных проектов
Представление перечня возможных тем проектов
Ознакомление с процедурой выполнения проекта
Ознакомление
с процедурой оценивания проекта
Слайд 19Функции учителя при выполнении проекта учащимися
Помощь в подборе проектов
Наблюдение за
ходом работы учащихся
Оказание помощи отдельным учащимся
Поддержание рабочей обстановки в классе
Оценка
учебно-трудовой деятельности на каждом уроке
Нормирование труда школьников
Анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом
Основная задача педагога в ходе проектирования – это обучение, оказание организационной и консультационной помощи и поддержки.
Слайд 20Проблемы, с которыми сталкиваются школьники
Где получить информацию о проектах
Как определить
сферу деятельности
Как выбрать проект
Как выбрать модель, конструкцию изделия
Как разработать технологический
процесс изготовления изделия
Как провести экономический расчет изделия
Как оформить отчет по проекту
Слайд 21Разделы «Уголка проектов»
Основные сведения о проектах
Банк проектов
Методика выполнения проектов (общий
план проектировочной, конструкторской, технологической деятельности)
Сведения о выборе и обосновании проекта
Последовательность
выполнения проекта
Образцы проектов
Методика расчета себестоимости различных изделий
Критерии оценки проектов
Рекомендуемая литература
Слайд 22Темы творческих проектов для учащихся 1-4 классов
Изделия из жести и
проволоки
Изделия из глины, аппликации из соломы
Изделия из природных материалов
Альбомы с
эскизами и изделия народных промыслов
Элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр и др.
Разработки по организации и проведению семейных праздников
Мягкие игрушки из ткани, меха
Наглядные пособия
Изделия из древесины
Слайд 23Темы творческих проектов для учащихся 5-7 классов
Разработка организации и проведения
семейного праздника
Оформление комнаты цветами, составление букетов
Альбомы по истории народных промыслов
в своей области с изготовлением и описанием изделий
Изделия в лоскутной пластике
Вышивка различных изделий, старинная вышивка
Сувениры, подарки к празднику
Изделия из древесины
Изделия из проволоки
Слайд 24Темы творческих проектов для учащихся
8 - 9 классов
Функционально-подобные модели
(механические игрушки, роботы)
Цветомузыкальные системы для дискотеки
Разработка рекламного объявления или буклета,
дизайн и упаковка продукции, создание фирменного знака, эскиза оформления витрины
Проектирование спортивной детской площадки
Художественная вышивка изделий бисером и блестками
Выполнение эскиза интерьера столовой, детской комнаты с образцами салфеток, занавесок, скатертей, выполненных в различных техниках.
Слайд 25Темы творческих проектов для учащихся 10-11 классов
Граверные работы
Чеканка
Изделия в технике
макраме и фриволите
Динамические, механические, электронные игрушки
Технические спортивные модели
Техника для дома,
приусадебного участка
Техника для спорта и тренировок
Радиотехника
Альбомы по истории техники
Изготовление светильников, бытовых приборов