Слайд 2«Свои способности человек может узнать только попытавшись их применить»
Справедливо утверждается,
что у творчества два главных врага: страх и психологическая инерция
(ригидность) мысли. Поэтому тот обязательный минимум усилий, который должен приложить учитель для интеллектуального воспитания учащихся в плане развития у них творческих качеств, - это сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически комфортным, сменив знак эмоционального фона учебного интеллектуального труда детей с отрицательного на положительный, а также постараться избавить их от старых познавательных стереотипов и по возможности не формировать у них новых.
Слайд 3Талантливые дети - это стратегический запас интеллектуальной силы, ее творческого
потенциала. Поэтому проблему выявления и развития одаренной личности следует рассматривать
именно как проблему будущего нашего государства.
Одаренность - это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.
Слайд 4 Выявление одаренных детей:
знакомство педагогов с научными данными о психологических
особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
обучение через
методическую учебу, педсоветы, самообразование;
накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Слайд 5Проблемные ситуации
У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического
развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, учебные трудности,
проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями,
Слайд 6Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
создание для
ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Слайд 7Работа с родителями одаренных детей
Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная
практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей
одаренных детей на уровне муниципалитета.
Контроль за нервно-психической нагрузкой, выработка эффективного стиля общения
Обеспечение целостного развития личности (удовлетворение потребностей, интересов
Слайд 8Работа педагога
Создание оптимальных условий для учебы
Дополнительные занятия по индивидуальной программе
Подготовка
к олимпиадам, конкурсам, конференциям.
Слайд 9Помощь психолога
Психологическая диагностика одаренности
Психогигиена общения
Наблюдение
Консультации для учащихся
Составление психологических
характеристик
Тренинги личностного роста
Обучение социально-психологическим навыкам и умениям
Рекомендации по организации
благоприятного микроклимата
Слайд 10Талантливых, одаренных детей можно выделить три категории:
1)Дети с необыкновенно высоким
общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего
это дети младшего школьного возраста)
2) Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст)
3) Учащиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Слайд 11Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический –
выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого
процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.
Слайд 12Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального
разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной
деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 13Методы обучения одаренных учащихся
проблемные,
исследовательские,
поисковые,
проективные методы
Слайд 14Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие
в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах
интеллектуальные марафоны
Слайд 15Поощрение детей
Одарённые
дети
Награждение
Благодарственным письмом и грамотой школы
Фотография на стенде школы
Обеспечение
участия в различных олимпиадах и конкурсах
Информация о достижениях ребёнка по
месту работы родителей
Ходатайство о награждении Губернатора, Главы администрации района
Информация о достижениях ребёнка в сми, на школьном сайте
Слайд 16Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а
если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.
Горький М.
Слайд 17Используемые ресурсы:
http://www.mouknosch3.narod.ru/Gifted/Doclad_gifted_2010.htm
http://ipklabdo.lanta-net.ru/children/forum/
http://www.eduvluki.ru/ch/upr/detail.php?publ_id=13249&publ_catid=200&sch_id=13
http://www.menobr.ru/materials/45/29555/
http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/519-psychological-support-talented-gifted-students
http://www.wisdoms.ru/169.html
Слайд 18Используемые источники:
Картинка
http://antalpiti.ru/oformlenie/kartinki/snova-v-shkolu/