Разделы презентаций


… человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда

Содержание

Обрести Христа – значит обрести собственную душу Ф. М. Достоевский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«… человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и

всегда страданием»

Ф.М. Достоевский

Роль образа
Сони Мармеладовой
в романе Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»

«… человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием»

Слайд 2 Обрести Христа – значит обрести собственную душу

Ф. М. Достоевский


Обрести Христа – значит обрести собственную душу

Слайд 3«Вечная Сонечка, пока мир стоит!»

«Вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Слайд 4Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой

Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой

Слайд 5Тайна имени
София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского.

Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе

Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь.
Фамилия Мармеладова тоже может нам о многом рассказать. Это и ирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон, в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе.
Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь.
Тайна имениСофия, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И,

Слайд 6«… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая,

личико всегда бедненькое, худенькое…», - так говорил о ней ее

отец.

Портрет

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами…»

«… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бедненькое, худенькое…», - так говорил

Слайд 8Вторая встреча Раскольникова с Соней
«Вчера видел он ее в первый

раз, но в такую минуту, при такой обстановке и в

таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок, и даже сделала было движение уйти назад…»
Вторая встреча Раскольникова с Соней«Вчера видел он ее в первый раз, но в такую минуту, при такой

Слайд 9Интерьер
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма

неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с

тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок…»
Интерьер«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то

Слайд 10Поступки
«И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела

платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом

часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» - говорил с восхищением, но сквозь бессильные слёзы её отец…

Поступки«И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась,

Слайд 11Отношение других персонажей
Она вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию

квартирной хозяйки;
Лебезятников заявляет, что не может находиться под одной

крышей с «таковской»;
Лужин называет её в своём письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения»
И лишь невольные, противоречивые слова Раскольникова оценили её жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли! Ко всему-то человек - подлец привыкает!»
Отношение других персонажейОна вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может

Слайд 12
Что подчеркивает писатель,

раскрывая характер Сони Мармеладовой?

Что подчеркивает писатель, раскрывая характер Сони Мармеладовой?

Слайд 13Вечная женственность Сонечки Мармеладовой
христианское долготерпение и покорность
религиозность, смирение и сострадание
чувство

вины за свой вынужденный образ жизни
человеколюбие, готовность "отстрадать" за других
жертвенность

Вечная женственность Сонечки Мармеладовой христианское долготерпение и покорностьрелигиозность, смирение и состраданиечувство вины за свой вынужденный образ жизничеловеколюбие,

Слайд 14Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Слайд 15Анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» (ч. 4, гл. 4)
      Раскольников,

выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи

«проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
      Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель



«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».

«А с вами что будет?»


«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».


«А коли вы теперь заболеете».

С Полечкой, наверно, то же самое будет

Дети на улицу всей гурьбой пойдут

Анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» (ч. 4, гл. 4)        Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много

Слайд 16
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».

«А с вами что будет?»


«Катерина Ивановна в чахотке,

в злой, она скоро умрет».


«А коли вы теперь заболеете».

«С Полечкой, наверно, то же самое будет»
«Дети

на улицу всей гурьбой пойдут»

Проверка на «прочность»

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».«А с вами что будет?»«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».«А коли вы теперь заболеете».«С Полечкой, наверно,

Слайд 17 Её вера бесконечна, чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой. И

тщетно старался переубедить её Раскольников своими атеистическими доводами.
   Результат этого

мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» (т.е. святая).


Её вера бесконечна, чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой.  И тщетно старался переубедить её

Слайд 18 Кульминация отношений Раскольникова и Сони – чтение Нового Завета

Кульминация отношений Раскольникова и Сони –  чтение Нового Завета

Слайд 19 Чтение Евангелия (ч. 4. гл. 4)

Чтение Евангелия  (ч. 4. гл. 4)

Слайд 20 «Воскрешение Лазаря»

«Воскрешение Лазаря»

Слайд 21 Почему Раскольников с рассказом о преступлении
смог пойти

только к Соне Мармеладовой?

Почему Раскольников с рассказом о преступлении смог пойти только к Соне Мармеладовой?

Слайд 22 "Ей три дороги, - думал он, -

броситься в канаву, попасть в
сумасшедший дом,

или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце…
- У меня теперь одна ты, - прибавил он. - Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Глаза его сверкали.
"Как полоумный!" - подумала в свою очередь Соня.

Слайд 23Почему Раскольников заставляет Соню читать "Евангелие"?

Раскольников неслучайно заставляет Соню читать
«Евангелие»:

каждый из них вкладывает
свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря"  два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена
торжества веры в Воскресение.
Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря. Для нее в этом надежда на воскресение, поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное.
Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.
Почему Раскольников заставляет Соню читать

Слайд 24Почему Раскольников заставляет Соню читать "Евангелие"?


Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила

и слабость, как постепенно оно меняется?

Слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.
Почему Раскольников заставляет Соню читать

Слайд 25Эпизод «На поминках Мармеладова»
Соня стояла на том же месте, как

без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг

краска залила ей всё лицо; она вскрикнула и закрылась руками.
Эпизод  «На поминках Мармеладова»Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не

Слайд 26Эпизод «На поминках Мармеладова»
Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой

– ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют

в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

Эпизод  «На поминках Мармеладова»Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на

Слайд 27Новое испытание веры

«- Если бы вдруг

все это теперь на ваше решение
отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю.   
Соня с беспокойством на него посмотрела: 
- Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? - с отвращением сказала Соня.
   - Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости! Вы и этого решить не осмелились?  
- Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Новое испытание веры              «-

Слайд 28Признание Раскольникова

«Ну да, чтоб ограбить…»

«Не был я так голоден... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно…»
«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь?»
«Другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
Признание Раскольникова            «Ну да, чтоб ограбить…»

Слайд 29Признание Раскольникова
«Как бы себя не помня, она

вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро

воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени.   
- Что вы, что вы это над собой сделали! - отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.  
  Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:
   - Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.
   - Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! - воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике».
Признание Раскольникова   «Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины

Слайд 30Призыв к покаянию
«Поди сейчас, сию же минуту, стань

на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а

потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда Бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? - спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом».
Призыв к покаянию  «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую

Слайд 31Образ Сони Мармеладовой
В

"Преступлении и наказании" смирение дано в чистом виде - в

образе Сони Мармеладовой. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, Соня не только стремится спасти его, но и раскрывает глубину собственного духовного мира.
Преклониться перед землей - это преклониться перед "народной правдой". Пасть на землю - значит, как Антей или Святогор-богатырь, прислониться к земле и получить от нее силу. В образе Сони дан не только второй путь - смирение, но и второй из двух народных типов, изображающих "весь русский народ в целом".
Образ Сони Мармеладовой       В

Слайд 32Антиподы

Антиподы

Слайд 33Антиподы

Антиподы

Слайд 34Эпилог
Каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к

нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню.

Раскольникова называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжане отвечают ей взаимностью.
Эпилог  Каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят

Слайд 35Вывод
Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее

жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством.
Однако

Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

ВыводСоня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться

Слайд 36«Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига»


Бунт или смирение, топор или крест –
основная

мировоззренческая проблема
писателя и его героев.

Бунт

Смирение

«Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига»  Бунт или смирение, топор или крест

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика