Слайд 1.
Тема 4. Борьба и конкуренция как важнейшие
составляющие природы человека
Слайд 2Nota Bene! Основной закон философии – закон борьбы и единства
противоположностей.
Слайд 3 1. Рынок – арена столкновений многообразных интересов!
Главный принцип функционирования
рынка – конкуренция.
Конкуренция коренится в САМОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА – он
существо социальное, а потому его поведение определяется стремлением реализовать свои собственные интересы, которые зачастую не совпадают с интересами других людей.
Поэтому – рыночная конкуренция – проявление естественного поведения людей. Аристотель – только боги и звери могут жить вне общества.
Слайд 42. Мир живет ЗНАНИЯМИ, ПРОДУКТАМИ, УСЛУГАМИ и ИНФОРМАЦИЕЙ.
В обществе товарного
изобилия – переизбыток ИДЕНТИЧНЫХ компаний, имеющих как две капли воды
сотрудников, с одинаковым образованием, выполняющих одну и ту же работу, выдвигающих одни и те же идеи, производящих одни и те же продукты по одним и тем же ценам, с одинаковой гарантией и характеристиками…И хотя они могут этого и не знать, все эти фирмы, частные лица и продукты конкурируют между собой. Это хорошо, но, если вы менеджер в таком бизнесе - то МОЛИТЕСЬ!
Слайд 5Три основные силы определяют возникновение общества перепроизводства
- РОСТ РЫНКА
(рыночная мания),
- БЕССМЫСЛЕННОЕ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО,
- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (передача
информации фактически бесплатная).
Слайд 6Рыночная мания
На рубеже ХХ века только 10-15% населения Земли жили
в условиях рыночной экономики.
В 70-е годы ХХ века –
40% людей
В 2010 г. - 90%.
Слайд 7Совершенствование рынков ведет к тотальной конкуренции. Как следствие – потребитель
больше, чем КОРОЛЬ, ОН – МАТЬ ВСЕХ ДИКТАТОРОВ.
Конкуренция за
ВНИМАНИЕ – за долю сердца и долю ума.
«Нам будут платить за то, что мы получаем определенную газету, используем именно эту телефонную компанию или именно этого провайдера» («Бизнес в стиле фанк»).
Слайд 84. Мотивы поведения
Мотив самоутверждения – стремление человека к поиску и
утверждению своего места, определенного статуса, позитивной оценки своей личности в
обществе, с которым связано чувство собственного достоинства, честолюбие, эгоизм и т.д. в зависимости от типа личности это мотив самоутверждения стимулирует волю к власти (Ф. Ницше), занять главенствующее положение в группе, коллективе, обществе, государстве и т.д.
Слайд 9Ф. Ницше
Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и
покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет
«Я».
Слайд 10
Что хорошо?
Все, что повышает чувство власти, волю к
власти, власть в человеке.
Что дурно?
Все, что происходит из
слабости.
Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности — да разве может он знать людей?
Слайд 11Теории поведения
Социал-дарвинизм – закономерности естественного отбора и борьбы за выживание,
выявленные Ч. Дарвином в природе, перенесли на отношения в обществе.
В силу этого – социальная жизнь характеризовалась как арена непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, борющимися за место под солнцем.
Слайд 12Т. Гоббс «Война всех против всех»
Мы находим в природе человека
три основных причины войны:
во-первых, соперничество;
во-вторых, недоверие;
в третьих,
жажда славы.
Слайд 13Мотив соперничества
На его основе возникает институт собственности.
Стремление к
приобретению собственности стимулируется:
- она дает собственнику почет, влияние и высокий
статус в обществе. Это присуще человеку с самого рождения в силу биологических, экономических причин, в силу потребности в вещах и предметах, необходимых для существования и продолжения рода
Слайд 14
Определяющую роль в возникновении института собственности сыграло заложенное в самой
природе человека стремление к ПРИОБРЕТЕНИЮ.
В этом отношении вся история
человечества может транслироваться как борьба человека, обществ за БОГАТСТВО в различных его формах и проявлениях.
Слайд 15Современный этап обусловлен растущим влиянием КОНКУРЕНЦИИ в силу ПЛЮРАЛИЗМА гражданского
общества – СОЦИАЛЬНЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ И т.д.
Слайд 16Конкуренция – в современном понимании возникла в 80-е годы 19
века. Первоначально она трактовалась как стремление добиться подавления или поглощения
соперника, но никак не соперничество с ним на рынке на равных правах. В экономической науке концепция конкуренции окончательно утвердилась в 20-е годы ХХ века.
Слайд 17 КОНКУРЕНЦИЯ – это, прежде всего, соперничество, соревнование между выступающими на
рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров
для получения максимально возможной прибыли.
окончательно утвердилась в 20-е годы ХХ века.
КОНКУРЕНЦИЯ – это, прежде всего, соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителя ми за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения максимально возможной прибыли.
Слайд 18 В основе конкуренции – ОБМЕН. В нем принимают участие
две стороны, каждая из которых преследует собственный интерес, ставя его
выше интереса партнера. Здесь действует принцип НЕЗАВИСИМОСТИ СУБЪЕКТОВ рыночных отношений в принятии решений о производстве или покупке соответствующих товаров или услуг, а также выборе партнеров.
Слайд 19Суть конкуренции выражается:
- угрозой появления новых конкурентов;
- угрозой появления товаров
или услуг-заменителей;
- способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
- способностью
покупателей торговаться;
- соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Слайд 20Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена!
В процессе обмена и продавец,
и покупатель идут на взаимный компромисс при определении цены