Разделы презентаций


1 этап. Формулировка цели и задач исследования. Обоснование актуальности

Содержание

Дэвид Лоуренс Саккет1934- 2015Sackett DL, Rosenberg WMC, Gray JAM, Haynes RB. Evidence based medicine: what it is and what it isn’t. BMJ. 1996;312:71–72.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Одна из самых удручающих обязанностей редактора медицинского журнала – необходимость

отвергать исследования, основанные на хорошей идее, но безнадежно испорченные плохой

методологией»

Стефан Лок
Редактор Британского медицинского журнала

1 этап. Формулировка цели и задач исследования. Обоснование актуальности (литературный обзор) 2 этап. Определение дизайна исследования

Методология проведения научного исследования

«Одна из самых удручающих обязанностей редактора медицинского журнала – необходимость отвергать исследования, основанные на хорошей идее, но

Слайд 2Дэвид Лоуренс Саккет
1934- 2015
Sackett DL, Rosenberg WMC, Gray JAM, Haynes

RB. Evidence based medicine: what it is and what it

isn’t. BMJ. 1996;312:71–72.
Дэвид Лоуренс Саккет1934- 2015Sackett DL, Rosenberg WMC, Gray JAM, Haynes RB. Evidence based medicine: what it is

Слайд 3Дизайны исследований
Дизайн исследования
Экспериментальные
Наблюдательные
Рандомизированные
Не
рандомизи рованные
Когортные
Случай-контроль
Перекрестные

Дизайны исследованийДизайн исследованияЭкспериментальныеНаблюдательныеРандомизированныеНерандомизи рованныеКогортныеСлучай-контрольПерекрестные

Слайд 4Клинический вопрос и дизайн исследования

Клинический вопрос и дизайн исследования

Слайд 5Наблюдательные исследования
Клинические исследование , при котором исследователь обирает данные путём

простого наблюдения событий в их естественном течении, не вмешиваясь в

них активно (нет эксперимента)

Выявляют взаимосвязь между различными факторами и развитием заболевания и состояниями – направлены на поиск причины.

Когортные исследования (cohort study)

«Случай –контроль» (case-control study)

Поперечное исследование ( cross-sectional
study)

Всегда есть контрольная группа
Наблюдательные исследованияКлинические исследование , при котором исследователь обирает данные путём простого наблюдения событий в их естественном течении,

Слайд 7Когортные исследования Cohort study
Когорта – тактическое подразделение армии Римской Империи,

одна десятая часть легиона

В эпидемиологии – группа людей с определенными

характеристиками, наблюдение за которой позволяет определить распространенность заболевания и состояния, а также выявить его причину.


Когортные исследования  Cohort studyКогорта – тактическое подразделение армии Римской Империи, одна десятая часть легионаВ эпидемиологии –

Слайд 8Когортные исследования

Когортные исследования

Слайд 9Когортные исследования Преимущества
Сбор данных последовательно: можно установить причину заболевания или

состояния;
Одновременное исследование множества исходов для данного воздействия (одно воздействие может

иметь несколько последствий);
Отлично подходит для изучения редких воздействий;
Можно посчитать частоту возникновения заболевания в исследуемой и контрольной группе (заболеваемость, относительный риск)
Когортные исследования  ПреимуществаСбор данных последовательно: можно установить причину заболевания или состояния;Одновременное исследование множества исходов для данного

Слайд 10Когортные исследования Недостатки
Требуется большое количество наблюдаемых для изучения редких воздействий;
Подверженность систематической

ошибке отбора;

Когортные исследования НедостаткиТребуется большое количество наблюдаемых для изучения редких воздействий;Подверженность систематической ошибке отбора;

Слайд 11Частота встречаемости
Incidence Rate (IR)
Частота встречаемости заболевания в группе,
подверженной воздействию
A/(A+B)
Частота

встречаемости заболевания в группе,
не подверженной воздействию
C/(C+D)
Частота встречаемости заболевания в популяции
A+C/(B+D)

Частота встречаемостиIncidence Rate (IR)Частота встречаемости заболевания в группе, подверженной воздействиюA/(A+B)Частота встречаемости заболевания в группе,не подверженной воздействиюC/(C+D)Частота встречаемости

Слайд 12Относительный риск
Relative Risk (RR)

Относительный рискRelative Risk (RR)

Слайд 13Атрибутивный риск
Attributable Risk (AR)
Атрибутивный риск — дополнительный риск возникновения неблагоприятного

исхода в связи с наличием определенной характеристики (фактора риска) у

объекта исследования.
Атрибутивный риск развития болезни связан с определенным фактором риска, объясняется им и может быть предотвращен, если этот фактор риска устранить.

Частота встречаемости заболевания в группе,
подверженной воздействию

Частота встречаемости заболевания в группе,
не подверженной воздействию

Атрибутивный рискAttributable Risk (AR)Атрибутивный риск — дополнительный риск возникновения неблагоприятного исхода в связи с наличием определенной характеристики

Слайд 14Атрибутивный риск для популяции
Population Attributable Risk (PAR)
Частота встречаемости заболевания в

популяции
Частота встречаемости заболевания в группе,
не подверженной воздействию

Атрибутивный риск для популяцииPopulation Attributable Risk (PAR)Частота встречаемости заболевания в популяцииЧастота встречаемости заболевания в группе, не подверженной

Слайд 16«Случай – контроль»
Case-control study
Отличительные черты:
Заболевание и воздействие уже произошли до

начала исследования;
Ретроспективно оценивает влияние фактора риска на развитие заболевания;
Есть контрольная

группа.

Гиппократ

«Случай – контроль»Case-control studyОтличительные черты:Заболевание и воздействие уже произошли до начала исследования;Ретроспективно оценивает влияние фактора риска на

Слайд 17«Случай – контроль»
Case-control study

«Случай – контроль»Case-control study

Слайд 18«Случай – контроль»
Преимущества
Хорошо подходят для изучения редких заболеваний, или заболеваний

с длительным периодом развития;
Можно провести относительно быстро;
Относительно недорогое;
Требует сравнительно небольшое

количество наблюдаемых;
Можно использовать уже существующие данные;
Одновременно можно изучить несколько факторов риска
«Случай – контроль»ПреимуществаХорошо подходят для изучения редких заболеваний, или заболеваний с длительным периодом развития;Можно провести относительно быстро;Относительно

Слайд 19«Случай – контроль»
Недостатки
Восприимчивы к информационным системным ошибкам;
Трудно проверить информацию
Сложно правильно

выбрать группу сравнения
Нельзя определить распространенность фактора риска

«Случай – контроль»НедостаткиВосприимчивы к информационным системным ошибкам;Трудно проверить информациюСложно правильно выбрать группу сравненияНельзя определить распространенность фактора риска

Слайд 20Частота воздействия
Exposure Rate (ER)
Частота воздействия в группе «Случай»
A/(A+C)
Частота воздействия в

группе «Контроль»
B/(B+D)

Частота воздействияExposure Rate (ER)Частота воздействия в группе «Случай»A/(A+C)Частота воздействия в группе «Контроль»B/(B+D)

Слайд 21Шанс
Odd
Шанс в группе «Случай» = A/C
Шанс в группе «Контроль» =

ШансOddШанс в группе «Случай» = A/CШанс в группе «Контроль» = B/D

Слайд 22Отношение шансов
Odds Ratio (OR)
Мера силы взаимосвязи между фактором риска и

заболеванием.

Основано на трех допущениях:
Исследуемое заболевание может быть редким;
Случай должен представлять

заболевание;
Контроль должен представлять отсутствие заболевания
Отношение шансовOdds Ratio (OR)Мера силы взаимосвязи между фактором риска и заболеванием.Основано на трех допущениях:Исследуемое заболевание может быть

Слайд 23Поперечное исследование
Cross-sectional study
Отличительные черты:
«Моментальный снимок» популяции;
Одновременная оценка воздействия и

результата в определенный момент времени;
Высчитывается распространенность (prevalence) а не заболеваемость

(incidence);
Недорогое и быстрое исследование;
Первый шаг при оценке взаимосвязей.
Поперечное исследованиеCross-sectional study Отличительные черты:«Моментальный снимок» популяции;Одновременная оценка воздействия и результата в определенный момент времени;Высчитывается распространенность (prevalence)

Слайд 24Поперечное исследование
Cross-sectional study

Поперечное исследованиеCross-sectional study

Слайд 25Поперечное исследование
Преимущества
Быстро;
Недорого;
Можно оценить распространенность в популяции заболеваний и факторов риска;
Возможность

трансформации дизайна исследования («случай – контроль», проспективное когортное исследование)

Поперечное исследованиеПреимуществаБыстро;Недорого;Можно оценить распространенность в популяции заболеваний и факторов риска;Возможность трансформации дизайна исследования («случай – контроль», проспективное

Слайд 26Поперечное исследование
Недостатки
Подверженность систематическим ошибкам отбора (selection bias)
Не подходит для редких

заболеваний;
Нельзя оценить воздействие с течением времени.

Поперечное исследованиеНедостаткиПодверженность систематическим ошибкам отбора (selection bias)Не подходит для редких заболеваний;Нельзя оценить воздействие с течением времени.

Слайд 27Распространенность
Prevalence Ratio (PR)

РаспространенностьPrevalence Ratio (PR)

Слайд 28Рандомизированные клинические исследования
Рандомизированное контролируемое испытание — тип научного (часто медицинского) эксперимента, при

котором его участники случайным образам делятся на группы, в одной

из которых проводится исследуемое вмешательство, а в другой (контрольной) применяются стандартные методики, плацебо или отсутствие вмешательства.

Основное преимущество – низкая вероятность
систематической ошибки

Рандомизированные клинические исследованияРандомизированное контролируемое испытание — тип научного (часто медицинского) эксперимента, при котором его участники случайным образам делятся

Слайд 29Первое в мире рандомизированное клиническое исследование

Первое в мире рандомизированное клиническое исследование

Слайд 311.Рандомизация
Рандомизация – это процесс случайного распределения пациентов в экспериментальную или

контрольную группу.
Цель рандомизации – создание одинаковых сравниваемых групп.

Рандомизация – способ

избежать систематической ошибки отбора (selection bias).
1.РандомизацияРандомизация – это процесс случайного распределения пациентов в экспериментальную или контрольную группу.Цель рандомизации – создание одинаковых сравниваемых

Слайд 32Рандомизация
Для этой цели используют метод «ослепления» (blinding). Простое «слепое» (single-blind)

— о принадлежности к определенной группе не знает больной, но

знает врач; Двойное «слепое» (double-blind) — о принадлежности к определенной группе не знают ни больной, ни врач; Тройное «слепое» (triple-blind) — о принадлежности к определенной группе не знают больной, врач и организаторы исследования
Рандомизация Для этой цели используют метод «ослепления» (blinding).   Простое «слепое» (single-blind) — о принадлежности к

Слайд 33Какие бывают ошибки ?

Какие бывают ошибки ?

Слайд 34Какие бывают ошибки ?
Системные ошибки (bias)

Случайные ошибки (random errors)

Какие бывают ошибки ?Системные ошибки (bias)Случайные ошибки (random errors)

Слайд 35Виды системных ошибок

Виды системных ошибок

Слайд 36Критическая оценка рандомизированных клинических исследований
Рандомизация (Randomization)
Ослепление (Blinding)
Период наблюдения (Follow-up)
Результаты (Outcomes)
Анализ

результатов (Analysis)
Системные ошибки (Bias)

Критическая оценка рандомизированных клинических исследованийРандомизация (Randomization)Ослепление (Blinding)Период наблюдения (Follow-up)Результаты (Outcomes)Анализ результатов (Analysis)Системные ошибки (Bias)

Слайд 37Гипотеза
Нулевая гипотеза – это та гипотеза, которую мы должны опровергнуть

в исследовании (как правило гипотеза о том, что между сравниваемыми

группами нет никакой разницы).

Альтернативная гипотеза – гипотеза, которую мы предполагаем и должны доказать, путем опровержения нулевой гипотезы.
ГипотезаНулевая гипотеза – это та гипотеза, которую мы должны опровергнуть в исследовании (как правило гипотеза о том,

Слайд 38Размер выборки Sample size
Ошибка первого рода;
Ошибка второго рода;
Размер эффекта лечения;
Дизайн исследования;
Равноценность

групп по числу участников;

Размер выборки Sample sizeОшибка первого рода;Ошибка второго рода;Размер эффекта лечения;Дизайн исследования;Равноценность групп по числу участников;

Слайд 39Ошибки первого и второго рода
Ошибка первого рода – мы находим

связь там,где ее нет (0 – 5%)

Ошибка второго рода –

мы не находим связи там, где она есть (0 – 20%)
Ошибки первого и второго родаОшибка первого рода – мы находим связь там,где ее нет (0 – 5%)Ошибка

Слайд 40Результаты: достигли ли мы конечной точки ?

Результаты: достигли ли мы конечной точки ?

Слайд 41Конечная точка End-point
Конечная точка – это та характеристика , на которую

должно влиять экспериментальное воздействие, и ради которой планируется клиническое исследование.

Первичная

конечная точка (Primary end-point)
Вторичная конечная точка (Secondary end-point)

Конечная точка должна быть клинически значимой и определена до начала исследования.
Положительное исследование – когда доказана альтернативная гипотеза, и достигнута первичная конечная точка, запланированная до начала исследования.
Конечная точка End-pointКонечная точка – это та характеристика , на которую должно влиять экспериментальное воздействие, и ради

Слайд 42
Измерение результатов исследований
Относительный риск ( Relative Risk)
Снижение абсолютного риска (Absolute

risk reduction)
Снижение относительного риска ( Relative Risk Reduction)
Количество необходимое для

лечения (Number Needed to Treat)
Количество необходимое для осложнения (Number Needed to Harm)

Учитывается длительность наблюдения в исследовании
Follow-up

Измерение результатов исследованийОтносительный риск ( Relative Risk)Снижение абсолютного риска (Absolute risk reduction)Снижение относительного риска ( Relative

Слайд 43
Относительный риск
Relative Risk (RR)

RR говорит нам во сколько раз

больше вероятность того, что событие будет происходить в группе лечения

по сравнению с контрольной группой.

RR = 1 означает, что нет никакой разницы между группы

RR < 1 означает, что лечение снижает риск исхода

RR > 1 означает, что при лечении увеличивается риск исхода
Относительный риск Relative Risk (RR)RR говорит нам во сколько раз больше вероятность того, что событие будет

Слайд 44
Снижение абсолютного риска
Absolute Risk Reduction (ARR)

ARR говорит нам, что

абсолютная разница в вероятности результата между двумя группами и дает

представление о базовом риске и эффекта лечения.

ARR = 0 означает, что нет никакой разницы между 2 группами (так, лечение не оказывает никакого лечения)

Риск в группе лечения – Риск в группе сравнения

Снижение абсолютного риска Absolute Risk Reduction (ARR)ARR говорит нам, что абсолютная разница в вероятности результата между

Слайд 45
Снижение относительного риска
Relative Risk Reduction (RRR)

RRR говорит нам о

снижении вероятности исхода в группе лечения по сравнению с контрольной

группой. RRR является наиболее распространенной мерой воздействия лечения.
1 – Относительный риск (RR)
Снижение абсолютного риска (ARR)/ Риск в контрольной группе
Снижение относительного риска Relative Risk Reduction (RRR)RRR говорит нам о снижении вероятности исхода в группе лечения

Слайд 46
Количество необходимое для лечения
Number Needed to Treat (NNT)

NNT показывает

среднее число пациентов, которых необходимо лечить, чтобы достичь определенного благоприятного

исхода или предотвратить один неблагоприятный исход, в сравнении с контрольной группой.
Чем выше показатель,тем менее эффективно лечение.

Идеальный показатель равен 1

1/ Снижение абсолютного риска (ARR)
Количество необходимое для лечения Number Needed to Treat (NNT)NNT показывает среднее число пациентов, которых необходимо лечить,

Слайд 47
Количество необходимое для развития осложнения/побочного действия
Number Needed to Harm

(NNH)

NNH показывает среднее число пациентов, которых необходимо лечить, чтобы достичь

определенного неблагоприятного исхода,в сравнении с контрольной группой.
Чем выше показатель,тем менее вероятны осложнения лечения.

1/ Атрибутивный риск (AR)
Количество необходимое для развития осложнения/побочного действия Number Needed to Harm (NNH)NNH показывает среднее число пациентов, которых

Слайд 48
Применение результатов
для популяции
P – значение (p value) = 0,05

Доверительный интервал

(confidence interval) = CI 95%
Статистическая значимость

Клиническая значимость

Применение результатовдля популяцииP – значение (p value) = 0,05Доверительный интервал (confidence interval) = CI 95% Статистическая

Слайд 49Систематический обзор и мета-анализ
Статистический синтез данных из разных, но подобных,

т.е. сопоставимых исследований, итог которого — количественная оценка обобщенных результатов.



Цель - увеличить статистическую мощность исследования, снизить уровень ошибки второго рода.

Dickerson K., Berlin J. A. Meta-analysis: State of the Science. Epidemiol Rev, 1992; 14:154–76.

Первый мета-анализ в 1940

Систематический обзор и мета-анализСтатистический синтез данных из разных, но подобных, т.е. сопоставимых исследований, итог которого — количественная

Слайд 51Качество доказательства определяется качеством дизайна исследования

Качество доказательства определяется качеством дизайна исследования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика