Разделы презентаций


Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции

Содержание

Задачи работыИзучить особенности культуры, традиций и ритуалов старообрядцев.Выявить отличия в лексике, в культурных религиозных традициях.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района:  быт, традиции

Слайд 2Задачи работы
Изучить особенности культуры, традиций и ритуалов старообрядцев.
Выявить отличия в

лексике, в культурных религиозных традициях.

Задачи работыИзучить особенности культуры, традиций и ритуалов старообрядцев.Выявить отличия в лексике, в культурных религиозных традициях.

Слайд 3Быт и ритуалы старообрядцев

Быт и ритуалы старообрядцев

Слайд 4 Часто можно услышать «москали», «старообрядцы», «староверы».

А кто это? Что это за этническая группа, живущая в

Беларуси и, тем более, по соседству с нами? Они православные, но другие, это часть нашей культуры, нашей истории.
В своей работе мы опираемся на свидетельства прихожан Кублищинской общины, моих односельчан.
Часто можно услышать «москали», «старообрядцы», «староверы». А кто это? Что это за этническая

Слайд 5Немного истории
Более двух с половиной веков отделяют нас от того

времени, когда в Миорском, Браславском, Шарковщинском районах Витебской области, спасаясь

от преследований, появились первые поселения христиан старого обряда. Местные власти сочувственно относились к переселенцам и предоставляли старообрядцам свободно править службу по древлеправославному чину Соловецких иноков. Трудолюбивые, законопослушные, ведущие трезвый образ жизни старообрядцы получали в пользование участки земли и становились самостоятельными хозяевами. Помещики, на землях которых поселились старообрядцы, защищали их и пользовались их услугами. Как результат в западных уездах Дисны, Браслава, Шарковщины появились многочисленные поселения старообрядцев-поморцев. К таким поселениям относились Мазолёво, Кублищино, Бабовщина, Матвеевцы, Смолевцы, Лизовщина, Милейки, Красное, Деверки, Мотевки.
Немного историиБолее двух с половиной веков отделяют нас от того времени, когда в Миорском, Браславском, Шарковщинском районах

Слайд 6В исторических источниках о регистрации молельного дома в д.Кублищино Дисненского

уезда упоминается в 1839 году. Имеется архивное упоминание о распечатании

храма в 1868 году. Однако на старообрядческом кладбище вблизи деревни Кублищино есть надгробный камень датированный 1803 годом. Из этих данных можно предположить, что в первой половине 19 века в деревне Кублищино уже был построен и действовал первый на западных землях старообрядческий храм.
В исторических источниках о регистрации молельного дома в д.Кублищино Дисненского уезда упоминается в 1839 году. Имеется архивное

Слайд 7Иконы и Церковные книги
В каждой старообрядческой семье имелись не только

иконы старого письма, но и старопечатные церковные книги, которые передавались

из поколения в поколение. Эта традиция сохранилась до наших дней

Иконы и Церковные книгиВ каждой старообрядческой семье имелись не только иконы старого письма, но и старопечатные церковные

Слайд 8Духовными наставниками в поморской Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино в разные

времена были Васильев Арсений Ермагенович, Пучков Савва Фёдорович (на фото),

Попков Михаил Фёдорович, Новиков Василий Артомонович, Сафронов Михаил Максимович – их добродетельная христианская жизнь, требовательность к себе при исполнении духовных обязанностей, человеколюбие являли пример благоуспешного настоятельного служения.
Духовными наставниками в поморской Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино в разные времена были Васильев Арсений Ермагенович, Пучков Савва

Слайд 9Беседы с детьми
В настоящее время духовным наставником Свято-Троицкой церкви в

д.Кублищино является Дементьев Петр Ермолаевич. Ведётся активная работа по возрождению

духовности: обучение детей и подростков церковной грамоте, популяризация литературы духовного характера, работа по наведению порядка на кладбище.
Так, в 2014году, перед праздником Пасхи Христовой, перед учащимися нашей школы выступил П.Е.Дементьев. Встреча была интересной, познавательной.
Беседы с детьмиВ настоящее время духовным наставником Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино является Дементьев Петр Ермолаевич. Ведётся активная

Слайд 10Старообрядцы отдают предпочтение  земным поклонам

Старообрядцы отдают предпочтение  земным поклонам

Слайд 11Двуперстие
Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое

используют православные.
А. Символизирует две природы Христа ( Бог и человек)
В.

Символизирует Троицу ( Отец, Сын и Дух Святой)
ДвуперстиеЭто так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные.А. Символизирует две природы Христа (

Слайд 12Старообрядцы признают только восьмиконечный крест

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест

Слайд 13Носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже

в бане, у врача и т. п. Но если по

тем или иным причинам такое все-таки произойдет, необходимо произнести специальную молитву.

Нательный крест (тельник)

Носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане, у врача и т. п.

Слайд 14Православный (слева),
Старообрядческий (справа)
Тельники у старообрядцев имеют две отличительные

особенности ( в остальном похожи на православные).
На них никогда не

изображается распятый Христос.
Нательный крест всегда восьмиконечный внутри четырёхконечного.
Православный (слева), Старообрядческий (справа) Тельники у старообрядцев имеют две отличительные особенности ( в остальном похожи на православные).На

Слайд 15Необходимой принадлежностью любого старообрядца являются лестовка
– это тип четок, плетеная

кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения

подсчета молитв и поклонов, но в то же время она имеет и символическое значение, прообразуя лестницу духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Носят лестовку только на левой руке
Необходимой принадлежностью любого старообрядца являются лестовка– это тип четок, плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая

Слайд 16Подручник
Это молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат,

простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для

того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Подручники могут снабжаться ручкой для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне. Каждый верующий  приходит на молитву со своим подручником.

ПодручникЭто молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным

Слайд 17Плат и косоворотка
Оберегом для староверов в первую очередь является

одежда, как и было во времена Древней Руси. Закрытая льняная

рубаха  до горла и до запястий защищает от злого влияния. Поэтому мужчины носят рубахи косоворотки, застегнутые до шеи, а женщины и девочки сарафаны до пят (сейчас – длинная, в пол, юбка). Пожилые люди носят более темную одежду, а замужние женщины покрывают голову платком (плат) и скрывают волосы.  Плат не завязывается на узел, а крепится булавкой.

Плат и косоворотка Оберегом для староверов в первую очередь является одежда, как и было во времена Древней

Слайд 18Борода
 Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нём видели "поругание

образа Божия", желание "поправить" Бога, ведь "бритое мужское лицо подобно женскому". Нельзя

губить то, что дано Богом, при воскрешении сбритые бороды и усы человеку не вернутся, а без них он не войдёт в Царствие небесное.
Неудивительно поэтому, что старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства Петра Первого, предпочитая платить специальную пошлину
Борода Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нём видели

Слайд 19Интересные факты быта старообрядцев
 К алкоголю, особенно к водке, относились

отрицательно , называли главным виноделом Антихриста. Правда, в крайнем случае,

допускалось  выпить не более трех рюмок вина, но только по воскресеньям. Напиваться же «до потери образа Божьего» считалось недостойным и постыдным .
Хлеб за столом не допускалось резать ножом ("это как человека, Христа резать"). Хлеб разделяли, преломляя руками. Нельзя было класть хлеб на поднос или на какую-нибудь плоскую тарелку После трапезы оставшиеся на столе крошки собирались, и их требовалось доесть. Помню,бабушка всегда ругалась, если после меня оставался кусок хлеба или глоток молока. Когда случалось по неосторожности выронить хлеб, то он не выбрасывался: хлеб поднимали, подув на него, и съедали.
Посуда в доме была отдельная для "своих" и для "нехристей", т.к. " испоганить посуду -большой грех, который не отмолишь". Она  должна была закрываться, особенно на ночь, и, если оставалась пустой, переворачивалась вверх дном. Бабушке очень не нравилось, если я оставлял сахарницу или солонку открытой. Водой, находящейся в незакрытой посуде, воспрещалось пользоваться. ведро с колодезной водой в доме бабушки всегда было закрыто крышкой.
Мат считался большим богохульством, особенно для женщин, считалось, что матерящаяся женщина делает несчастным не только себя, но и будущее своих детей.
Интересные факты быта старообрядцев  К алкоголю, особенно к водке, относились отрицательно , называли главным виноделом Антихриста. Правда,

Слайд 20ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СТАРООБРЯДЦЕВ
знашта – наверное
горазд – очень
калика – брюква
баркан –

морковь
гульба – картофель
пятун – петух
ета, яну – это, её
подпахать мост

– подмести пол

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СТАРООБРЯДЦЕВ знашта – наверноегоразд – оченькалика – брюквабаркан – морковьгульба – картофельпятун – петухета, яну

Слайд 21фирянка – занавеска на окно (двери)
денник – огражденный участок двора

возле дома
сканцы – блюдо из толченного картофеля с начинкой( боб,

морковь и пр.)
драчена – мучные блины на кислом молоке, перемазанные медом.
помельник – угол возле русской печи, куда сметался мусор, а также ставились клюка (кочерга), сковородник, вухват(ухват).
фирянка – занавеска на окно (двери)денник – огражденный участок двора возле домасканцы – блюдо из толченного картофеля

Слайд 22Интервью с Добрининой Ольгой Кирилловной

Интервью с Добрининой Ольгой Кирилловной

Слайд 23Помельник

Помельник

Слайд 24Сканцы

Сканцы

Слайд 25Драчена

Драчена

Слайд 26Празднование Пасхи

Празднование Пасхи

Слайд 27На Беларуси на данный момент 20 старообрядческих общин, в Миорском

районе – 2. Кублищинская община поддерживает связь с общинами Латвии,

Литвы. В 2014 году, летом, была проведена встреча общин Древлеправославной Поморской Церкви Даугавпилса, Резекне и Кублищино.

На Беларуси на данный момент 20 старообрядческих общин, в Миорском районе – 2. Кублищинская община поддерживает связь

Слайд 28Статья в газете «Звязда», корреспондент Н.Дрило.
Историей старообрядцев общины Кублищино представляла

Белтелерадио-компания (программа «Истнасть)

Статья в газете «Звязда», корреспондент Н.Дрило.Историей старообрядцев общины Кублищино представляла Белтелерадио-компания (программа «Истнасть)

Слайд 29Кублищинская Свято-Троицкая старообрядческой церковь является историко-культурной ценностью Республики Беларусь

Кублищинская Свято-Троицкая старообрядческой церковь является историко-культурной ценностью Республики Беларусь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика