Ф
3 Ф
P есть S P есть S P есть S
Q есть P Q не есть S P есть Q
Q есть S Q не есть P Q есть S
Хищные животные питаются мясом. (Ф 1)
Тигры - хищные животные.
Тигры питаются мясом.
2. Ни одно насекомое не имеет более трех пар ножек.
Пчёлы – насекомые. (Ф 1)
Пчёлы не имеют более трёх пар ножек.
3. Суеверные люди неблагоразумны. (Ф 1)
Некоторые хорошо образованные люди суеверны.
Некоторые хорошо образованные люди неблагоразумны.
Ф
3 Ф
P есть S P есть S P есть S
Q есть P Q не есть S P есть Q
Q есть S Q не есть P Q есть S
4. Москва – «город-герой».
Москва – столица России.
Столица России – «город-герой». (3 Ф)
5. Ни одному лысому существу не нужна расчёска.
Ни у одной ящерицы нет волос.
Ни одной ящерице не нужна расчёска. (1 Ф)
6. Все англичане любят пудинг.
Ни один француз не любит пудинга.
Ни один француз – не англичанин. (2 Ф)
Ф
3 Ф
P есть S P есть S P есть S
Q есть P Q не есть S P есть Q
Q есть S Q не есть P Q есть S
7. Пчёлы вырабатывают мёд. (2 Ф)
Это насекомое не вырабатывает мёд.
Это насекомое – не пчела.
8. У всех птиц есть крылья
Все птицы несут яйца
У некоторых несущих яйца есть крылья. (3 Ф)
9. Крепостные крестьяне платят оброк
Эта семья не платит оброк. (2 Ф)
Эта семья – не крепостные крестьяне
Слайд 5Понятие логики
1. Логика - раздел философии, изучающий формы, законы познавательной
деятельности.
2. Логика – наука о методах достижения истины в процессе
рационального, абстрактного мышления.
3. Логика – наука о доказательствах, аргументах, на основании которых делаются умозаключения.
Слайд 6Понятие логики
«Логика не тождественна знанию, хотя её область и совпадает
с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех
частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает — она судит».
(Дж. Милль)
Слайд 7Круги Эйлера
Круги Эйлера – это геометрическая наглядная иллюстрация объёмов понятий
и отношений между ними с помощью кругов.
Пример 1:
Синий круг иллюстрирует объем понятия «студенты», а красный круг - объем понятия «спортсмены». Область пересечения этих кругов - отношение между объемами этих понятий «студенты» и «спортсмены», а именно - объем студентов, являющихся одновременно спортсменами.
Слайд 8Круги Эйлера
Пример 2:
Фиолетовый круг иллюстрирует объем
понятия «все студенты России», красный круг - объем понятия «студенты
МГУ». Отношение между этими понятиями можно выразить путём включения красного круга в фиолетовый круг: объём понятия «студенты МГУ» - это часть объёма понятия «все студенты России».
Слайд 10Круги Эйлера
Студенты – синий круг, отличники – жёлтый круг, двоечники
– фиолетовый круг, спортсмены – красный круг.
Слайд 11Круги Эйлера
Выразить с помощью кругов Эйлера соотношение обьёмов понятий:
Город Москва,
столица России, столица, город.
2. Люди, персонажи литературы, Евгений Онегин.
Слайд 12Круги Эйлера
Придумать понятия, отношение между которыми выразимо с помощью кругов
Эйлера следующим образом:
Слайд 13Круги Эйлера
Придумать понятия, отношение между которыми выразимо с помощью кругов
Эйлера следующим образом:
Слайд 14Круги Эйлера
Придумать понятия, отношение между которыми выразимо с помощью кругов
Эйлера следующим образом: