Слайд 11. ПОДБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 32. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Слайд 4Структурно-логический анализ
ВЫДЕЛЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (ПОНЯТИЙ), ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ ИЛИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ
Слайд 5Структурно-логический анализ
Слайд 8Уровень усвоения (Беспалько В.П.)
Слайд 9Уровень усвоения (Беспалько В.П.)
Слайд 10Уровень усвоения (Беспалько В.П.)
Слайд 11Уровень усвоения (Беспалько В.П.)
Слайд 13Спецификация УЭ
ТАБЛИЧНАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Слайд 14Спецификация УЭ
Текст учебного материала
Спецификация учебных элементов
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения для
организации взаимодействия преподаватель – обучающиеся включаются посредники. С помощью посредников
увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств и т.д. Для обозначения этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие средства обучения.
Понятие «средства обучения» широко по своему объему. Средство – все то, что необходимо для реализации цели. К широкому спектру дидактических средств относят все то, что каким-то образом может быть представлено.
Все многообразие средств обучения можно классифицировать по нескольким основаниям:
материально-технические объекты,
предметно-знаковые системы,
логические регулятивы обучающей деятельности.
Слайд 15Граф учебной информации
способ выявления и наглядного представления связей или соотношений
между учебными элементами
Слайд 16Граф учебной информации
Спецификация учебных элементов
Граф учебной информации
Слайд 17Граф учебной информации
Правила построения графа:
в графе должны быть представлены все
учебные элементы выделенные в спецификации
количество учебных элементов, входящих в один
порядок, не ограничено, но не менее двух;
количество порядков не ограничено, но не менее двух;
количество порядков должно полностью охватывать все учебные элементы темы;
ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пересекаться между собой.
Слайд 18Структурно-логическая схема
ГРАФ, РЕБРА КОТОРОГО ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ВИДЕ ВЕКТОРОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ ЛОГИЧЕСКУЮ
СВЯЗЬ МЕЖДУ УЭ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ИХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Слайд 19Структурно-логическая схема
Спецификация учебных элементов
Структурно-логическая схема
Слайд 20Структурно-логическая схема
Правила построения СЛС:
в каждую вершину схемы следует помещать лишь
одно понятие;
отношение подчинения между понятиями указывается направлением стрелки вектора, соединяющего
понятия;
равнозначные вершины схемы, содержащие соподчиненные понятия, следует располагать на одной линии, а подчиненные опускать на уровень ниже;
векторы, соединяющие вершины, не должны пересекаться (если пересечение неизбежно, то следует найти в материале такое понятие, которое относится к точке пересечения).
Слайд 22Методическая редукция
ТРАНСФОРМАЦИЯ АБСТРАКТНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ СООТВЕТСТВЕННО УРОВНЮ ПОНИМАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Слайд 23Приемы методической редукции
Лингвистическая трансформация
Преобразование сложных конструкций слов, словосочетаний или предложений
в ряд других, близких для понимания учащимися.
Слайд 24Например
Учебный материал до редукции
Методическая редукция
Редуцированный учебный материал
Преобразование
учебного материала в форму доступную понимания обучающихся
Слайд 25Приемы методической редукции
Вербальность формулировок
Знаково-символические, невербальные формы представления информации замещаются
на устную, словесную форму.
Слайд 26Например
Учебный материал до редукции
математическое уравнение,
схеме замещения
или рисунок
Редуцированный учебный материал
Преподаватель в словесной форме анализирует математические формулы
и представленные зависимости параметров в них и т.д.
Слайд 27Приемы методической редукции
Мнемотехника
Система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Слайд 28Например
ИНДИКАТОР ЛАКМУС КРАСНЫЙ КИСЛОТУ УКАЖЕТ ЯСНО!
ИНДИКАТОР ЛАКМУС СИНИЙ —
ЩЕЛОЧЬ ТУТ, НЕ СТОЙ РАЗИНЕЙ!
ФЕНОЛФТАЛЕИНОВЫЙ В ЩЕЛОЧАХ МАЛИНОВЫЙ.
АЛЮМИНИЙ, ФЕРРУМ,
ХРОМ – ИХ ВАЛЕНТНОСТЬ РАВНА ТРЕМ.
НАТРИЙ, КАЛИЙ, СЕРЕБРО – ОДНОВАЛЕНТНОЕ ДОБРО.
Слайд 29Например
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через
дефис,
Как предлог со словом из.
А частицы же, ли, бы
Ты
раздельно запиши.
Слайд 30Виды мнемонических приемов
Ассоциации
Логические цепочки
Слайд 31Виды мнемонических приемов
Аббревиатуры
Символика
←→
↑↓
≤≥≠=+
™
®
©
@
Слайд 32Виды мнемонических приемов
Опорные слова
схемы
рисунки
графики
символика
мнемоника
ассоциации
аббревиатура
логические цепочки
условные обозначения
Условные обозначения
T
V
t0C
Км
Кг
Га
Гб
max
min
Слайд 33Например
Учебный материал до редукции
Методическая редукция
Редуцированный учебный материал
МР
Слайд 34Приемы методической редукции
Метафоричность (метафора)
Этот прием в трансформации учебного материала может
выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и
«нового видения мира и вещей».
Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование.
Слайд 35Метафора (ж. греч.)
иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого
значения к косвенному, по сходству понятой;
напр. Острый язычок. У
каменного попа не выпросишь и железной просвиры.
Слайд 36Метафора
оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном
значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения
или сходства
Слайд 37Приемы методической редукции
Операциональные определения
Установление однозначного соответствия между термином и понятием
через указание операционного состава действий с объектами учебного познания.
Слайд 38Приемы методической редукции
Операциональные определения
не является исчерпывающим, но оно уже позволяет
практически действовать с определенным предметом.
Слайд 39Например
Учебный материал до редукции
телефон
Редуцированный учебный материал
позволяет разговаривать
на расстоянии
Слайд 40Приемы методической редукции
Остенсивные (наглядные) определения.
определения значений слов и словосочетаний
путем непосредственного знакомства с предметами, действиями и ситуациями, обозначенными этими
словами
Слайд 41Приемы методической редукции
При изучении чаще используются полуостенсивные определения, которые образуются
демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых
словесными пояснениями, так как не всегда возможно соотнести сам объект и термин его обозначающий.
лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
Слайд 42Например
Учебный материал до редукции
Редуцированный учебный материал
Структурно-логическая схема
Слайд 43Приемы методической редукции
Элиминация
Исключение менее важных аспектов из содержания учебного материала.
Слайд 44Методическая редукция
Таким образом, методическая редукция учебного материала не должна нарушать
правильности, объективности и научности изучаемого.
Способы редуцирования и представления учебного
материала должны отбираться с учетом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.
Слайд 45Установите правильную последовательность
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
с учетом специфики
формируемые понятия
выполнение переработки
мыследеятельность педагога
выявление понятийного состава
психологические закономерности
структура и логика учебного материала
познавательная
деятельность учащихся
Процедуры методического анализа
подбор учебного материала
выбор методов и средств обучения
рефлексия собственной деятельности
методическая редукция учебного материала
конкретизация обучающей и когнитивной целей
структурно-логический анализ учебного материала
определение познавательной деятельности обучающихся