Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Содержание

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИПонятие личности в социологии.Социологические концепции личности.Социализация индивида и социальная субъектность личности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Личность

Социальные
институты
Общество и его структура

ЛЕКЦИЯ 6.  ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВОЛичность СоциальныеинститутыОбщество и его структура

Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Понятие личности в социологии.

Социологические концепции личности.

Социализация индивида и социальная

субъектность личности.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИПонятие личности в социологии.Социологические концепции личности.Социализация индивида и социальная субъектность личности.

Слайд 3ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ
Человек –

один из видов живых существ на земле, продукт и субъект

общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры (философия)
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. (психология)
Личность– «это целостность социальных свойств человека, продукт об­щественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (В.Ядов) (социология)


ЧЕЛОВЕК   ИНДИВИД    ЛИЧНОСТЬ Человек – один из видов живых существ на земле,

Слайд 4ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Й.Шванцар)
Наследственные:
Особенности физиологии высшей нервной деятельности;
Анатомо-физиологические особенности
ЛИЧНОСТЬ
Социальная среда:

Макросреда;
Микросреда;

Воспитание
Организованное воспитание;
Самовоспитание;
Общение;
Трудовая деятельность.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Й.Шванцар)Наследственные:Особенности физиологии высшей нервной деятельности;Анатомо-физиологические особенностиЛИЧНОСТЬСоциальная среда: Макросреда; Микросреда;ВоспитаниеОрганизованное воспитание;Самовоспитание;Общение;Трудовая деятельность.

Слайд 5ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»
Личность - это совокупность биологических, социальных и культурных характеристик.



Понятие ''личность'' (''persona'') дословно означает ''маска'', (которую человек одевает для

выполнения определенной роли), то есть в самом понятии отображенная социальная сущность личности.
ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»Личность - это совокупность биологических, социальных и культурных характеристик. Понятие ''личность'' (''persona'') дословно означает ''маска'', (которую

Слайд 6
Марксистская теория личности 
Рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения

индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.
Сущность

личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств:
- принадлежность к определенному типу общества,
- классовая и этнической принадлежностью,
- особенностями труда и образа жизни.
Недостатки теории: человек отождествлялся с общественными отношениями; игнорировались биологические и социальные факторы формирования личности

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Марксистская теория личности Рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной

Слайд 7Теория зеркального "Я" (Ч. Кули, Дж. Мид) Личность - это

совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое

развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

Ролевая концепция личности (Р.Линтон, Я.Л. Морено, Т.Парсонс)
Личность рассматривается как функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теория зеркального

Слайд 8Теория «обобщенного другого» (Дж. Мид). (теория референтной группы).
Индивид, как

«обобщенный другой» оценивает свои действия в соответствии с представляемыми оценками

поведения некоторой референтной группы, которая формируют у индивида собственное «Я» со своими ценностями и стандартами поведения.

Теория «значимого другого» (А. Халлер).
«Значимый другой» - эта та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Индивид стремиться принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» (родители, учителя, наставники, некоторые участники детских игр, популярные личности…)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теория «обобщенного другого» (Дж. Мид). (теория референтной группы). 		Индивид, как «обобщенный другой» оценивает свои действия в соответствии

Слайд 9СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд)

Личность рассматривается как система

нужд, а общество – как система запретов (табу).
Модель личности,

созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование :
комплекс бессознательных инстинктов (id – «оно»), образующих движущие силы личности
организованная часть личности (ego – «я»), охватывающая восприятие, память, обучение, мышление; контролирует слепые силы
комплекс моральных черт и норм поведения ( super ego «сверх я»), которые определяют образцы для ego, а также отвечают за действия в соответствии с этими образцами
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИПсихоаналитическая концепция личности (З.Фрейд) Личность рассматривается как система нужд, а общество – как система запретов

Слайд 10СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Необихевиоризм: Личность как система реакций на различные стимулы

(Беррес Скиннер, Дж. Хоманс).

Поведение каждого человека обусловливается и контролируется

социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации.

Человек в любой социальной группе преследует свой интерес: если его поведение поощряется - положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИНеобихевиоризм: Личность как система реакций на различные стимулы (Беррес Скиннер, Дж. Хоманс). Поведение каждого человека

Слайд 11ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ по Э.Шпрангеру
1) теоретический тип – ориентированность на получение новых

знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление

к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ по Э.Шпрангеру 1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;2) экономический тип – основой поведения выступает

Слайд 12ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ по Р. Линтону
Нормативный тип личности соответствует требованиям общества,

его ценностно-нормативным стандартам.
Модальный тип личности – совокупность социально значимых черт

личности, включая некоторые традиционные для данной культуры стереотипы поведения (тип личности, реально преобладающий в данном обществе).
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ по Р. Линтону Нормативный тип личности соответствует требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам.Модальный тип личности –

Слайд 13ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ по Р. Дарендорфу
Homo sociologicus –
личность, как

продукт развития культуры социальных условий

Homo faber – в

традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик – личность, несущая бремя (наделенная важной общественной функцией);
Homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
Homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, (в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия);
Homo soveticus – человек, зависящий от государства.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ  по Р. Дарендорфу Homo sociologicus – личность, как продукт развития культуры социальных условий Homo

Слайд 14ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это

тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично

развитая личность.
Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИИдеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например,

Слайд 15Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей, образцов

поведения, психологических механизмов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности в данном

обществе.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей, образцов поведения, психологических механизмов, необходимых для его нормальной

Слайд 16Социальная адаптация
– процесс и результат активного приспособления индивида к

условиям новой социальной среды, включение и интеграция индивида в социальную,

образовательную, профессиональную среду.

ФАЗЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Интериоризация – процесс внутриличностного развития, состоящий в усвоении норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанный обществом и различными социальными группами.

1 ФАЗА

2 ФАЗА

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, включение и интеграция

Слайд 17ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
семья
микросоциум
Институты
воспитания
Религиозные
организации
микрофакторы
мезофакторы
Космос, планета, страна,
общество, государство
макрофакторы
Средства
массовой
коммуникации
Тип
поселения
Религиозные
условия
этнос

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИсемьямикросоциумИнститутывоспитанияРелигиозные организациимикрофакторымезофакторыКосмос, планета, страна,общество, государствомакрофакторыСредства массовойкоммуникацииТиппоселенияРелигиозныеусловияэтнос

Слайд 18СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ М. Мид, Ч.Кули
1) ИМИТАЦИЯ - стадия подражания и

механического повторения наблюдаемых действий;
2) ИГРА - игровая стадия, переход

из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;
3) ГРУППОВОЕ ЧЛЕНСТВО - стадия групповых игр, освоение своей роли, но глазами группы, когда работает «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока как бы извне.
СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ М. Мид, Ч.Кули 1) ИМИТАЦИЯ - стадия подражания и механического повторения наблюдаемых действий; 2) ИГРА

Слайд 19СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ А. Андреевой
Дотрудовая
стадия
Трудовая стадия
Послетрудовая
стадия
Первичная социализация
Стадия индивидуализации
Стадия интеграции
Реализации потенциала людей пенсионного

возраста
Трудовая деятельность, когда человек не только усваивает социальный опыт,

но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность

1

2

3

4

5

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ А. АндреевойДотрудоваястадияТрудовая стадияПослетрудоваястадияПервичная социализацияСтадия индивидуализацииСтадия интеграцииРеализации потенциала людей пенсионного возраста Трудовая деятельность, когда человек не

Слайд 20РЕСОЦИАЛИЗАЦИ И ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
Ресоциализация (вторичная социализация) – повторная социализация взрослых

с целью овладения новыми социальными ролями, профессиональными знаниями, умениями. В

отличие от первичной, вторичная социализация не оказывает решающего влияния на формирование личности.

Десоциализация – процесс утраты индивидом определённых социальных ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определённой группы.


РЕСОЦИАЛИЗАЦИ И ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ Ресоциализация (вторичная социализация) – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями, профессиональными

Слайд 21Иерархия потребностей (А. Маслоу)
Физиологические и сексуальные потребности
Экзистенциальные потребности
Социальные потребности
Потребность в

самоуважениеи
Самореализация личности
Врожденные
Приобретенные

Иерархия потребностей (А. Маслоу)Физиологические и сексуальные потребностиЭкзистенциальные потребностиСоциальные потребностиПотребность в самоуважениеиСамореализация личностиВрожденныеПриобретенные

Слайд 22ВЫВОДЫ
Личностью не рождаются, а ею становятся – это дает шанс

для воспитания, уверенность в том, что воспитательные усилия небесполезны.
Духовный мир

личности в немалой степени зависит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и какие идеи ей сознательно прививает.
Желательно и возможно формирование у личности качеств, полезных для общества, социальной группы, семьи;
Личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды, и роль последних часто решающая.
Формирование личности – это результат взаимодействия внешних и внутриличностных факторов.
Социализация – процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типическое и индивидуально-неповторимое.
ВЫВОДЫЛичностью не рождаются, а ею становятся – это дает шанс для воспитания, уверенность в том, что воспитательные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика