Слайд 110 апреля
Тема: Народные промыслы России. Богородская игрушка. Матрёшки.
Слайд 2На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны
стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных
игрушек и скульптур.
Слайд 3Богородские крестьяне из липовых чурбаков, в зимнее время, вырезали примитивными
инструментами фигурки животных, людей, героев народных сказок. Ехали в Троицкую
лавру и продавали паломникам. Особенной популярностью пользовались игрушки с движением. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку живой, привлекательной.
Слайд 4
Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному
художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более
300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.
Слайд 5Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот
задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку
и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской»
Слайд 6Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал
как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к
Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.
Слайд 7Сюжеты богородской деревянной игрушки - это чуть смешные гусары и
дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки.
Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма - детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка - фигурка оживает
Слайд 8В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает
выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме.
Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию
Слайд 10Когда появилась первая матрешка в Сергиевом Посаде, точно не известно.
Рассказывают, что сам Сергий Радонежский вырезал и дарил детям деревянные
игрушки. За двести лет до появления матрешек в Сергиевом Посаде уже занимались игрушечным промыслом.
Слайд 11В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в
кокошниках, неваляшек. Ими играли и царские, и крестьянские дети. Расцвета
промысел достиг в конце XVIII – начале XIX веков.
Слайд 14В XIX веке матрешек начали делать в столичной мастерской «Детское
воспитание», потом была освоена роспись матрешек в Сергиевом Посаде.В это
время и родился тот тип матрешки, которую называют «загорской» (в честь старого названия
города), или матрешкой г. Сергиева Посада. Всплеск интереса к
новой русской игрушке и начало массового ее изготовления приходится на начало ХХ века и связано со Всемирной выставкой
в Париже.
Слайд 15Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно
формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевском каноном. Мастера живо
реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря
оригинальности конструкции и своему
народному характеру
Слайд 16Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших
девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами
цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой,
старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со
свечками в руках,
внутри помещались
родственники.
Была выпущена
большая серия бояр.
Слайд 19Мастера нашего времени вдохнули свою фантазию в старинное ремесло, игрушка
снова расцвела всеми красками . Яркая, радостная роспись каждой матрешки
Сергиева Посада – подарок для ребенка и тема для искусствоведа.
Слайд 20Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. У одной три сестрички,
у другой их пятьдесят. Девицы из одного семейства могут держать
в руках по котенку, другие - по цветку или по платочку.
У каждого умельца матрешки
имеют свое лицо,
наряд и окружение
Слайд 21У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь - а в
ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
Слайд 22Просмотрите вторую презентацию, выполните задание:
- сделайте шаблон матрёшки
- раскрасьте шаблон,
используя упражнения занятия от 9 апреля.