Слайд 110 апреля
Тема: Народные промыслы России. Богородская игрушка. Матрёшки.
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны
                                                            
                                    
стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных
                                    игрушек и скульптур. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Богородские крестьяне из липовых чурбаков, в зимнее время, вырезали примитивными
                                                            
                                    
инструментами фигурки животных, людей, героев народных сказок. Ехали в Троицкую
                                    лавру и продавали паломникам. Особенной популярностью пользовались игрушки с движением. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку живой, привлекательной. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному
                                                            
                                    
художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более
                                    300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот
                                                            
                                    
задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку
                                    и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал
                                                            
                                    
как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к
                                    Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Сюжеты богородской деревянной игрушки - это чуть смешные гусары и
                                                            
                                    
дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки.
                                    Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма - детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка - фигурка оживает
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает
                                                            
                                    
выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме.
                                    Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 10Когда появилась первая матрешка в Сергиевом Посаде, точно не известно.
                                                            
                                    
Рассказывают, что сам Сергий Радонежский вырезал и дарил детям деревянные
                                    игрушки. За двести лет до появления матрешек в Сергиевом Посаде уже занимались игрушечным промыслом.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в
                                                            
                                    
кокошниках, неваляшек. Ими играли и царские, и крестьянские дети. Расцвета
                                    промысел достиг в конце XVIII – начале XIX веков. 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 14В XIX веке матрешек начали делать в столичной мастерской «Детское
                                                            
                                    
воспитание», потом была освоена роспись матрешек в Сергиевом Посаде.В это
                                    время и родился тот тип матрешки, которую называют «загорской» (в честь старого названия 
города), или матрешкой г. Сергиева Посада. Всплеск интереса к
 новой русской игрушке и начало массового ее изготовления приходится на начало ХХ века и связано со Всемирной выставкой
 в Париже.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно
                                                            
                                    
формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевском каноном. Мастера живо
                                    реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря 
оригинальности конструкции и своему 
        народному характеру
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших
                                                            
                                    
девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами
                                    цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой,
старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со
 свечками в руках,
 внутри помещались
 родственники. 
Была выпущена 
большая серия бояр.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 19Мастера нашего времени вдохнули свою фантазию в старинное ремесло, игрушка
                                                            
                                    
снова расцвела всеми красками . Яркая, радостная роспись каждой матрешки
                                    Сергиева Посада – подарок для ребенка и тема для искусствоведа. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. У одной три сестрички,
                                                            
                                    
у другой их пятьдесят. Девицы из одного семейства могут держать
                                    в руках по котенку, другие - по цветку или по платочку.
  У каждого умельца матрешки 
              имеют свое лицо,
              наряд и окружение
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21У матрёшки синеглазой 
С балалайкою в руках, 
Сарафан расшит тесьмою,
                                                            
                                    
Весь в лазоревых цветах.
 
Раскрываешь расписную, 
Глядь - а в
                                    ней ещё одна, 
И похожа на большую - 
Распрекрасная краса! 
Только милая девица, 
Развернув гармонь слегка, 
Песню распевает лихо. 
А за ней ещё одна. 
На трещётке, изловчившись, 
Такт весёлый отстучит, 
Половинкою раскрывшись, 
К нам меньшую пригласит.
 
Пять красавиц расчудесных, 
В сарафанах, что в цветах, 
В красках солнечных небесных! 
Песни русские в стихах. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Просмотрите вторую презентацию, выполните задание:
- сделайте шаблон матрёшки
- раскрасьте шаблон,
                                                            
                                    
используя упражнения занятия от 9 апреля.