Разделы презентаций


11 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ  АНГЛИЙСКИЕ

Содержание

Цель изучения темы: Ознакомить студентов с основными причинами, событиями, особенностями и результатами буржуазных революций революций в Англии XVII в., а также процессом формирования конституционной монархии в XVIII – нач.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 111
Тема:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В НОВОЕ ВРЕМЯ

АНГЛИЙСКИЕ БУРЖУАЗНЫЕ
РЕВОЛЮЦИИ XVII ВЕКА

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ
В

АНГЛИИ (XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.)

 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ


ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 

11Тема:ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАВ НОВОЕ ВРЕМЯАНГЛИЙСКИЕ БУРЖУАЗНЫЕРЕВОЛЮЦИИ XVII ВЕКАКОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯВ АНГЛИИ (XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.)

Слайд 2Цель изучения темы:

Ознакомить студентов с основными

причинами, событиями, особенностями и результатами буржуазных революций революций в Англии

XVII в., а также процессом формирования конституционной монархии в XVIII – нач. XX вв. Реформами управления, ставшими основой "вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.
 
План

Революции XVII в. и изменения в государственном строе Англии
Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIII и XIX вв.


В предыдущих лекциях мы завершили ознакомление с историей государств и права периода средневековья. Переход человечества к Новому времени от-носится к XV – XVI векам, т.е. к периоду зарождения буржуазных отношений.
При изучении общей истории данный период обычно отождествляют с эпо-хой Возрождения и Реформации. Это время переворота в экономике, связан-ное с развитием капиталистических отношений, в политическом и правовом сознании людей. Однако переходная стадия это еще не сформировавшиеся отношения и тем более не закрепленные юридически. Применительно к наше-му предмету исследования, Новое время обычно начинается с английской и французской революций, т.е. с XVII – XVIII вв. и длится до начала XX в. При-чем еще раз мы акцентируем внимание на то, что данная периодичность ха-рактерна для Европы и условно – для государств Азии, Африки и иных регионов. Сегодня предметом исследования в нашей лекции является Англия.
Напоминаем итоги предшествующего времени:


Цель изучения темы:   Ознакомить студентов с основными причинами, событиями, особенностями и результатами буржуазных революций революций

Слайд 3
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

В ходе гражданской войны между королем Англии и

баронами, возглавляемыми
Симоном де Монфором, по инициативе последнего в 1262 году

был созван первый парламент Англии в котором имелось представительство практически всех земель государства. А в 1295 г. король Эдуард 1 был вынужден созвать и утвердить парламент, в который вошли бароны и избраны рыцари и представители от городов. С середины XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю – лордов (прелаты и бароны – в большинстве случаев наследственные пэры) и нижнюю – палату общин (рыцари и представители горожан). Первоначально основной функцией парламента являлась финансовая. К XIV – XV векам парламент получил право законодательной инициативы.
Палата лордов превратилась одновременно в высший судебный орган. Впервые пар-ламент предпринимает попытки вмешательства в управления государством с помощью «импичмента», т.е. когда нижняя палата общин возбуждала перед палатой лордов обви-нение против отдельных советников короля и выполняла роль большого (обвини-тельного) жюри присяжных заседателей.
В то же время в XV в. влияние парламента в стране ослабло в связи с начавшейся войной Алой и Белой Роз (гражданская война между претендентами на престол пред-ставителей Ланкастерской и Йоркской династий. Завершилась в 1455 г. после уничто-жения глав родов коронованием родственника Ланкастеров Генриха Тюдора и женить-бой на представительнице Йоркской династии, что примирило две партии). Стремление к достижению стабильности и порядка в государстве различных слоев населения при-вело к временному укреплению централизованной королевской власти.
Вторым важным событием средневековья в Англии стала реформа церкви, т.е. Осво-бождение церкви Англии от подчинения Римскому папе с последующей секуляризацией церковных и монастырских имуществ. В 1533 г. папа Климент VII отлучил от церкви короля Генриха VIII. Последний объявил себя главой английской церкви, что привело к разрыву с Римом. Одновременно, с развитием буржуазных отношений под влиянием учения Жана Кальвина в Англии к началу XVII века получает распространение т.н. пуританская (реформаторская) церковь пересматривающая отдельные элементы религиозного мировоззрения и ориентированная на буржуазный стиль жизни, мораль, бережливость и трудолюбие расценивались как добродетель и служение богу. Обогащение – как божья милость за праведные труды.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ  В ходе гражданской войны между королем Англии и баронами, возглавляемымиСимоном де Монфором, по инициативе последнего

Слайд 4
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

Абсолютизм в Англии не достиг своего завершения. Королевская

власть, не смотря
на свое укрепившееся влияние в процессе войны Роз

и секуляризации церковного имущества, так и не создала разветвленного централизованного бюрократического аппарата (как например, во Франции, Испании или России) и вынуждена была опираться на влиятельный парламент.
В числе немногочисленных центральных органов выделяются только:
Тайный совет (представительство: феодальная знать, дворянство и буржуазия), управлявший колониями, внешней торговлей, участвовал в издании ордонансов и выполнял некоторые судебные функции.
Звездная палата – составная часть Тайного совета, обеспечивала борьбу с против-никами королевской власти. Являлась своего рода политическим трибуналом и цензур-ным органом. Одновременно рассматривала некоторые гражданские и уголовные дела.
Высокая комиссия (верховный церковный суд) – также выполняла функции цензурного органа и осуществляла управление церковью.
С XVI в. появляются должности королевских секретарей (1, потом 2), контролирующие наиболее важные дела государства.
В области права, в средневековой Англии данная система получила название «общее право». Английское средневековое общее право было основано на обычаях, дополнялось многочисленными королевскими ордонансами, указами и своим основным источником имело судебную практику. Однако, при рассмотрении дел на основе «общего права» не смотря на внесение постоянных корректив королями Англии, преодолеть присущий ему формализм не удалось. Поэтому сформировалась новая судебная система «справед-ливости», когда король, а позже по его поручению канцлер рассматривали прошения и жалобы лиц, не получивших защиты в суде по формальным причинам. Данные дела вершились по справедливости в виде королевской милости. При рассмотрении таких дел канцлер обращался часто к естественному, а иногда и римскому праву. Чаще всего, данные решения были ориентированы на защиту зарождающейся буржуазии от произвола феодалов. Тем не менее римское право и его рецепция не получили столь широкого распространения в Англии, как например, в Германии.
Итак, вспомнив основные итоги средневековья в Англии, переходим к Новому времени.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ  Абсолютизм в Англии не достиг своего завершения. Королевская власть, не смотряна свое укрепившееся влияние в

Слайд 5
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

РЕВОЛЮЦИИ XVII В. И ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ АНГЛИИ

Буржуазное государство и право Англии сформировалось в результате двух англий-ских

революций XVII в., известных в истории под названием "Великий мятеж" и "Славная революция".
Формальной причиной и идеологическим обоснованием революционного движения стало обычное для средневековья требование реформы государственной церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей". Тем не менее, обе революции, судя по их основным участникам и итогам, носили буржуазный характер.
Особенности английской буржуазной революции.
характерна борьба буржуазии против феодальной монархии, феодального дворянст-ва и господствующей церкви в союзе с королем;
буржуазия выступает против монархии не в союзе с народом, а объединившись с «новым дворянством» (джентри), т.е. той частью, которая восприняла идеи и перспек-тивность буржуазного развития и перешла в лагерь оппозиции абсолютизму;
незавершенность революционного процесса, связанная с ограничением целей обус-ловленных интересами оппозиционного дворянства, как в социально-экономической, так и в политической сфере (в социально-экономической - сохранение крупного земле-владения без наделения землей крестьянства; в политической - образовании разно-видности буржуазной, конституционной монархии при сохранении доминирующего влияния «нового» дворянства, сохранения наряду с представительным органом фео-дальных учреждений, включая королевскую власть, палату лордов и Тайный совет).
Лидерство буржуазии и приоритет капиталистического способа производства были достигнуты только в XVIII и XIX вв. Таким образом, переход политической системы Британии от полу­феодальной, аристократической - к буржуазно-демократической, шел постепенно и занял длительный промежуток времени – более 200 лет.
В ходе революции сформировалось два политических лагеря в которых параллель-но различным политическим взглядам, существовали различные социальные интере-сы и их идеологической основой являлись различные религиозные концепции (абсо-лютизм стремился к сохранению старых феодальных порядков и опирался на официальную англиканскую церковь; оппозиция, объединившая новое дворянство и


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫРЕВОЛЮЦИИ XVII В. И ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ АНГЛИИ  Буржуазное государство и право Англии сформировалось в

Слайд 6
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

буржуазию, выступала за буржуазные преобразования и опиралась на возникшую под

влиянием учения Кальвина пуританскую, реформаторскую церковь. Идеологической основой борьбы оппозиции

стало "очищение" английской церкви, завершение рефор-мации и создание церкви не зависимой от королевской власти).
Отсутствие единства в оппозиции как в социальном так и в религиозном отношении. В среде пуритан определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров.
Пресвитерианское течение, объединяло крупную буржуазию и верхушку джентри (дворянства), составляло правое крыло революции. Их конечной целью являлось огра-ничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа оппозиционеров-пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот-ландскому образцу и утверждение во главе церковных округов пресвитеров из числа состоятельных граждан.
Индепенденты («независимые», лидер - О. Кромвель) – это представители среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Добивались, установления ограниченной, конституционной монархии, признания и про-возглашения ряда неотъ-емлемых прав и свобод подданных (например: свободы совести и свободы слова). Настаивали на упразднении централизованной церкви и создании независимых мест-ных религиозных общин.
Левеллеры («хранители») – выделились в ходе революции из индепендентского течения. Пользовались поддержкой среди ремесленников и крестьян. В манифесте "Народное соглашение" (1647) они выдвинули идеи народного суверенитета, всеоб-щего равенства, неприкосновенности частной собственности, требовали провозгла-шения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы "общего права". Радикальную часть левеллеров составили диггеры («копатели»), представлявшие интересы бедней-шего крестьянства и зарождающегося пролетариата города и деревни. Выступали за ликвидацию частной собственности на землю и предметы потребления.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫбуржуазию, выступала за буржуазные преобразования и опиралась на возникшую под влиянием учения Кальвина пуританскую, реформаторскую церковь. Идеологической

Слайд 7
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

«ДОЛГИЙ
ПАРЛАМЕНТ»

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ В АНГЛИИ.

Следствием экономического и политического кризиса абсолютизма в Англии, неже-лания

королей Якова I и Карла I в начале XVII в., реформировать английское общест-во стало принятие парламентом Петиции о праве (1628 г.), в которой критикуя старую форму правления и опираясь на Хартию вольностей, формулировались требования:

запретить дополнительные налоги и иные сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента";
не подвергать аресту лиц за отказ платить незаконные налоги;
не размещать армию на постой в дома жителей;
не наделять кого-либо особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны".

Таким образом, в документе были отражены:
главный политический вопрос – ограничение прав короля в отношении жизни и иму-щества подданных;
социальный вопрос - о неприкосновенности частной собственности. В Петиции гово-рилось, что охрана собственности - есть истинная цель закона и правосудия.

На Петицию король Карл I отреагировал роспуском парламента, приведшим его к единоличному правлению (1629 - 1640 гг). Население было отягощено новыми побо-рами и штрафами, а недовольство подавлялось с помощью чрезвычайных судов.

Начавшаяся война с Шотландией вынудила короля пойти на созыв нового парла-мента 3 ноября 1640 г. Он получил название «Долгого» парламента, так как он про-существовал с 1640 по 1653 гг. В Долгом парламенте большинство мест принадле-жало пресвитерианам.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ«ДОЛГИЙПАРЛАМЕНТ»НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ В АНГЛИИ.  Следствием экономического и политического кризиса абсолютизма

Слайд 8
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ВЕЛИКАЯ
РЕМОНСТРАЦИЯ

В течение 1640—1641 гг. «Долгий» парламент:
по

инициативе палаты общин добился осуждения ненавистных народу советников Карла I

– графа Страффорда и архиепископа Лода.
был принят так называемый Трехгодичный акт (16 февраля 1641 г.), по которому парламент должен был созываться не реже одного раза в три года. При несогласии короля он мог собраться иными лицами – пэрами или шерифами, либо самостоятель-но. По новому закону без решения самого парламента королю запрещалось преры-вать, отсрочивать заседания и распускать парламент.
еще два акта 1641 г. ограничивали полномочия Тайного совета в области судопро-изводства и предусмотрели уничтожение чрезвычайных трибуналов (Звездной пала-ты, Высокой комиссии и др.).
рядом других актов 1641 г., провозглашалась неприкосновенность имущества, ко-роль лишался права налагать произвольные штрафы.

1 декабря 1641 г. парламент принял Великую Ремонстрацию, с требованием наз-начения королем должностных лиц только при условии доверия парламента, что оз-начало их ответственность и зависимость не от короля, а от представительного вы-борного органа. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.
Следствием конфликта стали гражданские войны 1642 - 1647 и 1648 - 1649 гг. Страна разделилась на две территории управляемые враждующими политическими институтами власти: королем и парламентом. Причем обе стороны пошли по пути разрешения проблемы силовым путем создав собственные вооруженные силы.
На контролируемой территории, парламент издал ряд законов и ордонансов, пре-дусматривающих реформу сложившейся военной системы. В том числе "Ордонанс о милиции" (1642 г.) и потребовал его утверждения королем. По данному ордонансу командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед ним. Соответственно король издал Прок-ламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫВЕЛИКАЯРЕМОНСТРАЦИЯ  В течение 1640—1641 гг. «Долгий» парламент: по инициативе палаты общин добился осуждения ненавистных народу советников

Слайд 10
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ПРОТЕКТОРАТ
КРОМВЕЛЯ
Летом 1642 г. парламент вновь потребовал от короля

утвердить «Ордонанс о
милиции», и акты касающиеся назначения высших должностных лиц

с согласия парламента, о несменяемости судей, расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля привел к началу военных действий.
В ходе гражданской войны (1645) парламент сформировал постоянную армию, со-держащуюся за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. В итоге, парламентская армия нанесла ряд реши-тельных поражений армии короля.
В процессе первой гражданской войны, парламент принял рад законодательных ак-тов в интересах буржуазии и «нового дворянства» (джентри). В 1643 г. упразднялся епископат, и вводилось пресвитерианское устройство церкви. Конфискованные земли епископов и роялистов (сторонников короля) были конфискованы и пущены в распро-дажу, что позволило обогатиться джентри и буржуазии. Актом 1646 г. отменялись фео-дальные рыцарские держания превратившиеся в частную собственность владельца. Тем не менее, крестьяне оставались в поземельной зависимости так как не могла прио-брести землю, по установленным высоким ценам.
В битве при Нейзви (1645) и Престоне (1648) созданная Оливером Кромвелем парла-ментская армия разгромила королевские войска. 1-й этап гражданской войны завер-шился пленением короля и обострением борьбы в парламенте между пресвитериана-ми и индепендентами. В итоге - пресвитериане стали открыто поддержать короля.
После проведенной в армии чистки от пресвитериан политическая власть в парла-менте перешла индепендентам, а палата общин 4 января 1649 г. объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. Оказавшийся в плену король был осужден и казнен в марте 1649 г., королевское звание и верхняя палата упразднены, а 19 мая 1649 г. осу-ществилось Конституционное закрепление республиканской формы правления. Выс-шим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответ-ственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял во-енный совет во главе с Кромвелем.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫПРОТЕКТОРАТКРОМВЕЛЯ  Летом 1642 г. парламент вновь потребовал от короля утвердить «Ордонанс омилиции», и акты касающиеся назначения

Слайд 11
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ПРОТЕКТОРАТ
КРОМВЕЛЯ

Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт

1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х

гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников. Обогатившиеся новые лидеры революции уже не стремились к ее продолжению достигнув основной цели.
В то же время для левеллеров провозглашение республики означало начало борьбы за углубление преобразований. В армии, состоящей в основном из среднего кресть-янства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих услови-ях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, под видом введения «протектората» фактически установили в стране режим диктатуры.
В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления («Орудие управления»). Согласно ст. 1 данного акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора (Кром-веля) и народа, представленного парламентом. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий иму-щественный ценз для избирателей (200 фунтов стерлингов). Кроме того, избиратель-ных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.
Исполнительная власть в государстве вверялась также лорду-протектору и Госу-дарственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-про-тектор наделялся широкими полномочиями: осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства Совета мог объявлять войну и заключать мир, назна-чать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во гла-ве административных округов. Опорой протектора оставалась армия. Для ее содержа-ния и покрытия других издержек правительства, вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора.
Таким образом, деятельность лорда-протектора фактически не подлежала контролю и была близка к монархической власти.
В 1654 г. парламентская армия победой завершила войну с Голландией и следом с Испанией, основными конкурентами Англии в морской торговле.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫПРОТЕКТОРАТКРОМВЕЛЯ  Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии

Слайд 13

АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ПРОТЕКТОРАТ
КРОМВЕЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПЕРИОД ИНДЕПЕНДЕНТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ


ПАЛАТА ОБЩИН


ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

ИЗБИРАЕТСЯ
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОТЕКТОРАТА КРОМВЕЛЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ




ПАРЛАМЕНТ




ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ



ЛОРД-
ПРОТЕКТОР


ЛОРД-
ПРОТЕКТОР

АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫПРОТЕКТОРАТКРОМВЕЛЯОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПЕРИОД ИНДЕПЕНДЕНТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯВЛАСТЬПАЛАТА ОБЩИНИСПОЛНИТЕЛЬНАЯВЛАСТЬГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТИЗБИРАЕТСЯВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОТЕКТОРАТА КРОМВЕЛЯЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯВЛАСТЬПАРЛАМЕНТИСПОЛНИТЕЛЬНАЯВЛАСТЬГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТЛОРД-ПРОТЕКТОРЛОРД-ПРОТЕКТОР

Слайд 14
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

РЕСТАВРАЦИЯ
МОНАРХИИ
СТЮАРТОВ

УТВЕРЖДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
В XVIII И XIX ВЕКАХ

Диктатура Кромвеля являлась временной мерой сохранения порядка в стране.

Поскольку главным противником обогатившейся буржуазии и джентри теперь явля-лась не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглаше-ние первоначальных лидеров революции с феодальной аристократией в целях воз-вращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г монархии Стюартов.
По Бредской декларации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о со-держании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о веро-исповедании будут поставлены на рассмотрение парламентом. Однако новая расста-новка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Наиболее активные участники революции преследовались, организации пресвитери-ан и индепендентов были ликвидированы. В то же время, восстанавливались англи-канская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных - Звездной палаты и Высокой комиссии).
Тем не менее, активная реставрация абсолютизма Карлом II и его преемником Яковом II, их явная симпатия к католицизму, вызвали недовольство в стране. Парла-мент вновь стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппози-ции. В нем складываются две политические группировки:

Партия «тори» - представители придворной аристократии, часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, англиканское духовенство.

Партия «виги» - оппозиция — купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫРЕСТАВРАЦИЯМОНАРХИИСТЮАРТОВУТВЕРЖДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯВ XVIII И XIX ВЕКАХ  Диктатура Кромвеля являлась временной мерой сохранения

Слайд 15
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

"Habeas
corpus"
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского

произво-
ла стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и

о предупреж-дении заточений (арестов) за морями ("Habeas corpus") 1679 г.
Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о пред-варительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "Хабеас корпус", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ве-дении которого находился арестованный. Получив такой приказ, шериф (или тюремщик) были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием причин ареста. После рассмотрения предписания об аресте и выяснения мотивов за-держания, судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и по-ручительство с обязанностью подозреваемого явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арес-товано в законном порядке за деяния, при которых, по закону, оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж-кое уголовное преступление, "Habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу "Habeas corpus", нельзя было вновь заключить под стражу до суда за то же преступление. Запрещалось переводить задержанного из одной тюрьмы в другую, содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Анг-лии. Закон предусматривал ответственность должностных лиц и судей за неисполнение его предписаний: штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных консти-туционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого и демократи-ческого правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержа-нии, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процеду-рой" и по месту совершения проступка.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ

Слайд 16
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

«СЛАВНАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ»

«БИЛЛЬ
О ПРАВАХ»
Попытка Стюартов вернуть церковных земли захваченные буржуазией

и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел

дворцовый пере-ворот 1688 г. с целью замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот по-лучил название "Славная революция". Она, по существу, завершила оформление ком-промисса между фактически господствующей буржуазией и официально правящей зе-мельной аристократией.
Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии.
Данный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими полити-ческими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Разногласия между этими силами не должны были носить "принципиального" характера, способного нарушить соглашение и политическую стабильность в английс-ком обществе.
Важнейшим политическим результатом компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.
«Билль о правах» определил положение парламента в системе государственных ор-ганов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и фи-нансовой политики, Билль провозгласил незаконным:
приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;
взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента.
содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции.
Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в пар-ламент, право обращения под­данных с петицией к королю.
Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а за­тем — 7 лет.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ«СЛАВНАЯРЕВОЛЮЦИЯ»«БИЛЛЬО ПРАВАХ»  Попытка Стюартов вернуть церковных земли захваченные буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов

Слайд 17
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ
МОНАРХИЯ

 «Акт об устроении», именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал
порядок престолонаследия

и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законода-тельной и исполнительной власти. Лица,

вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви.
Ограничение королевской власти выразилось в том, что судьи, назначаемые коро-ной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента.
Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палат, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положе-ние было вскоре отменено). Все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров, по совету и с согласия которых они приняты.
Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важней-шие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в об-ласти законодательной власти, признание за ним исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей.
Вместе с тем законодательство XVII—XVIII вв. не решило окончательно вопрос о вза-имоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно госу-дарственный строй Англии XVII—XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия.
Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осу-ществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом ко­роль не нес, как не несли политической ответственности члены Правительства Его Величества, или так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5—7 наиболее важных министров-советников короля.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫДУАЛИСТИЧЕСКАЯМОНАРХИЯ «Акт об устроении», именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливалпорядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законода-тельной и

Слайд 18
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ
МОНАРХИЯ
Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота
середины XVIII

— начала XIX в. обусловило ее стремление объединиться в политичес-ком

союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялась медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и сопро-вождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к парламентар-ной, формированием системы парламентаризма.
Главной особенностью эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложив-шей основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполни-тельной и законодательной власти - становление т.н. "ответственного правительства". Данные изменения не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конститу-ционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат сопер-ничества двух партий за право формировать "правительство его величества". Англий-ская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникаль-ное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные преце-денты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), име-нуемые иначе "конвенциональными нормами".
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фак-тически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, воз-никли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г.
Король Георг I (1714—1727), не знавший английского языка, перестал являться на за-седания кабинета министров, что повлекло за собой важные политические послед-ствия. Прежде всего такое "отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредо-точению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени "Его Величества", но практически самостоятельно.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫДУАЛИСТИЧЕСКАЯМОНАРХИЯ  Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворотасередины XVIII — начала XIX в. обусловило ее стремление

Слайд 19
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ
МОНАРХИЯ
Параллельно с ослаблением власти короля, фактически перешедшей к

кабинету министров, был урегулирован вопрос об ответственности исполнительной власти пе-ред

парламентом. Теперь эта ответственность переносилась с короля на его минист-ров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 - 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответству-ющие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет.
С 1708 - 1715 гг. постепенно утверждается принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Типичной становилась си-туация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, другая - образовывала в парламенте оппо-зицию и так называемый "теневой кабинет".
В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утра-ты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (соли-дарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые вы-боры. Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом — в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситу-ацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.
Таким образом, в течение XVIII в. сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и регулярная смена кабине-та в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и арис-тократической палаты лордов оставалась весьма значительной.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫДУАЛИСТИЧЕСКАЯМОНАРХИЯ  Параллельно с ослаблением власти короля, фактически перешедшей к кабинету министров, был урегулирован вопрос об ответственности

Слайд 20
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
РЕФОРМЫ
Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система
формирования

нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечи-вала джентри командные

посты в руководстве обществом. Восстановленная в период реставрации монархии феодальная система представительства в парламенте позволяла многочисленным т.н. «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Высокий имущественный ценз существенно ограничивал круг лиц имевших активное и пассивное избиратель-ное право. Изменить такую избирательную систему были призваны реформы XIX в.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 т.н. "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представитель-ства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать 1 депутата (вместо 2), а некоторым городам – 2 (вместо 4). В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми город-скими и сельскими округами.
Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избиратель-ным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не ме-нее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недви-жимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе (ценз оседлости).
Реформа 1832 г. покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важнейшим политическим итогом рефор-мы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. Тем не менее, не смотря на то, что избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫИЗБИРАТЕЛЬНЫЕРЕФОРМЫ  Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама системаформирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и

Слайд 21
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

ФОРМИРОВАНИЕ
ПАРЛАМЕТСКОЙ
МОНАРХИИ
Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала

одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х гг.

XIX в.
Новая реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в усло-виях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распростра-нено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество изби-рателей в городах более чем в два раза.
В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организационная пе-рестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной бур-жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущест-венно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали те-перь называться "либеральная" и "консервативная".
В связи с введением нового порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был осно-ван Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно пере­шла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, так как выборы вели к смене кабинета.
Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управ-ления в центре и на местах. Прежние королевские должности - преобразованы в ми-нистерские, сохранив старые названия. Например, премьер-министр именовался пер-вым лордом казначейства, но руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫФОРМИРОВАНИЕПАРЛАМЕТСКОЙМОНАРХИИ  Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании

Слайд 22
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

МЕСТНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
В XVIII—XIX вв. произошли изменения в государственном устройстве

страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и

Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Эти регионы получили определенное количество мест для своих депутатов и британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную сис-темы, а также пресвитерианскую церковь. С 1800 г. новое государственное образо-вание получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СУДА

В интересах буржуазии законом 1835 г. в Англии была проведена и реформа город-ского самоуправления. Управление городом переходило к выборным городским сове-там. В выборах могли участвовать все налогоплательщики (домохозяева и наниматели квартир обоего пола). Городской совет избирал на 1 год мэра города.
В 1888 г., проводится реформирование управления в графствах. В них, создаются однопалатные выборные органы – советы графств, полномочия которых распростра-нялись на всю территорию графства, включая города, но наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы адми-нистративные полномочия мировых судей.
Управление на уровне церковных приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать свет-ские дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые мог-ли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы.
Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоя-тельностью и отсутствием "административной опеки" со стороны центральной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления, отличающей ее от континентальной (французской).


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫМЕСТНОЕУПРАВЛЕНИЕ  В XVIII—XIX вв. произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с

Слайд 23
АНГЛИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

СУДЕБНАЯ
РЕФОРМА
В конце XIX в. была проведена реформа судебной

системы. Серией актов с 1873 по 1876 гг. и 1880

г. упразднены высшие суды Англии "общего права" и "справедливости".

Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм обеих английских "ветвей" прецедентного права.
Созданный Верховный суд состоял из двух подразделений:
Высокого суда, который подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.);
Апелляционного суда по гражданским делам.
Одновременно сохранялись суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда.
Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне, который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

Низшие суды – были представлены четвертными сессиями, мировыми судами и су-дами графств, учрежденными в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел.

Модернизация политической системы Великобритании и XIX в. завершилась уста-новлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с прави-тельством и превращения парламента в орган, определяющий текущую политику госу-дарства (вторая треть XIX — конец XIX в.). Система ответственного правительства ста-ла основой "вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.


АНГЛИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫСУДЕБНАЯРЕФОРМА  В конце XIX в. была проведена реформа судебной системы. Серией актов с 1873 по 1876

Слайд 24
АНГЛИЯ
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ В АНГЛИИ XVIII – XIX ВВ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ

П

А Р Л А М Е Н Т







ПАЛАТА

ЛОРДОВ


ПАЛАТА
ОБЩИН


ГЛАВА
ГОСУДАРСТВА



К О Р О Л Ь



ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ


П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О

СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (по законам 1835, 1888, 1894 гг.)

ВЫБОРНЫЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ И МЭР

ШЕРИФ, ВЫБОРНЫЕ СОВЕТЫ ГРАФСТВ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ СОВЕТЫ
ПРИХОДСКИЕ СОБРАНИЯ

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

МИНИСТРЫ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

ДОВЕРИЕ
ПАРЛАМЕНТА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТОМ

НАЗНАЧАЕТ


СУДЕБНАЯ
СИСТЕМА


ВООРУЖЕННЫЕ
СИЛЫ

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ДРУГИЕ МИНИСТЕРСТВА В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ. КОМИССАР ПО ДЕЛАМ
АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ДВЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. АУДИТОРЫ.


ВЫБОРНЫЕ СОВЕТЫ ОКРУГОВ

АНГЛИЯКОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ В АНГЛИИ XVIII – XIX ВВ.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯВЛАСТЬ  П А Р Л А М Е Н

Слайд 25Основная учебная литература и учебные пособия

- Виппер Р.Ю. История нового

времени./ З.Ю.Виппер. – К.:«Ника-Центр»,«Вист-С»,1997.
Всеобщая история государства и права /

Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995.
- Всемирная история / Под ред. академика Г.Б.Поляка, профессора А.Н.Марковой. – М.: Изд-во «Юнити», 2000.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов./ В.Г.Графский. – М.: НОРМА, 2004. (а также издание 2000 г.)
- Есаян Э.С. Великая Хартия вольностей и ее место в истории английского права (Автореферат канд. дис.) / Э.С.Есаян.. -Тбилиси, 1988.
- Законодательные акты английской буржуазной революции 1649-1664 гг.- М,-Л., 1946.
- История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой, О.А.Жидкова. – 2-е изд. – М.: НОРМА, 2004-2006 (а также издания 1996 – 1998 гг.)
История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И.Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. (а также: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995)
- Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХVII-XVIII вв./ Под ред. П.Н.Галанзы. - М., 1957.
- Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 464 с.
- Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. – 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2001.
Прудников, М.Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / М.Н. Прудников. — М.: Юнити, 2007.
- Сборник документов по истории нового времени: буржуазные революции ХVII-XVIII вв.: Учеб. пособие / Под ред. Г. Сироткина. - М. 1990.
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М.Черниловский. – М.: Проспект, 2002 (а также 1995 г.)
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2006 (а также издание 1996-1997 гг.)
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х т. / отв. Ред. Н.А.Крашенинникова. – М.: НОРМА, 2004.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. Пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Гардарика, 1996.


 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 

Основная учебная литература и учебные пособия- Виппер Р.Ю. История нового времени./ З.Ю.Виппер. – К.:«Ника-Центр»,«Вист-С»,1997. Всеобщая история государства

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика