Слайд 113. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи
Слайд 5
Министерство образования Республики Беларусь
Задачи:
- обеспечение реализации государственной политики в сфере
образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- осуществление анализа реализации государственной
политики в области охраны детства;
- осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Слайд 6Управления образования облисполкомов
Задачи:
- реализация государственной политики в сфере охраны детства,
защиты прав и законных интересов детей;
- координация деятельности отделов (управлений)
образования городских и районных исполнительных комитетов, организаций по вопросам реализации функций системы образования.
Слайд 7Учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь».
Задачи:
- формирование республиканского
банка данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- централизованный учет усыновленных;
- участие в передаче детей на усыновление посредством подготовки граждан к усыновлению, оказания услуг по поиску кандидатур детей для усыновления.
Слайд 8
Управления (отделы) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных
органов
Задачи:
- выявление и учет детей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
-
устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;
- осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- защита личных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите и (или) в опеке и попечительстве.
Слайд 9Детские интернатные учреждения
Дома ребенка,
школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,
вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты,
специальные учебно-воспитательные
учреждения,
Слайд 10специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания
и содержания детей
Детские дома системы образования
на воспитании находятся дети в
возрасте от 3-х лет до совершеннолетия
Слайд 11Дом ребенка
Дома ребенка системы здравоохранения
на воспитании находятся дети от рождения
до 3-х лет (дети-инвалиды - до 4-х лет)
Слайд 12школы-интернаты системы образования на воспитании находятся дети в возрасте от 6-ти
лет до совершеннолетия
Слайд 13Социально педагогические центры (приюты) системы образования
на воспитании находятся дети от
3-лет до совершеннолетия.
Срок пребывания в учреждении, как правило, не
превышает шести месяцев. После чего ребенок возвращается родителям, либо определяется в замещающую семью, или переводится в интернатное учреждение.
Слайд 14Дома-интернаты для детей инвалидов системы социальной защиты
на воспитании находятся дети-инвалиды
в возрасте от 4-х лет до совершеннолетия.
Совета Министров Республики Беларусь
28.10.1999 № 1678 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 17.07.2012 № 659)
Слайд 16Приемная семья
является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на воспитание в семью.
Слайд 17Приемная семья
Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и
попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях
воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее - управление (отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.
Слайд 18Трудовой договор
договор об условиях воспитания и содержания детей
В полной семье
заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним
из них.
Слайд 19Приемные родители
Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей,
являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).
Слайд 20Количество усыновленных детей
2. На воспитание в приемную семью передается от
одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(далее - дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов.
3. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи.
Слайд 21Психологическая и педагогическая помощь
4. Управления (отделы) образования, учреждения образования, в
которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью
(далее - приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.
Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.
Слайд 22План развития приемной семьи
5. разрабатывается приемными родителями совместно с управлением
(отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным
детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования.
Слайд 23Контроль за воспитанием
6. Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют
контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей
опекуна (попечителя).
Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:
в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;
после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;
во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.
Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.
Слайд 24ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
Управление (отдел) образования организует поиск и
подбор кандидатов в приемные родители, предоставляет им информацию и перечень
документов, необходимых для создания приемной семьи, организует проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленных на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов приемных детей (далее - обучающие курсы).
Слайд 25Кандидаты в приемные родители
обращаются в управление (отдел) образования по месту
своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие
в браке, указывают в заявлении, кто из супругов ходатайствует о приеме на работу в должности приемного родителя.
В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) (далее - перечень).
При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования организует учет кандидатов в приемные родители.
Слайд 26Обследование условий жизни
Управление (отдел) образования либо уполномоченные им организации проводят
обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные
особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.
Слайд 27При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования учитывает
опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и усыновленных детей,
продолжительность срока и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).
Слайд 28Для подготовки проекта решения
органа опеки и попечительства о создании приемной
семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
управлением (отделом) образования истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения: копия документа, подтверждающего право собственности кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;
Слайд 29Образовательная программа
Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для
рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о передаче детей на
воспитание в приемную семью кандидатов в приемные родители.
По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.
Слайд 31Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения
потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей обучающих
курсов не включаются.
В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей может вернуть им документы, не вынося вопрос на рассмотрение органа опеки и попечительства.
Слайд 32По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования
знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора
об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города),
и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.
Слайд 33По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и
попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых
для воспитания ребенка.
На основании этого заключения кандидат в приемные родители может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.
Слайд 34Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования,
управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязана
ознакомить кандидата в приемные родители с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о состоянии его здоровья.
Слайд 35Администрация учреждения, в котором находится ребенок, управление (отдел) образования несут
ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о
ребенке.
Слайд 36заключение
После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются
в управление (отдел) образования с заявлением в адрес органа опеки
и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).
На основании документов и сведений, указанных в пункте 4.6 перечня, пунктах 10 и 32 настоящего Положения, управление (отдел) образования готовит заключение о том, соответствует ли интересам ребенка устройство на воспитание в семью кандидатов в приемные родители, и проект решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи.
Слайд 37В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства
указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в
приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.
В случае принятия органом опеки и попечительства решения об отказе в создании приемной семьи управление (отдел) образования возвращает заявителю все документы вместе с решением органа опеки и попечительства.
Слайд 38Срок, на который ребенок передается в приемную семью, устанавливается договором
об условиях воспитания и содержания детей.
Договор об условиях воспитания и
содержания детей по форме согласно приложению заключается на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.
Слайд 39Трудовой договор
заключается на срок действия договора об условиях воспитания и
содержания детей.
До заключения трудового договора управление (отдел) образования знакомит приемного
родителя с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.19. Договор об условиях воспитания и содержания детей может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
В случае смерти одного из приемных родителей, расторжения их брака, выявления у одного из них заболевания, препятствующего исполнению обязанностей опекуна (попечителя), вступления в брак одинокого приемного родителя вопрос о продолжении функционирования приемной семьи решается органом опеки и попечительства.
Слайд 40Расторжение договора
При досрочном расторжении одной из сторон договора об условиях
воспитания и содержания ребенка (детей) и (или) трудового договора вопрос
о возможности воспитания детей в данной семье решается органом опеки и попечительства.
Все возникающие в результате досрочного расторжения указанных договоров имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством порядке.
Слайд 41При передаче на воспитание в приемную семью нескольких детей может
быть заключен один договор об условиях воспитания и содержания детей.
Если
дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, в каждом случае принимается решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и заключается отдельный договор об условиях воспитания и содержания вновь поступающего в семью ребенка (детей).
При подготовке решения органа опеки и попечительства о передаче следующего ребенка (детей) на воспитание в уже созданную приемную семью не требуется представление документов, указанных в пункте 4.6 перечня и пункте 10 настоящего Положения.
Слайд 42Передача других детей в приемную семью возможна только в том
случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно,
что подтверждается заключением управления (отдела) образования либо уполномоченных им органов и организаций.