Слайд 1
15-22.02.2013
Демичев Д.М. –
доктор юридических наук, профессор
Тема лекции
«Конституционно-правовой статус политических
институтов»
Слайд 2№ 2
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Понятие и сущность государства как конституционно-правового института.
Конституционно-правовой
статус политических партий. Виды партийных систем.
Конституционно-правовой статус общественных объединений.
Конституционно-правовой
статус религиозных организаций.
Особенности статуса негосударственных организаций в Республике Беларусь.
Слайд 3№ 3-6
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994
г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24
ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 1999. - № 1. -1/0; 2004. -№ 188. -1/6032.
Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11февраля 2000 г. (с измен. и дополн. ) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. -2000.- № 6. - Ст. 47; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. -№ 25.- 2 / 145; 2010. – № 5. – 2/1649.
Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 123. – 2/886; 2008. – № 184. – 2/1513.
Слайд 4№ 4
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(продолжение)
Закон Республики Беларусь от 22 апреля
1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона от 14
января 2000 г. с последующими измен. и дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь.– 2000. – № 23. – 2/146; 2007. – №119. – 2/1322.
Закон Республики Беларусь 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г. с последующими измен. и дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2 / 1133; 2008. – №184. – 2/1513.
Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г. с последующими измен. и дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2 / 1132; 2008. – №184. – 2/1513.
Слайд 5№ 5
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(продолжение)
Закон Республики Беларусь от 21
февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь»
(в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с измен. и дополн.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. -1997.- № 24. -Ст. 463; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2000. -№ 100.- 2/203; 2006. - № 166.- 2/1263.
Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с измен. и дополн.) //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136; 2008. – № 184. – 2/1507.
Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с измен. и дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; 2010.– № 15. – 2/1666; № 173. – 2/1716.
Слайд 6№ 6
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(продолжение)
Закон Республики Беларусь от 23 июля
2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с измен. и
дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; 2010. – № 15. – 2/1666.
Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660.
Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (с последующими измен. и дополн.)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 9. – 1 / 65; 2005. – № 196. – 1/7011; 2006. – № 166. – 1/7989.
Слайд 7№ 7
ЛИТЕРАТУРА
основная
Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. - Минск,
2010.
Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Академия
управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. - 379 с.
Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Выш. школа, 2004. - 351 с.
Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Адук. i вых., 2012. - 418 с.
Слайд 8№ 8
ЛИТЕРАТУРА
дополнительная
Авакян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской
Федерации: конституционно-правовые основы.-М., 1996.
Автономов А.С. Правовая регламентация деятельности партии в
капиталистических и развивающихся странах // Советское государство и право. - 1990. -№ 6. - С. 130-139.
Зарубежное законодательство о политических партиях. Сб. нормативных актов. -М., 1993.
Конституционный статус общественных организаций в СССР / Отв. ред. А.И. Щиглик. - М., 1983.
Тодыка Ю.Н. Основы конституционного строя Украины. - Харьков: Факт, 1999. 320 с.
Слайд 9№ 9
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ, ОСНОВАННОМ НА ГОСПОДСТВЕ ЗАКОНА
Древний мир
- АРИСТОТЕЛЬ- «Там, где отсутствует власть закона, нет места и
какой-либо форме государственного строя»
Средние века – Ж. БОДЕН и Н. МАКИАВЕЛЛИ - обосновали задачу государства, которая состояла в охране прав и свобод граждан
XVII-XVII вв. – (Спиноза, Локк, Монтескье) – идеи защиты прав и свобод граждан легли в основу новой государственности
XIX в. – (Кант, Гегель) – сформировалась целостная теория государства, прежде всего, правового.
Слайд 10№ 10
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
к исследованию государства
Первый подход - идет от античной
традиции, сохранился и развивается по сей день: государство рассматривается как
средство решения "Общих дел» (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (Аристотель)
Второй подход - носит согласно марксисткой трактовке классовый характер: «Государство – есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин)
Третий подход - носит правовой и организационно-структурный характер. Государство рассматривается как «юридическое государство», источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства, его структур в системе политических и общественных отношений.
Данный подход поддерживается многими современными учеными Республики Беларусь, РФ, Украины и других стран.
Слайд 11№ 11
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Данный институт состоит
из трех основных элементов, раскрывающих сущность государства:
1. нормы, характеризующие государство
как официального представителя всего общества, выражающего его волю и интересы;
2. государство рассматривается как особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом принуждения в отношении не законопослушных граждан;
3. это организация политико-территориального устройства государства, позволяющая характеризовать организацию государственной власти не только по горизонтали, но и по вертикали.
Слайд 12№ 12
СТАТЬЯ 4
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Демократия в
Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий мнений.
Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Слайд 13№ 13
СТАТЬЯ 5
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Политические партии, другие общественные объединения,
действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют
выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Слайд 14№ 14
СТАТЬЯ 1
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ»
«Политической партией
является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели,
содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах».
Слайд 15
№ 15
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
некоторых статей Закона «О политических партиях»
Статья 1 Закона от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»
Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Статья 1 Закона «О политических партиях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г.)
Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Слайд 16№ 16
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
некоторых статей Закона Республики Беларусь «О политических партиях»
Статья
13 Закона «О политических партиях» (в ред. Закона от 19
июля 2005 г.)
Политические партии имеют фиксированное членство.
Членами политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста.
Членами союза являются политические партии, входящие в этот союз.
Слайд 17№ 17
ПОРЯДОК
создания политических партий
По Закону «О политических партиях» (в ред.
Закона от 19 июля 2005 г.)
Статья 9. Учредители
политической партии, союза в качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста и обладающие избирательным правом. В качестве учредителей союза имеют право выступать политические партии, принявшие решение создать союз.
Статья 10. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей и г. Минска.
Слайд 18№ 18
СОДЕРЖАНИЕ
устава политических партий
По Закону «О политических партиях» (в ред.
Закона от 19 июля 2005 г.
1.полное и сокращенное название политической
партии, союза;
2.цели, задачи, предмет и методы деятельности;
3.условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности членов, порядок их учета;
4.порядок управления деятельностью политической партии;
5.название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва, сроки полномочий органов политической партии и их компетенцию;
6.источники и порядок формирования денежных средств;
7.порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы;
8.порядок реорганизации и ликвидации политической партии;
9. юридический адрес политической партии, союза.
Слайд 19№ 19
ПОРЯДОК
ликвидации политических партий
По Закону «О политических партиях» (в
ред. Закона от 19 июля 2005 г.) по решению Верховного
Суда в случаях:
1. совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
2.нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
3.если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона;
4. если численность политической партии не соответствует требованиям части первой статьи 10 Закона;
5.неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением ВС РБ.
Слайд 20№ 20
ПОРЯДОК
ликвидации политических партий
(продолжение)
По Закону «О политических партиях» (в
ред. Закона от 19 июля 2005г.)
Политическая партия, союз могут быть
ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.
Слайд 21№ 21
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Статья 1 Закона «Об общественных объединениях»
Общественным объединением является
добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе
общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.
Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее - союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Слайд 22№ 22
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
(по сост. на 1
мая 2011 г.)
Виды объединений
Общественных объединений национальных меньшинств
Молодежных общественных объединений
- всего
Женских
Общественных объединений сторонников природы, памятников истории, культуры
Физкультурно-спортивных
Творческих общ. объед.
Научно-технических
Просветительских, культурно-досуговых, воспитательных общественных организаций
Благотворительных
Общественных объединений инвалидов войны и труда, ветеранов
Прочих общественных объединений
Количество
110
220
31
67
579
49
80
206
390
83
151
Слайд 23 № 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
некоторых статей Закона Республики Беларусь «Об
общественных объединениях»
Статья 1 Закона от 5 октября 1994 г. «Об
общественных объединениях»
Общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.
Статья 1 Закона «Об общественных объединениях х» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г.)
Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.
Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Слайд 24№ 24
ПОРЯДОК
создания общественных объединений
По Закону от 5 октября
1994 г «Об общественных объединениях» (В ред. Закона от 19
июля 2005 г.)
Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественных объединений необходимо наличие:
1. для международного общественного объединения - не менее 10 учредителей (членов) от РБ и не менее чем по 3 учредителя от одного или нескольких иностранных государств;
2. для республиканского общественного объединения - не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей РБ и Минска;
3. для местного общественного объединения - не менее 10 учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории
Слайд 25№ 25-26
СОДЕРЖАНИЕ
устава общественных объединений
Статья 9 Закона от 5
октября 1994 г «Об общественных объединениях» (В ред. Закона от
19 июля 2005 г.)
Устав общественного объединения, союза должен содержать:
полное и сокращенное название общественного объединения, союза;
цели, задачи, предмет и методы деятельности общественного объединения, союза;
указание на территорию распространения деятельности общественного объединения, союза;
условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, союзе, а также порядок учета членов общественного объединения, союза;
права и обязанности членов общественного объединения, союза;
пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами;
Слайд 26№ 26
СОДЕРЖАНИЕ
устава общественных объединений
(продолжение)
источники и порядок формирования денежных
средств и иного имущества общественного объединения, союза;
орган, правомочный
принимать решения о приобретении имущества и распоряжении им;
пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами;
порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы общественного объединения, союза;
порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения, союза;
юридический адрес общественного объединения, союза (место нахождения руководящего органа)
Слайд 27№ 27
ПОРЯДОК
РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
По Закону от 5 октября 1994
г «Об общественных объединениях» (В ред. Закона от 19 июля
2005 г.)
1. заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза;
2.устав общественного объединения, союза;
3. протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания;
4. документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора
5. список учредителей;
6. для союза - копии уставов общественных объединений, создающих союз; списки членов выборных органов общественного объединения, союза, заявление гражданина о даче согласия на использование в названии общественного объединения, союза имени этого гражданина;
7. документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения, союза ;
8. документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения, союза в периодическом печатном издании.
Слайд 28№ 28
ПОРЯДОК
ЛИКВИДАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЮЗА
По Закону от 5
октября 1994 г «Об общественных объединениях» (В ред. Закона от
19 июля 2005 г.)
Ликвидация общественного объединения, союза осуществляется:
1. по решению высшего органа общественного объединения, союза;
2. по решению суда в случаях, предусмотренных статьей 29 Закона:
2.1. совершения общественным объединением действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
2.2. нарушения законодательства в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
2.3.если при государственной регистрации были допущены нарушения Закона и носящие неустранимый характер;
2.4.неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности объединения в срок, установленный решением суда.
Слайд 29№ 29
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Статья 1 Закона «О профессиональных союзах»
Профессиональный союз
является «добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в
том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь».
Слайд 30№ 30
ПРОФСОЮЗЫ
(определение в новой редакции)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ – это добровольная общественная
организация, объединяющая граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без
гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, ср. специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.
Слайд 31№ 31
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Порядок создания согласно Декрету от 26 января 1999
г. № 2
Для создания и деятельности профсоюзов необходимо:
республиканского профессионального союза
необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г.Минска;
территориального профессионального союза - не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории;
профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) - не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек
Слайд 32№ 32
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Порядок ликвидации
Прекращение деятельности профсоюза осуществляется:
1. по решению его
членов в порядке, определяемом уставом;
2. по решению Верховного Суда
по представлению Генерального прокурора (может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или прекращена) – в отношении республиканских профсоюзов, их объединений; территориальных профсоюзов – решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.
Слайд 33№ 22
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 13. Религиозные организации в Республике
Беларусь
Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики
Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Слайд 34№ 22 а
ПРИЗНАКИ
РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Религиозные организации имеют следующие признаки:
1.
вероисповедание;
2. разработанная культовая практика;
3. проведение богослужений;
4. религиозное просвещение и воспитание
своих последователей.
Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.
Слайд 35№ 23
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ
Статья 14. Религиозные общины
Религиозной общиной
признается объединение в пределах
территории одного или нескольких населенных
пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.
Религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.
Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом.
Слайд 36№ 24
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
Статья 15. Религиозным объединением признается объединение
религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных
потребностей их участников (членов).
Религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет.
Религиозные объединения действуют через свои органы управления.
Республиканским признается религиозное объединение,
образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь.
Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.
Слайд 37№ 25
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Государственную регистрацию религиозных
организаций осуществляют:
1. религиозных общин - областные, Минский
городской исполнительные комитеты;
2. религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.
Слайд 38№ 26
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Статья 17. Для регистрации
религиозной общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты,
местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.
К заявлению прилагаются:
список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью;
устав религиозной общины в трех экземплярах;
протокол собрания участников (членов);
документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.
Слайд 39№ 27
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья 18. Для
регистрации религиозного объединения его учредители подают заявление о регистрации в
республиканский орган государственного управления по делам религий, который принимает решение в месячный срок.
К заявлению прилагаются:
устав в трех экземплярах;
выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания, заседания органа управления) об образовании религиозного объединения;
список членов органа управления религиозного объединения с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства;
документ, подтверждающий право размещения религиозного объединения по месту нахождения, указанному в уставе.
Слайд 40№ 28
СОДЕРЖАНИЕ
устава
религиозной организации
полное наименование религиозной организации;
место нахождения;
цели, задачи и
основные формы деятельности;
принадлежность к религиозному объединению , территория деятельности;
структура
организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий;
источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации;
орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации;
порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации;
порядок распоряжения имуществом в случае ликвидации религиозной организации;
порядок внесения изменений и дополнений в устав;
иные сведения религиозной организации.
Слайд 41№ 29
ПОРЯДОК
ЛИКВИДАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Религиозная организация может быть ликвидирована:
по решению
ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;
по решению суда
в случаях:
2.1.повторного в течение года нарушения Закона либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;
2.2. осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия;
2.3. пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства;
2.4. осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;
2.5. в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию.
Слайд 42№ 30
Виды
некоммерческих организаций
(Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь от
7 декабря 1998 г.)
потребительские кооперативы;
общественные и религиозные организации (объединения);
фонды;
учреждения;
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Слайд 43№ 31
Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом
признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе
членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Слайд 44№ 32
ФОНД
Фондом признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Слайд 45№ 33
УЧРЕЖДЕНИЕ
Учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Слайд 46№ 34
Объединения юридических лиц
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
– это объединения, ассоциации или союзы, являющиеся некоммерческими организациями, создаваемые
в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой.
Слайд 47ВОПРОСЫ
для закрепления темы № 3
«Конституционно-правовой статус политических институтов»
Слайд 48№ 1
Когда сложились первые представления о государстве, основанном на господстве
закона, и кто их развивал в последующий период?
Слайд 49№ 1
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ, ОСНОВАННОМ НА ГОСПОДСТВЕ ЗАКОНА
Древний мир
- АРИСТОТЕЛЬ- «Там, где отсутствует власть закона, нет места и
какой-либо форме государственного строя»
Средние века – Ж. БОДЕН и Н. МАКИАВЕЛЛИ - обосновали задачу государства, которая состояла в охране прав и свобод граждан
XVII-XVII вв. – (Спиноза, Локк, Монтескье) – идеи защиты прав и свобод граждан легли в основу новой государственности
XIX в. – (Кант, Гегель) – сформировалась целостная теория государства, прежде всего, правового
Слайд 50№ 2
Какие три различных подхода к исследованию государства сложились
в политической философии и теории государства и права ?
Слайд 51№ 2
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
к исследованию государства
Первый подход - идет от античной
традиции, сохранился и развивается по сей день: государство рассматривается как
средство решения "Общих дел» (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (Аристотель)
Второй подход - носит согласно марксисткой трактовке классовый характер: «Государство – есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин)
Третий подход - носит правовой и организационно-структурный характер. Государство рассматривается как «юридическое государство», источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства, его структур в системе политических и общественных отношений.
Данный подход поддерживается многими современными учеными Республики Беларусь, РФ, Украины и других стран.
Слайд 52№ 3
Из каких трех основных элементов состоит конституционно-правовой институт государства?
Слайд 53№ 3
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Данный институт состоит из трех
основных элементов, раскрывающих сущность государства:
1. нормы, характеризующие государство как официального
представителя всего общества, выражающего его волю и интересы;
2. государство рассматривается как особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом принуждения в отношении не законопослушных граждан;
3. это организация политико-территориального устройства государства, позволяющая характеризовать организацию государственной власти не только по горизонтали, но и по вертикали.
Слайд 54№ 4
Какие статьи Конституции Республики Беларусь являются конституционной основой правового
статуса политических партий?
Слайд 55№ 4
В Республике Беларусь конституционной основой правового статуса политических партий
являются несколько статей Конституции:
1. в статье 4 закрепляется как
возможность многообразия политических институтов, так и фактический запрет на установление обязательной идеологии политических партий и иных общественных объединений и социальных групп;
Слайд 56№ 4 а
2. Статья 5 Конституции Республики Беларусь : «политические
партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и
законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах…».
Слайд 57№ 4б
3. Статья 5 (часть третья)Конституции Республики Беларусь :
создание
и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих
целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещается.
Слайд 58№ 5
Как называется и когда был принят Закон Республики Беларусь,
регламентирующий деятельность политических партий в стране?
Слайд 59№ 5
Деятельность политических партий в Республике Беларусь регламентируется Законом от
5 октября 1994 г. «О политических партиях» (В ред. Закона
от 19 июля 2005 г.).
Слайд 60№ 6
Дайте определение политической партии в соответствии с Законом от
5 октября 1994 г. «О политических партиях» (В ред. Закона
от 19 июля 2005 г.).
Слайд 61№ 6
Согласно статье 1 Закона «О политических партиях» (в ред.
Закона от 19 июля 2005 г.)
политической партией является
добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Слайд 62№ 7
Как Закон Республики Беларусь «О политических партиях» определяет союз
(ассоциацию) политических партий?
Слайд 63№ 7
Согласно Закону «О политических партиях»
союзом (ассоциацией) политических партий
является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного
договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Слайд 64№ 8
Кто может быть членом политической партии согласно Закону Республики
Беларусь «О политических партиях»?
Слайд 65№ 8
Согласно Закону «О политических партиях» членами политических партий могут
быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие
18-летнего возраста.
Слайд 66№ 9
Кто не может быть членом политической партии согласно Закону
Республики Беларусь «О политических партиях»?
Слайд 67№ 9
Согласно Закону Республики Беларусь «О политических партиях» не могут
быть членами политических партий:
1.Президент Республики Беларусь, члены Центризбиркома (они
приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий);
2. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, КГК, КГБ, военнослужащие.
Слайд 68№ 10
Кто имеет право выступать в качестве учредителей политических партий
и союза политических партий согласно Закону Республики Беларусь «О политических
партиях»?
1.
2.
Слайд 69№ 10
1.В качестве учредителей политической партии имеют
право выступать граждане Республики
Беларусь, достигшие 18-летнего возраста и обладающие избирательным правом.
2. В качестве учредителей союза имеют право выступать политические партии, принявшие решение создать союз.
Слайд 70№ 11
Что необходимо для создания и деятельности политических партий в
Республике Беларусь?
Слайд 71№ 11
Согласно статье 10 Закона «О политических партиях» для создания
и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов)
от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска.
Слайд 72№ 12
Что необходимо для создания и деятельности союза политических партий
в Республике Беларусь?
Слайд 73№ 12
Согласно статье 10 Закона «О политических партиях» для создания
и деятельности союза политических партий необходимо не менее 2 политических
партий, выступающих в качестве его учредителей(членов).
Слайд 74№ 13
Какие положения должны содержать уставы политических партий согласно Закону
«О политических партиях» (в ред. Закона от 19 июля 2005
г.)?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Слайд 75№ 13
Согласно Закону «О политических партиях» уставы политических партий должны
содержать следующие положения:
1.полное и сокращенное название политической партии, союза;
2.цели, задачи,
предмет и методы деятельности;
3.условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности членов, порядок их учета;
4.порядок управления деятельностью политической партии;
5.название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва,
6.сроки полномочий органов политической партии и их компетенцию;
7.источники и порядок формирования денежных средств;
9.порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы;
10.порядок реорганизации и ликвидации политической партии;
11. юридический адрес политической партии, союза.
Слайд 76№ 14
Какие виды взысканий могут быть применены в отношении политических
партий ?
Слайд 77№ 14
В отношении политических партий могут быть применены следующие виды
взысканий:
1. письменное предупреждение;
2. ликвидация политической партии.
Слайд 78№ 15
В каких случаях в соответствии с Законом «О политических
партиях» политические партии (союзы) ликвидируются по решению Верховного Суда ?
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 79№ 15
В соответствии с Законом «О политических партиях» политические партии
ликвидируются по решению Верховного Суда в следующих случаях:
1. совершения ПП(союзом)
действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
2.нарушения ПП (союзом) законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
3.если при государственной регистрации ПП (союза) со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона;
4. если численность ПП не соответствует требованиям части первой статьи 10 Закона;
5.неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности ПП (союза) в срок, установленный решением ВС РБ.
Слайд 80№ 16
В каких случаях политическая партия (союз) могут быть ликвидированы
по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное
нарушение законодательства?
1.
2.
Слайд 81№ 16
Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению Верховного
Суда за однократное нарушение законодательства:
1. о
массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;
2. за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.
Слайд 82№ 17
Как называется и когда был принят Закон Республики Беларусь,
регулирующий деятельность общественных объединений?
Слайд 83№ 17
Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «Об
общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г.)
Слайд 84№ 18
Дайте определение общественному объединению в соответствии с Законом
«Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005
г.) ?
Слайд 85№ 18
Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством
порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских,
социальных, культурных и иных прав.
Слайд 86№ 19
Дайте определение союзу (ассоциации) общественных объединений в соответствии с
Законом «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19
июля 2005 г.) ?
Слайд 87№ 19
Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение
общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними
для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Слайд 88№ 20
Кто может быть членом общественных объединений?
Слайд 89№ 20
Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 16
лет.
В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут
быть лица, не достигшие этого возраста и имеющие соответствующее письменное разрешение своих законных представителей.
Слайд 90№ 21
В соответствии с Законом от 5 октября 1994 г.
«Об общественных объединениях» для создания и деятельности в Республике Беларусь
общественных объединений необходимо наличие:
1.
2.
3.
Слайд 91№ 21
В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» для
создания и деятельности в Республике Беларусь общественных объединений необходимо наличие:
1.
для международного общественного объединения - не менее 10 учредителей (членов) от РБ и не менее чем по 3 учредителя от одного или нескольких иностранных государств;
2. для республиканского общественного объединения - не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей РБ и Минска;
3. для местного общественного объединения - не менее 10 учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории
Слайд 92№ 22
Что должен содержать Устав общественного объединения, союза в соответствии
с Законом от 5 октября 1994 г «Об общественных объединениях»
(В ред. Закона от 19 июля 2005 г.)?
Слайд 93№ 22
СОДЕРЖАНИЕ
устава общественных объединений
1.полное и сокращенное название
общественного объединения, союза;
2.цели, задачи, предмет и методы деятельности общественного
объединения, союза;
3.указание на территорию распространения деятельности общественного объединения, союза;
4. условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, союзе, а также порядок учета членов общественного объединения, союза;
права и обязанности членов общественного объединения, союза;
пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами;
7. источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, союза;
8. орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении им;
9. пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами;
10. порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы общественного объединения, союза;
11. порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения, союза;
юридический адрес общественного объединения, союза (место нахождения руководящего органа)
Слайд 94№ 23
Какие документы необходимы для государственной регистрации общественного объединения,
союза в соответствии с Законом от 5 октября 1994
г «Об общественных объединениях» (В ред. Закона от 19 июля 2005 г.)?
Слайд 95№ 23
Для государственной регистрации общественного объединения, союза необходимы следующие
документы:
1. заявление о государственной регистрации ОО (союза);
2.устав общественного объединения, союза;
3. протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания;
4. документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора
5. список учредителей;
6. для союза - копии уставов общественных объединений, создающих союз; списки членов выборных органов общественного объединения, союза,
7. документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения, союза ;
8. документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения, союза в периодическом печатном издании.
Слайд 96№ 24
Каков порядок ликвидации общественного объединения в соответствии с Законом
«Об общественных объединениях» ?
Слайд 97№ 24
Ликвидация общественного объединения, союза осуществляется:
1. по решению высшего органа
общественного объединения, союза;
2. по решению суда в случаях, предусмотренных
статьей 29 Закона:
совершения общественным объединением действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
нарушения законодательства в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
если при государственной регистрации были допущены нарушения Закона и носящие неустранимый характер;
неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности объединения в срок, установленный решением суда.
Слайд 98№ 25
Каким Законом регламентируется деятельность профсоюзов в Республике Беларусь?
Слайд 99№ 25
Деятельность профсоюзов в Республике Беларусь регламентируется Законом от 22
апреля 1992 г.«О профессиональных союзах» (В редакции Закона от 14
января 2000 г. с последующими измен. и дополн.)
Слайд 100№ 26
Дайте определение профессиональным союзам в соответствии с действующим законодательством.
Слайд 101№ 26
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Профессиональный союз является «добровольной общественной организацией,
объединяющей граждан, в том числе обучающихся в
высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь».
Слайд 102№ 27
Как называется Закон, регламентирующий деятельность религиозных организаций
в Республике Беларусь?
Слайд 103№ 27
Деятельность религиозных организаций в Республике Беларусь регламентируется
Законом от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и
религиозных организациях» (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.).
Слайд 104№ 28
Какие организации признаются религиозными в соответствии с
законодательством Республики Беларусь?
Слайд 105№ 28
В соответствии со статьей 13 Закона
от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных
организациях» (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.). религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Слайд 106№ 29
Перечислите признаки религиозных организаций в соответствии с
законодательством.
Слайд 107№ 29
Религиозные организации имеют следующие признаки:
1. вероисповедание;
2. разработанная
культовая практика;
3. проведение богослужений;
4. религиозное просвещение и воспитание своих последователей.
Слайд 108№ 30
Кто может быть руководителем религиозной организации в
Республике Беларусь?
Слайд 109№ 30
Руководителем религиозной организации может быть
только гражданин Республики Беларусь.
Слайд 110№ 31
Что такое религиозная община в соответствии с законодательством?
Слайд 111№ 31
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ
В соответствии со статьей 14 Закона
«О свободе совести и религиозных организациях» религиозной общиной
признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.
Слайд 112№ 32
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ
Назовите условия образования религиозных общин
в Республике Беларусь?
Слайд 113№ 32
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ
Религиозные общины образуются:
1. по инициативе не
менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста и постоянно
проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории;
2. общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом.
Слайд 114№ 33
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
Как законодательство Республики Беларусь определяет религиозные
объединения?
Слайд 115№ 33
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
В соответствии со статьей 15 Закона
«О свободе совести и религиозных организациях» религиозным объединением признается объединение
религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).
Слайд 116№ 34
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
Назовите условия образования религиозных объединений
в Республике Беларусь.
Слайд 117№ 34
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
Религиозные объединения образуются при наличии не
менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы
одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет.
Религиозные объединения действуют через свои органы управления.
Слайд 118№ 35
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
Какие религиозные объединения признаются республиканским и
на какой территории они действуют?
Слайд 119№ 35
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪДИНЕНИЯ
Республиканским признается религиозное
объединение,
образованное из религиозных общин, действующих в
большинстве областей Республики Беларусь.
Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.
Слайд 120№ 36
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Какие органы осуществляют государственную
регистрацию религиозных общин?
Слайд 121№ 36
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Государственную регистрацию религиозных
общин осуществляют областные, Минский городской исполнительные комитеты.
Слайд 122№ 37
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Какие органы осуществляют государственную
регистрацию религиозных объединений?
Государственную регистрацию
религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - осуществляет республиканский орган государственного управления по делам религий.
Слайд 123№ 37
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Государственную регистрацию
религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств
и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - осуществляет республиканский орган государственного управления по делам религий.
Слайд 124№ 25
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Государственную регистрацию религиозных
организаций осуществляют:
1. религиозных общин - областные, Минский
городской исполнительные комитеты;
2. религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.
Слайд 125№ 25
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Государственную регистрацию религиозных
организаций осуществляют:
1. религиозных общин - областные, Минский
городской исполнительные комитеты;
2. религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.
Слайд 126№ 26
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Статья 17. Для регистрации
религиозной общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты,
местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.
К заявлению прилагаются:
список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью;
устав религиозной общины в трех экземплярах;
протокол собрания участников (членов);
документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.
Слайд 127№ 27
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья 18. Для
регистрации религиозного объединения его учредители подают заявление о регистрации в
республиканский орган государственного управления по делам религий, который принимает решение в месячный срок.
К заявлению прилагаются:
устав в трех экземплярах;
выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания,
заседания органа управления) об образовании религиозного объединения;
список членов органа управления религиозного объединения с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства;
документ, подтверждающий право размещения религиозного объединения по месту нахождения, указанному в уставе.
Слайд 128№ 28
СОДЕРЖАНИЕ
устава
религиозной организации
1. полное наименование религиозной организации;
2. место
нахождения;
3. цели, задачи и основные формы деятельности;
4. принадлежность к религиозному
объединению
5. территория деятельности;
6. структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий;
7. источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации;
8. орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации;
9. порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации;
10. порядок распоряжения имуществом в случае ликвидации религиозной организации;
11. порядок внесения изменений и дополнений в устав;
12. иные сведения религиозной организации.
Слайд 129№ 29
ПОРЯДОК
ликвидации религиозной организации
Религиозная организация может быть ликвидирована:
по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной
организации;
по решению суда в случаях:
повторного в течение года нарушения Закона либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;
осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства;
осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию.
Слайд 130№ 30
ВИДЫ
некоммерческих организаций
(Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь от 7
декабря 1998 г.)
потребительские кооперативы;
общественные и религиозные организации (объединения);
фонды;
учреждения;
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Слайд 131№ 31
Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом
признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе
членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Слайд 132№ 32
ФОНД
Фондом признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Слайд 133№ 33
УЧРЕЖДЕНИЕ
Учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Слайд 134№ 34
Объединения юридических лиц
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
– это объединения, ассоциации или союзы, являющиеся некоммерческими организациями, создаваемые
в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой.