Слайд 1Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема 9.
Государственный кредит в финансовой системе общества
Экономическая сущность государственного кредита
Государственный
кредит – это одна из форм кредитных отношений в экономике, непременным участником которых выступает государство, действующее в лице заемщика, кредитора и гаранта.
Как заемщик - государство выступает в процессе управления государственным долгом - влияет на величину централизованных денежных фондов. Эта деятельность государства является преобладающей.
Как гарант - деятельность государства проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Слайд 2Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Государственный кредит как экономическая
категория
одновременно является элементом как
системы финансовых, так и кредитных отношений,
отражая характерные признаки каждой из них.
Как элемент финансовой системы - государственный кредит обеспечивает удовлетворение потребностей государства в привлечении дополнительных финансовых ресурсов при формировании централизованных финансовых фондов различного уровня.
Как элемент кредитной системы – служит одним из источников заемных ресурсов для негосударственных банков, выполняя роль централизованного регулятора кредитной активности в экономике
Слайд 3Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Необходимость госкредита обусловлена:
Наличие кассового
разрыва в исполнении бюджета, т.е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов
Дефицит государственного бюджета
Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличение государственных расходов
Слайд 4Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Функции государственного кредита как
элемента
финансовой системы:
Распределительная – реализуется в процессе привлечения заемных средств в централизованные финансовые фонды и удовлетворяет дополнительные потребности государства ( не покрываемые налоговыми поступлениями) в одной стороны, и спрос юридических и физических лиц на услуги по наиболее надежному, ходя и менее доходному способу капитализации их свободных финансовых ресурсов.
Регулирующая - реализуется путем централизованного регулирования ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, что позволяет эффективно влиять на ситуацию на фондовом рынке, рынке ссудных капиталов, а также на систему денежного обращения.
Контрольная – реализуется в процессе централизованного контроля за состоянием финансовых рынков, регулируемых с помощью инструментов государственного кредита.
Слайд 5Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Отличия государственного и банковского
кредита :
По характеру удовлетворяемой потребности
Потребность в госкредите определяется, прежде всего, необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.
2. Разные кредитополучатели
Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.
По целевому характеру реализации государственного кредита
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Слайд 6Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
4.
По целевому назначению
Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.
5. По обязательствам возврата
Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.
6. По экономическим интересам
Экономические интересы участников банковского кредитования
(кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.
Слайд 7Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
7.
По влиянию по объем денежной массы в обращении
Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.
По обеспечению
При предоставлении банковского кредита обеспечением выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход
Слайд 8Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Отличия финансовых категорий
«государственный кредит»
от «налогов»:
добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов
возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается
платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.
Слайд 9Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Управление государственным долгом –
является одним из
направлений финансовой политики государства и
представляет собой совокупность процессов:
подготовки к выпуску и размещению государственных ценных бумаг
регулирование рынка государственных ценных бумаг исходя из конъюнктуры фондового рынка и общей ситуации в экономики
обслуживания (т.е.выплаты дохода по ценным бумага) и погашения государственного долга
Высшим органом управления государственным кредитом РФ
является Федеральное Собрание
Слайд 10Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Федеральное Собрание устанавливает:
максимальные
размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита
максимальные размеры кредитования за счет средств бюджета.
Правительство РФ :
Устанавливает предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг
Разрабатывает Программы заимствований:
Программа государственных внешних заимствований;
Программа государственных внутренних заимствований.
3. Программы предоставляет Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год, где они подлежат утверждению.
Слайд 11Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Задачи управления государственным кредитом:
Минимизация
стоимости долга для заемщика.
Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
Эффективное использование мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов.
Обеспечение своевременного возврата кредитов.
Минимизация вывоза полученных доходов из страны
Слайд 12Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Оперативное управление государственным кредитом
осуществляют
Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ.
Министерство финансов РФ:
Является эмитентом государственных ценных бумаг от лица РФ
Определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных правительством
Осуществляет регистрацию государственных заимствований - ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ
ЦБ РФ :
Осуществляет регулирование рынка государственных ценных бумаг
Осуществляет функции генерального агента (бесплатно) по обслуживанию государственного внутреннего долга:
выполняет функции депозитария . При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий (ЦБ)
2. по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета осуществляет выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.
Слайд 13Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Меры воздействия, применяемые ЦБ:
«Пожарные»
меры – поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры действенны на короткий промежуток времени – 2-3 дня
Иностранные заимствования.
Примечание: Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности в том, что кредиты будут предоставлены.
Слайд 14Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
При управлении государственным долгом
между кредиторами и
заемщиком могут быть достигнуты соглашения о:
новации – замене обязательств по долгу другими обязательствами
унификации – объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств
конверсии – изменении условий займов, касающихся их доходности
консолидации – изменении условий обращения займов, касающихся их сроков.
Слайд 15Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Государственные займы. Государство как
заемщик
Характеристика государственных займов:
Государственные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
Государственные займы являются основной формой государственного кредита
Слайд 16Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Государственный долг – долговые
обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Общегосударственный долг - задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства
Моральный долг государства - задолженность, вновь возникшая у правительства РФ в связи с принятием некоторых федеральных законов. Например, «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ».
Слайд 17Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Классификация займов по:
праву эмиссии
(выпускаемые)
типу размещения
категории кредиторов
методам размещения
Центральным правительством
Республиканскими правительствами и администрациями субъектов РФ
Местными органами власти
Государственными учреждениями
Внутренние
Внешние
Физические лица
Юридические лица
Определенная категория юридических лиц
Универсальные
Добровольные
Принудительные
Слайд 18Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
форме юридического оформления
форме
выплаты доходов
Облигационные (эмиссия ценных бумаг -Казначейские обязательства, облигации )
Безоблигационные - договора, соглашения
Процентные:
С твердой ставкой процента
С плавающей ставкой процента
С выплатами через определенные промежутки времени
С выплатой при погашении долга
Выигрышные:
Денежные выигрыши
Товарные выигрыши
Лотерейные
Беспроигрышные
Смешанные формы:
Процентно-выигрышные
Беспроцентные (целевые)
Дисконтные
С предоставлением льгот
Слайд 19Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
срокам погашения
условиям погашения
наличию гарантий
Краткосрочные
(до 1 года)
Среднесрочные (до 5 лет)
Долгосрочные (более 5 лет)
Бессрочные
Единовременное погашение
Погашение сериями
Недвижимостью, землей
Высокодоходными и ликвидными активами
Будущими доходами от реализации комплексных проектов
Гарантиями вышестоящих органов власти
Драгоценными металлами
Слайд 20Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Принципиальные
Федеральные займы
Объем регламентируется федеральным бюджетным законодательством
Используются государственные гарантии
Наличие противоречия -
отличия:
Региональные займы
Регламентируются федеральными и региональными законами
Используются региональные и федеральные гарантии
конкуренция по поводу
выпуска и размещения
Слайд 21Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Абсолютные показатели государственного долга:
Абсолютные
показатели исчисляются в национальной, либо в свободно
конвертируемой валюте
(в России: внутренний долг – в рублевом исчислении;
внешний долг – в долларах США)
Капитальный государственный долг – его суммарная непогашенная сумма вместе с причитающимися к выплате процентами. На 1.07.2005г. он составил 107,6 млрд. долл, из них долги бывшего СССР – 52,1 млрд. долл.
Текущий государственный долг – та часть капитального долга, по которым наступили сроки платежа.
Текущий долг данного года - расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, запланированные на этот год.
Слайд 22Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Относительные показатели государственного долга:
Доля
государственного долга в ВВП страны (в мировой практике является основным, он заложен в методики и МВФ и Всемирного банка)
Доля государственного долга в денежной массе страны (точка зрения российских экономистов)
Государственный долг на душу населения страны.
Слайд 23Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Расходы федерального бюджета, всего,
млрд. рубл.
В том числе расходы по обслуживанию государственного долга, млрд. рубл.
Тоже в %% к общей сумме расходов
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
275 353 529 5000 609 1014 1193 1430
28 45 78 124 163 189 240 367
10 13 15 25 27 19 20 26
Слайд 24Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Страны:
Швеция
Германия
Нидерланды
Венгрия
США
Аргентина
Мексика
Польша
Бразилия
Россия
Украина
Мир в целом
Внешний
долг на душу населения , долл
Года
1985 1990 1995 2000
1936 2036 7570 7100
471 1518 3699 3900
2053 2870 3050
1319 1831 2750 2700
939 1912 2670 2700
1680 1278 2290 2100
1296 1290 1460 1550
895 1290 1119 1110
779 818 970 1110
197 403 650 850
- - 105 150
307 444 580 615
Слайд 25Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Заемная деятельность государства на
внешних рынках
Основа внешнего долга России – это кредиты Парижского
и Лондонского клубов.
Парижский клуб - десятки государств, где Россия одновременно выступает в качестве должника одних стран и кредитора других.
Лондонский клуб – более 600 коммерческих банков мира, предоставляющих межбанковские кредиты (предоставленные Внешэкономбанку в советское время)
Слайд 26Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Кредиты МВФ
Дата
Сумма (млрд. долл.)
1992г. - 1 млрд. долл.
1993-1994гг - два транша по 1,5 млрд. долл.
1995г. - 6,8 млрд. долл.
1996-1998гг. - 21,3 млрд. долл.
1992-1998гг. - 32,15 млрд. долл.
Условия кредитов
Жесткий контроль госбюджетного дефицита и роста денежной массы, ослабление регулирования цен и тарифов
То же + постепенная либерализация внешней торговли, в первую очередь экспорта, доступа иностранных инвесторов на финансовый рынок
То же + ликвидация внешнеэкономического субсидирования, ограничений на экспорт нефти, постепенная отмена госконтроля на экспортно-импортной выручкой
Отмена экспортных пошлин на нефть и газ, кредитование и повышение акцизов на их добычи, снижение пошлин на импорт, приватизация крупных госпредприятий, сокращение бюджетного дефицита и госрасходов, продолжение либерализации экспорта и импорта
Слайд 27Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Эффективность
государственных
займов
Э= (П-Р)/Р х100%.
где:
П – поступления от государственного займа
Р – расходы по обслуживанию государственного займа
Слайд 28Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Государство как кредитор. Бюджетные
кредиты и ссуды.
Активный государственный кредит - когда государство
выступает в роли кредитора
Пассивный государственный кредит – когда государство
выступает в роли заемщика
Основные формы Госкредита :
товарная
денежная
Товарная форма (хлебный, сахарный, автомобильный, железнодорожные займы и пр.) находила широкое применение в период послевоенного восстановления народного хозяйства СССР
Денежная форма государственных займов – является преобладающей
Слайд 29Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Бюджетный кредит – форма
финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года
Заемщики средств федерального бюджета:
Бюджетные учреждения (они имеют право лишь получать ссуду из бюджета и внебюджетных фондов, а в кредитных учреждениях и у юридических лиц - нет).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Другие юридические лица.
Органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Бюджетные кредиты могут быть обеспечены лишь банковскими гарантиями, поручительствами, залогами имущества.
Слайд 30Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Специфика государственного кредита
переходной
экономики
Несоответствие ежегодных объемов новых внешних кредитов и займов размерам ежегодных погашений основного долга.
Неоптимальная структура заимствований по срокам погашения, что приводит к возникновению пиков платежей в отдельные периоды.
Относительная изолированность от международного рынка капиталов.
Слайд 31Финансы и кредит
Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет
Тема
9. Государственный кредит в финансовой системе общества
Долговая стратегия РФ:
Снижение государственного
долга РФ к ВВП
Проведение консервативной политики в области государственных заимствований, предусматривающих возможность использования средств Стабилизационного фонда РФ для погашения государственного внешнего долга
Замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями
Развитие национального рынка государственных ценных бумаг