Слайд 1
«Социальное партнерство в сфере труда»
Выполнила: Рыбаченко К. К.
Группа: У-10-3
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Общие понятия
Органы социального партнерства
Коллективные договоры и соглашения
Участие работников в управлении
организацией
Ответственность сторон социального партнерства
Судебная практика
Слайд 3Общие понятия
Согласно ст.23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством
понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей),
органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, они также являются сторонами социального партнерства.
Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Слайд 4Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых
осуществляется социальное партнерство.
К ним относятся:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных
договоров, соглашении и их заключению;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Слайд 5Органы социального партнерства
Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:
обеспечивают регулирование
социально — трудовых отношений;
ведение коллективных переговоров;
обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений,
их заключения;
организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.
Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.
Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Слайд 6На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально —
трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Слайд 8Коллективные договоры и соглашения
Определение коллективного договора дается в ст.40 ТК
РФ, согласно которой коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые
отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.В том случае, если между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора возникли разногласия, то стороны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.
При составлении коллективного договора его содержание и структура определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
Слайд 9соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
экологическая безопасность и
охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу
с обучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменении и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово — экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В том случае, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание о том, что в коллективном договоре должны содержаться определенные нормативные положения, последние включаются в коллективный договор в обязательном порядке.
Трудовой кодекс предусматривает возможность заключения коллективного договора как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Если коллективный договор заключается в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации, то представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Слайд 10Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и
вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со
дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Помимо понятия коллективного договора в настоящей главе дается понятие соглашения сторон.
В ст.45 ТК РФ закреплено, что под соглашением понимается правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально — трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
Как и при составлении коллективного договора содержание и структура соглашения определяются по согласованию сторон.
В текст соглашения могут быть включены следующие условия:
оплата труда;
условия и охрана труда;
Слайд 11режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости
от договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть
как двусторонними, так и трехсторонними.
Соглашения в зависимости от сферы регулируемых социально — трудовых отношений, как и коллективные договоры, подразделяются на уровни:
генеральное;
региональное;
отраслевое (межотраслевое);
территориальное;
иные.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально — трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально — трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Под иным соглашением понимаются соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально — трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В ст.47 ТК РФ прописан порядок разработки проекта соглашения и его заключения.
В данной статье говорится о том, что проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Если происходит заключение и изменение соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, то такое заключение и изменение по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Слайд 12Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются
из федерального бюджета, по общему правилу должны заключаться до внесения
проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.
Законодательство предоставляет сторонам возможность по истечение срока действия соглашения продлить его действие на срок не более трех лет.
Свое действие соглашение распространяет на:
работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени;
на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения;
на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.
В случае прекращения членства в объединении работодателей работодатель не освобождается от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.
Если работодатель вступил в объединение работодателей в период действия соглашения, то он обязан выполнять обязательства, которые предусмотрены этим соглашением.
Бывают случаи, когда на работников может распространяться действие нескольких соглашений. При такой ситуации для работника будут действовать условия того соглашения, которые являются для работника наиболее благоприятными.
Регистрация соглашения производится по аналогии с регистрацией коллективного договора.
Слайд 13Участие работников в управлении организацией
Законодательством закреплено право работников на участие
в управлении организацией. Причем такое право могут быть ими реализовано
как непосредственно, так и через представительные органы.
Существуют определенные формы участия работников в управлении организацией.
К таким формам относятся:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Слайд 14Для реализации права работников на участие в управлении организацией представители
работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или
ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представителям работников также предоставлено право вносить по вышеуказанным вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Слайд 16Ответственность сторон социального партнерства
Данная глава регулирует вопросы ответственности сторон социального
партнерства, в которой установлены такие виды ответственности как:
ответственность за уклонение
от участия в коллективных переговорах;
непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Ответственность за вышеназванные правонарушения установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах
Статья 41.1. КоАП РФ
Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки — влекут наложение штрафа на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Статья 41.4. КоАП РФ
Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, — влечет наложение штрафа на лиц, виновных в непредоставлении информации, в размере до трех минимальных размеров оплаты труда.
Ответственность за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения
Статья 41.3. КоАП
Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение штрафа на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Слайд 17Судебная практика
Ж.Н.С. обратился в суд с иском к Управлению Федерального
казначейства по Ивановской области (далее УФК по Ивановской области) о
признании незаконным отказа УФК по Ивановской области в выплате единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодно оплачиваемому отпуску в 2013 году и обязании произвести единовременную выплату и материальную помощь к ежегодно оплачиваемому отпуску в 2013 году.
В судебное заседание истец Ж.Н.С. не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания от истца не поступало. В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФучитывая мнения представителя истца и представителя ответчика, не возражавших рассмотреть дело без участияЖ.Н.С., гражданское дело рассмотрено в отсутствии истца Ж.Н.С.
В предварительном судебном заседании Ж.Н.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, при этом пояснила, что согласно служебному контракту она осуществляла служебную деятельность в должности специалиста 1 разряда. В 2012 году она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске и к данному отпуску ей были выплачены единовременная выплата к отпуску и материальная помощь. После выхода из отпуска, она сразу ушла в отпуск по уходу за ребенком. ДД.ММ.ГГГГ она вышла из отпуска по уходу за ребенком и приступила к работе. Так как ей нужны были деньги, и ребёнок болел, она в ноябре 2013 года написала заявление о предоставлении отпуска, а так же заявление о предоставлении ей единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи. В предоставлении данных выплат ей было отказано сначала в устной форме, а затем в письменной. Ей было предложено написать заявление о предоставлении ей неиспользованного отпуска в количестве 29 дней за период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Она написала заявление на отпуск в количестве 29 дней с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей была выплачена материальная помощь в размере одного оклада, пропорционально отработанному времени, но в выплате единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи к отпуску ей было отказано. Считает данный отказ незаконным, и просит суд обязать УФК по Ивановской области произвести указанные выплаты.
Слайд 18 Представитель истца - Д.Л.Н. требования истца поддержала, при этом в судебном
заседании пояснила, что в 2013 году Ж.Н.С. была выплачена материальная помощь
за отработанное время, но она не является той материальной помощь, которая выплачивается к отпуску. Считает, что в фонд оплаты труда на 2013 год на Ж.Н.С. были заложены, предусмотренные выплаты к отпуску и материальная помощь, в связи с чем, единовременная выплата и материальная помощь к отпуску должны быть выплачены Ж.Н.С. в 2013 году, независимо от периода ее работы. В связи с чем, просит выплатить материальную помощь и единовременную выплату, начисляемые к отпуску, предоставленному Ж.Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика УФК по Ивановской области по доверенности - В.Н.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Ж.Н.С., так как считает, что исковые требования истца основаны на неправильном понимании правовых норм, при этом пояснила, что согласно Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» к отпуску полагается единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Материальная помощь выплачивается один раз в год за отработанное время и не привязывается к отпуску. Материальная помощь так же не выплачивается гражданскому служащему, находившемуся в отпуске по уходу за ребёнком. Ж.Н.С. была выплачена материальная помощь за 2013 год в размере одного оклада денежного содержания пропорционально отработанному времени за период сДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год, другой материальной помощи не предусмотрено. Ж.Н.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год полагается очередной отпуск в количестве 43 календарных дня, 14 дней она отгуляла до декрета в 2012 году, оставшиеся 29 календарных дней ей было предоставлено в декабре 2013 года. Статьёй 121 ТК РФ установлены периоды, которые включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, время отпуска по уходу за ребёнком в данный стаж не входит. Рабочий год каждого работника исчисляется с момента поступления его на работу, а не с 1 января текущего года. После выхода Ж.Н.С. из декретного отпуска у неё изменился период, то есть рабочий год, за который ей может быть предоставлен очередной отпуск. Новый период у неё исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В своём заявлении о предоставлении ей отпуска, Ж.Н.С. неверно указала периоды, за которые ей должен предоставляться отпуск, поэтому в её адрес было направлено письмо отДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, а так же предложено было написать заявление на предоставление оставшейся части отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 29 календарных дней. Ж.Н.С. согласилась с позицией Управления и написала соответствующее заявление. Отпуск был поделён на две части: 14 дней в 2012 году и 29 дней в 2013 году. К первой части отпуска Ж.Н.С. была произведена единовременная выплата в размере двух окладов денежного содержания, ко второй части отпуска такая выплата не положена, так как она предоставляется один раз к отпуску в целом или к одной из его частей. За новый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГЖ.Н.С. отпуск в 2013 году не предоставлялся, поэтому и выплаты, предусмотренные к отпуску, ей не выплачивались. На основании изложенного, Управление Федерального казначейства просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Ж.Н.С.
Слайд 19Решение
Отказать в удовлетворении исковых требований Ж.Н.С. к Управлению Федерального казначейства по
Ивановской области о признании незаконным отказ Управления Федерального казначейства по
Ивановской области в выплате единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодно оплачиваемому отпуску в 2013 году и обязании произвести единовременную выплату и материальную помощь к ежегодно оплачиваемому отпуску в 2013 году.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Л. Касаткин
Решение в окончательной форме составлено 24 января 2014 года.
Судья А.Л. Касаткин