Слайд 1ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Ключевые слова:
Дефектология; коррекционная (специальная) педагогика; специальная психология; лица с особыми образовательными
потребностями; особые образовательные потребности; приоритеты научно-практической деятельности
Слайд 2Определение
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos
– слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей
с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Слайд 3Задача дефектологии
Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ
системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с
различными нарушениями в развитии.
Слайд 4Приоритеты современной дефектологической науки
создание научных основ системы раннего (с
первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и
ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи;
разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;
переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержания специального обучения,
разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования,
определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
Слайд 5Определения специальной и коррекционной педагогики
используются в научном и социальном контексте
как синонимы для обозначения одной области педагогики.
Различаются по субъекту
изучения и оказания педагогической помощи
Слайд 6Сравненние субъекта
Субъект Специальной педагогики
Субъект Коррекционной педагогики
Человек с ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности
Дети и подростки,
имеющие нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении
Слайд 7Интегрированное определение
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия
обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для
достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Слайд 8Объект и предмет специальной (коррекционной) педагогики
Объект – специальное образование лиц
с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
Предмет – теория
и практика специального образования
Слайд 9Основополагающие цели
Обшая педагогика
Специальная педагогика
Формирование всесторонне развитой личности, достижение ею социализации
и самореализации
Достижение личностью максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как
высокого качества социализации и предпосылки для самореализации
Слайд 10Цели специальной педагогики
Общие Коррекционные цели
Цели социально-личностного развития
Компенсация недостатка в ходе
коррекции вторичных нарушений;
Абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и
личностная
Воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социадльного поведения
Слайд 11Задачи специальной (коррекционной) педагогики
Изучает педагогические закономерности развития личности в условиях
ограниченных возможностей жизнедеятельности
В соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями
его предъявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением
Определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
Изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем
Слайд 12Задачи специальной (коррекционной) педагогики
Разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы,
технологии, организационные условия специального образования
Разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсаторные
и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями
Изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека
Разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью
Слайд 13Задачи специальной (коррекционной) педагогики
Взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам
людей с ограниченными возможностями выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта
Исследует,
разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития
Совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию инетеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с психофизическими нарушениями
Слайд 14Специальная психология
Специальная психология - область психологии развития, которая изучает
проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность
детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых - в особых формах психологического сопровождения.
Слайд 15
Объект – проблемное развитие ребенка
Предмет – нарушение развития психической деятельности
ребенка, подбор методов диагностики и коррекции направленных на оптимизацию нарушенных
процессов
Слайд 16Цель специальной психологии
Является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами
обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии
Слайд 17Задачи Специальной психологии
Выявление общих и специфических закономерностей психического развития особенного
ребенка в сравнении с нормально развивающимся
Изучение особенностей развития отдельных видов
познавательной деятельности людей с различными типами нарушений
Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития
Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения
Психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений
Слайд 18Значение специальной психологии для специальной педагогики
На основе ее данных строится
система обучения, воспитания и социальная адаптация людей имеющих различные типы
нарушений психического развития; определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной адаптации.
Слайд 19общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психо-физического развития:
Время
начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения
с моментом определения нарушения в развитии ребенка.
Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка.
Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка.
Слайд 20общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психо-физического развития:
В
особой организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в
особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды
В определении границ образовательного пространства –потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Слайд 21Современная система специального образования
Детские сады компенсирующего вида.
Дома и школы-интернаты для
сирот.
Школы для детей с девиантным поведением.
Школы и школы-интернаты для детей-имбецилов,
аутистов, детей со сложной структурой дефекта.
Центры диагностики и консультирования.
Центры психолого-медико-социального сопровождения.
Центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
В системе специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов имеются учреждения восьми видов:
I вид – для неслышащих (глухих).
II вид – для слабослышащих и позднооглохших.
III вид – для незрячих (слепых).
IV вид – для слабовидящих и поздноослепших.
V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи.
VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
VII вид – для детей с ЗПР.
VIII вид – для умственно отсталых детей.