Слайд 1НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Понятие и функции науки.
Специфика научного познания.
Структура научного исследования.
Уровни
научного исследования.
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного исследования.
Феномен
научной революции.
Структура научного сообщества и этические нормы науки.
Слайд 2Вопрос 1. НАУКА ЭТО:
это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на
достижение нового знания.
система упорядоченных и обоснованных знаний о мире.
социальный институт
(система научных учреждений, объединяющих людей, профессионально занятых научной деятельностью).
производительная сила.
форма общественного сознания.
Слайд 3ФУНКЦИИ НАУКИ:
Культурно-мировоззренческая.
Функция непосредственной производительной силы.
Функция социальной силы.
Слайд 4Вопрос 2. Специфика научного познания
Научное познание
- это совокупность познавательных действий, направленных на получение новых и
достоверных знаний.
Его отличительные особенности, по сравнению с вненаучным познанием:
Слайд 5Специфика научного познания (продолжение)
Четкая выделенность предмета познания.
Использование специализированных материальных средств.
Регламентируется
специальными методами, принципами, нормами и т.п.
Специализированный научный язык.
Результаты должны быть
новыми и достоверными.
Субъект научного познания – специально подготовленный человек.
Слайд 6Вопрос 3. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопрос и проблема
Вопрос – форма
научного знания, фиксирующая его неполноту.
Проблема – вопрос, или комплекс вопросов,
требующий исследования и разрешения.
(установка на решение проблемы определяет актуальность исследования)
Слайд 7СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (продолжение)
Объект и предмет исследования.
Объект – фрагмент реальности,
представляющий собой целостное образование, на изучение свойств и отношений которого
направлено исследование.
Предмет – совокупность характеристик объекта, изучение которых определено целью и задачами исследования.
Слайд 8СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (продолжение)
Цель, задачи и условия исследования
Цель –
приращение знания, содержащего ответы на зафиксированные в проблеме вопросы.
Задача –
детализация знаний, которые необходимо получить для достижения цели исследования.
Условия – комплекс обстоятельств (материальных, познавательных, методологических), при которых проводится исследование.
Слайд 9Вопрос 4. Уровни научного исследования
Слайд 10Уровни научного исследования (продолжение)
Слайд 11Вопрос 5. ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ
Метод – это:
Способ разрешения познавательной
проблемы;
Система предписаний, определяющих содержание и последовательность познавательных действий.
Методология – это:
это
учение о методах.
система принципов, методов, способов постижения истины.
Слайд 12Классификация методов научного исследования
Слайд 13Вопрос 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Научная революция – это перестройка оснований науки
(научной картины мира, принципов, идеалов, норм, ценностей науки), изменение стратегии
научного поиска. По Т.Куну – это замена одной научной парадигмы другой.
Научные революции делят на частнонаучные и общенаучные (глобальные).
Слайд 14Вопрос 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (продолжение)
В истории естествознания выделяют четыре глобальные
научные революции:
Первая: XVII век. Становление классического естествознания (механической картины мира).
Вторая: конец XVIII — первая половина XIX века. Переход к дисциплинарно организованной науке. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, несводимые к механической.
Слайд 15Вопрос 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (продолжение)
Третья: конец XIX - середина XX
вв. Связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходит цепная реакция
революционных перемен в разных науках: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
Слайд 16Вопрос 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (продолжение)
Четвертая: последняя треть ХХ – ХХI
век. Рождается новая, постнеклассическая наука. Наряду с дисциплинарными исследованиями на
передний план все более выдвигаются междисциплинарные, комплексные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.
Слайд 17Вопрос 7. СТРУКТУРА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
Понятие «научное сообщество» ввел Т.Кун (работа
«Структура научных революций» ).
Научное сообщество - это
люди, занимающиеся научной деятельностью и объединенные идеалами и ценностями науки. По Куну, - это сторонники одной научной парадигмы.
В научном сообществе выделяют 2 уровня:
Национальное научное сообщество (действует в пределах того или иного государства).
Дисциплинарное научное сообщество (ограничено рамками соответствующей области знания).
Слайд 18Вопрос 7. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ НАУКИ (этос науки)
Этос науки - это
система норм, принципов, запретов и предписаний, регулирующих деятельность ученых и
отношения в научном сообществе .
Их специфика:
Они не писанные, действуют как нормативные ожидания;
Имеют механизм внешнего контроля за их выполнением: через набор позитивных и негативных санкций со стороны общества, коллег, последующих поколений;
Могут совпадать с общечеловеческими нормами, а могут им противоречить.