Слайд 1ГИА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Часть С2
(По темам сборника И. П. Цыбулько)
ГИА
2013
Беспалова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №
3 г. Мыски Кемеровской обл.
Слайд 3
Ответы ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений Цыбулько И.
П.
Ответы на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ.
Будет
ли тема сочинения (цитата) одинаковой для всех вариантов?
В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.
Думаю, коллеги с благодарностью бы изучили методические рекомендации по подготовке к лингвистическому сочинению. Как известно, чтобы научить ребёнка, нужно сначала материал осознать, отработать самому учителю.
Мы столько лет "готовились" к сочинению на лингвистическую тему... Возьмите, например, слова Степанова.
Действительно, часть 3 экзаменационной работы становится заданием повышенной сложности, заданием для тех учеников, которые в полной мере овладели необходимыми для написания сочинения навыками. А куда определить моих троечников да и самых слабоуспевающих учеников?
А слабый ученик способен получить"3" и без части С.
Слайд 4Приблизительные формулировки тем для лингвистического сочинения
«В языке есть… слова. В
языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется,
чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин
Слайд 5Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания (указан автор): «(приведена цитата)».
Аргументируя
свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 6В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата
умного человека (писателя, философа, учёного-языковеда).
Чтобы понять её смысл, нужно найти
ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут , о чём писать в сочинении.
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это –
те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
(Лев Васильевич Успенский)
Слайд 8 Вариант 16
«Пунктуационные знаки имеют своё
определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный
знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
(Светлана Ивановна Львова)
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема,
слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
(Михаил Викторович Панов)
Слайд 1023
31
33
17
5
10
6
21
22
35
26
29
Некоторые темы объединены общим смыслом, поэтому их можно
классифицировать, объединить в тематические блоки. Например:
1
25
2
30
13
24
18
3
11
7
12
Язык как средство познания действительности
и выражения мыслей
Богатство и образность речи, точность слова
Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика)
27
15
16
20
19
Синтаксис
Слайд 11Теоретические
рассуждения
Тезис
Вывод
2 примера
Слайд 12Вступление
Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь
приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)».
Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
Почему Л.В. Успенский считает, что грамматика и слова «это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»?
Слайд 13Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно
с помощью таких речевых клише:
Попробуем разобраться в смысле этих
слов.
Я согласен с этим высказыванием.
Как можно понять это высказывание?
Попробуем объяснить данное утверждение.
Это высказывание я понимаю так.
Что имел в виду писатель (учёный)?
Слайд 14Основная часть
В основной части нужно
объяснить,
как вы понимаете слова автора цитаты
привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению
и иллюстрирующие языковые явления
Слайд 15Примеры
необходимо привести 2 примера;
примеры должны быть из указанного текста;
примеры
должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне;
необходимо указать роль примеров в
тексте
Слайд 16Включение примеров
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста.
Пример этого языкового явления можно найти в предложении ...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
В подтверждение приведу пример из … предложения текста.
Рассмотрим … предложение.
Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Слайд 17Подсказки!
В качестве аргументов можно использовать материалы тестовых заданий. Лексика:
А2, А3, В1
A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте
слово «жмутся»(предложение 2).
1) держатся близко друг к другу, теснятся
2) сжимают что-либо
3) скупятся
4) съёживаются
A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел
Грамматика: В4, В5, В7.
Слайд 18 Заключение (вывод)
Заключение так же, как и вступление,
не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения —
подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Слайд 19 Образец сочинения
Современный
лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими
словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в».
Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».
Слайд 20Использованные материалы
Беспалова Татьяна Васильевна,учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.
Русский язык. Теория.
5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.
ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.
http://www.fipi.ru (Проект демоверсии КИМ ГИА - 9 2013 г.)
http://egeigia.ru/component/remository/func-startdown/76
http://капканы-егэ.рф