Разделы презентаций


Средние века и Возрождение.ppt

Содержание

Идейные основы Теоцентризм (религиозный характер). Тесная связь с Библией, идеи которой задавали основную проблематику средневековой философии. Идея творения (как основа онтологии) и идея откровения (как основа познания)Провиденциализм (божественный план, промысел).Бога можно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия Средних веков

Философия Средних веков

Слайд 2Идейные основы

Теоцентризм (религиозный характер). Тесная связь с Библией, идеи которой

задавали основную проблематику средневековой философии. Идея творения (как основа онтологии)

и идея откровения (как основа познания)
Провиденциализм (божественный план, промысел).Бога можно просить защитить, простить, поменять судьбу; изменить ход человеческой судьбы можно актом веры в Бога и исполнением моральных заповедей; грех можно искупить; Бог может помиловать; фатальность исчезает.
Эсхатологизм. Учение о конце света, втором пришествии Христа, Страшном суде и воскресении мертвых (они воскреснут телесно, но это будет не наше бренное биологическое, а иное тело).
Обязательность ссылок на древние авторитеты. Доказательство авторитетом. Высшим авторитетом являлось Писание, затем тексты Отцов церкви, среди античных философов сначала Платон, потом Аристотель.



философия носила религиозный характер

Идейные основы Теоцентризм (религиозный характер). Тесная связь с Библией, идеи которой задавали основную проблематику средневековой философии. Идея

Слайд 3Идеи и проблемы средневековой философии


Монотеизм.
Никейский символ веры

(325 г.). «Веруем во единого Бога всемогущего, Создателя всего видимого и невидимого. А также во единого Господа, Иисуса Христа, единородного Сына Божьего, рожденного Отцом своим, от сущности Отца… несотворенного, единосущного с Отцом...; ради нашего спасения Он сошел и воплотился посредством Св. Духа.., а на третий день воскрес и вознесся на небо и приидет вновь, чтобы судить живых и мертвых… Верую в Дух Святый».
Определение Бога и Его природы недоступно для человека. Бог «Благой без качеств; Великий без количеств; Творец без нужды, заказа и зависимости; Содержащий все без внешнего; Вездесущий без изменений в себе».
Бог уникален, радикально отличен от всего другого. Такой Бог немыслим античной философии. Бог есть бытие, первоначало мира, но бытие живое, волящее, т.е. личность


Доказательства бытия Бога. Обобщающая роль здесь принадлежит Фоме Аквинскому. Его доказательства:
- «Все в мире причинно обусловлено – значит, есть Первопричина».
- В мире есть движение, значит, есть Перводвигатель.
- Все конечные вещи случайны, значит, есть Необходимое существо.
- Творение несовершенно, значит, существует Совершенное бытие.
- Все в мире целесообразно, значит, есть разумный Зодчий.

Идеи и проблемы средневековой философии            Монотеизм.

Слайд 4Идеи и проблемы средневековой философии
Проблема соотношения веры и разума
Суть проблемы:

главная задача средневековой гносеологии – познание Бога. Можно ли познать

Бога с помощью разума? Или только с помощью веры?
1. Знание и вера – антиподы. Принципиальная непознаваемость Бога средствами разума. Вера не нуждается в знании, т.к. она – откровение. Тертуллиан. Верую, ибо абсурдно.
2. Знание и вера должны объединиться
2.1. «Верую, чтобы понимать» – позиция Августина. Вера стимулирует и продвигает понимание. «Не имея веры, не можешь понять» (Исаия). Вера – отправной пункт философии, разум только растолковывает откровения веры.
2.2. «Понимаю, чтобы веровать» – позиция Абеляра. Разум доводит человека до своих границ, а далее – вера. Абеляр говорил, что понимают с помощью веры и разума, а принимают с помощью Божественной благодати.
3. Знание и вера могут сосуществовать, т.к. у них разные источники. Начиная с 13 в. идет тенденция размежевания разума и веры. Знание замыкается на разум, вера – на откровение. Поэтому философские и теологические истины не исключают друг друга.
4. Между верой и разумом лежит пропасть. Оккам (14в.) Истины Откровения принципиально избегают света разума, а философия – не служанка теологии.








Идеи и проблемы средневековой философииПроблема соотношения веры и разумаСуть проблемы: главная задача средневековой гносеологии – познание Бога.

Слайд 5Идеи:
Проблема человека в средневековой философии
-Соотношение души и тела человека. Воскресение

во плоти
-Новое понимание закона как Божественного повеления. Моральные нормы

– заповеди Бога, до и без Бога не существуют. Высшая добродетель – стремление к Богу, повиновение его заповедям (смирение), возврат к простоте младенца, отречение от себя.
-Проблема зла
-Проблема свободы воли. Разум обосновывает, но воля выбирает. Первородный грех – это уклонение от воли, высокомерие. Свободная воля свободна лишь тогда, когда не допускает зла. После первородного греха у нее есть возможность выбора между добром и злом. Но человеку трудно предпочесть добро. Отсюда необходимость благодати, т.е. помощи Бога.
-Свобода воли и Божественное провидение.


Человек – образ и подобие божье
Человеку свойственен первородный грех


Идеи: Проблема человека в средневековой философии-Соотношение души и тела человека. Воскресение во плоти -Новое понимание закона как

Слайд 6Основные этапы развития средневековой философии.
Патристика (2-8 вв.)
что происходило -

формирование мировоззренческого стандарта средневековой мысли.

Представители
Тертуллиан, Августин Аврелий

Наиболее острые проблемы


тринитарная (о соотношении ипостасей Бога);
христологическая (сочетание во Христе божественной и человеческой природы);
антропологическая (божественная благодать, греховность человека, проблема свободы воли, спасение и искупление)
Основные этапы развития средневековой философии.Патристика (2-8 вв.) что происходило - формирование мировоззренческого стандарта средневековой мысли. ПредставителиТертуллиан, Августин

Слайд 7Цитаты из Августина
"Люби грешника, но ненавидь грех»
****************************************
"Дай мне целомудрие —

но только не сейчас!
**********************************************
"Что делал Бог до сотворения неба и

земли?" Я отвечу не так, как, говорят, ответил кто-то, уклоняясь шуткой от настойчивого вопроса: "Приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком". Одно — понять, другое — осмеять…
И если чей-то легкомысленный ум… удивляется, почему Ты, Господи… не приступил к такому великому делу в течение бесчисленных веков, то пусть он пробудится и поймет, что удивление его напрасно. Как могли пройти бесчисленные века, если они не были еще созданы Тобой, Творцом и Учредителем всех веков? Было разве время, Тобой не учрежденное? И как могло оно пройти, если его вовсе и не было? А так как делатель всякого времени — Ты, то, если до сотворения неба и земли было какое-то время, то почему можно говорить, что Ты пребывал в бездействии? Это самое время создал Ты, и не могло проходить время, пока Ты не создал времени.
Ты не во времени был раньше времен, иначе Ты не был бы раньше всех времен."
"Исповедь", книга 11, главы 12 и 13

"Не было времени, когда бы Ты не создавал чего-нибудь; ведь создатель самого времени Ты. Нет времени вечного, как Ты, ибо Ты пребываешь, а если бы время пребывало, оно не было бы временем.
Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? Кто смог бы постичь мысленно, чтобы ясно об этом рассказать? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре, как о совсем привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говорим о нем, мы, конечно, понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова.
Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени.
А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?"
"Исповедь", книга 11, глава 14

Цитаты из Августина

Слайд 8Основные этапы развития средневековой философии.
Схоластика (9-14 вв.)
попытка рационального обоснования

и систематизации христианского вероучения.
Схоластика — это попытка возвести строение

истинно философской мысли на фундаменте жесткой религиозной догмы. Первое — подлежит философской аргументации, последнее — нет. Философская аргументация была разнообразной и проводилась с тщательностью педантизма, но если кто-нибудь непреднамеренно начинал подвергать сомнению догму, он мог с легкостью закончить свою жизнь на костре. В скором времени главным приемом философских дебатов стала демонстрация того, что оппонент совершил основную ошибку — впал в противоречие догме. Философия стала опасной силовой игрой для немногих, обладающих блестящим умом и немалыми амбициями. 

Представители
Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам

Основные проблемы:
доказательство бытия Бога,
соотношение веры и разума,
проблема свободы воли,
провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога).
Проблема универсалий.

Основные этапы развития средневековой философии.Схоластика (9-14 вв.) попытка рационального обоснования и систематизации христианского вероучения. Схоластика — это

Слайд 9Философия эпохи Возрождения (Ренесса́нс) (14-16вв.)

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло

на представления людей о мире и месте человека в нем.

Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Философия эпохи Возрождения (Ренесса́нс) (14-16вв.)Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и

Слайд 10Основные черты
Антропоцентризм - интерес, в первую очередь, к человеку и

его деятельности
Гуманизм – идеология, рассматривающая человека, его личность, его свободу,

его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов


Основные чертыАнтропоцентризм - интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельностиГуманизм – идеология, рассматривающая человека, его

Слайд 11Основные черты
Пантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда

отождествляющее Бога и мир
«Бог во всём и всё в Боге»


Н. Кузанский


Значение идей Ренессанса:
Ценностная реформа (место человека в мире) ;
Формирование научной картины мира;
Разделения сфер философии и теологии;
Реформация

Основные чертыПантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир«Бог во всём и

Слайд 12Философские течения эпохи Возрождения
Гуманистическое
( Данте, Петрарка, Монтень)
Натурфилософское
(Кузанский, Коперник, Леонардо

да Винчи)
Общественно-политическое
(Н.Макиавелли, Мор)





Философские течения эпохи Возрождения Гуманистическое ( Данте, Петрарка, Монтень)Натурфилософское(Кузанский, Коперник, Леонардо да Винчи)Общественно-политическое(Н.Макиавелли, Мор)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика