Слайд 1Тема 1. Общение и коммуникация
Слайд 2Общение и коммуникация: сходства и различия
Общение – сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь.- М.,85).
Слайд 3Три составляющие общения
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между
людьми;
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами;
Перцептивная сторона означает
процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.
Слайд 4Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:
умением устанавливать психологический контакт;
учетом особенностей коммуникативного
воздействия;
аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
эффективностью использования вербальных и невербальных
средств общения.
Слайд 5Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:
уместностью принятых управленческих решений;
четким распределением обязанностей среди
сотрудников;
умелым разрешением конфликтов.
Слайд 6Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:
познание себя в процессе
общения;
познание и понимание собеседника;
прогнозирование поведения партнера по общению.
Слайд 7Тема 2. Основные понятия теории коммуникации
Слайд 8Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ века
и имеет три значения:
средства связи любых объектов материального и
духовного мира;
обмен, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
обмен и передача информации в обществе (социальная коммуникация).
Слайд 9Коммуникация
это контакты с целью обмена
идеями, мнениями и информацией
в
устном или письменном виде посредством символов или действий.
Цель коммуникационного
процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Слайд 10Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:
Диалог – общение
равноправных партнеров
Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации.
Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.
Слайд 11Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах:
Монологической -
однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации
Диалогической –
обмен информацией, когда субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны
В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений.
Полилогической – многостороннее общение
Слайд 12Целями коммуникации являются:
обмен и передача информации;
формирование умений и
навыков,
развитие профессиональных качеств;
формирование отношения к себе, к другим
людям, к обществу в целом;
обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
изменение ценностных установок и мотивации поведения;
обмен эмоциями.
Слайд 13Коммуникация выполняет следующие функции
информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией);
интерактивную (взаимодействие индивидов в
процессе межличностного общения);
гносеологическую (познавательную);
аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями);
нормативную
(процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании);
социально-практическая (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).
Слайд 14Тема 3. Коммуникация как процесс. Модели коммуникаций
Слайд 15Коммуникативный процесс и его составляющие:
производство информации
ее распространение
прием
использование
Слайд 16Зарождение идеи: отправитель формулирует смысл того, что и почему он
хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
Кодирование и выбор канала —
перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова или символы (вербальное оформление), а также жесты, мимику (невербальное оформление).
Передача — Она может осуществляться устными или письменными сообщениями непосредственно от одного лица к другому или посредством почты и других каналов связи (телефон, компьютерные сети и т.д.).
Декодирование — процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму.
4 этапа обмена информацией
Слайд 17Стандартная модель коммуникативного процесса
Коммуникатор (отправитель) — лицо, генерирующее идеи,
объем информации, собирающее и передающее ее.
Сообщение — информация, которую отправитель
передает желаемому получателю, формируется в результате кодирования. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
Канал связи — средство передачи информации; Каналы, по которым передается сообщение в организации, различны. Информация может передаваться путем личного общения, телефонных переговоров, групповых встреч, передачи сообщений по факсу, докладных и служебных записок, документов и т.д.
коммуникант Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Слайд 18Схематическая модель процесса коммуникаций
Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю,
роли сторон изменяются.
Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция
каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение.
В этом случае устанавливается двусторонний, коммуникативный процесс.
Слайд 19Эффективность коммуникаций
Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель
продемонстрировал понимание идеи, осуществил действия, которые ждал от него отправитель.
Значительное улучшение обмена информацией происходит при использовании в коммуникационном процессе обратной связи.
Обратная связь — реакция получателя на сообщение.
Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.